Становление поликультурного образования в России

Габова Юлия Михайловна

1. Введение.

2. Понятие поликультурного образования.

3. Причины возникновения поликультурного образования.

4. Основные факторы развития поликультурного образования в России.

5. Важный стимул для обновления содержания общего образования в России.

6. Вклад в разработку проблем поликультурного образования.

7. Предпосылки становления поликультурного образования в России.

7.1. Идеи П.Ф. Каптерева о роли поликультурного образования в становлении личности.

7.2. Выгоды для обоснования поликультурного образования из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выгодского.

8. Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_polikulturnogo_obrazovaniya_v_rossii.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление поликультурного образования в России

Слайд 2

План: 1. Введение. 2. Понятие поликультурного образования. 3. Причины возникновения поликультурного образования. 4. Основные факторы развития поликультурного образования в России. 5. Важный стимул для обновления содержания общего образования в России. 6. Вклад в разработку проблем поликультурного образования. 7. Предпосылки становления поликультурного образования в России. 7. 1. Идеи П.Ф. Каптерева о роли поликультурного образования в становлении личности. 7.2 . Выгоды для обоснования поликультурного образования из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выгодского. 8. Заключение. 9. Список источников.

Слайд 3

Поликультурное образование (гр. – многокультурное ) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.

Слайд 4

Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем. Среди них экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей и идеалов .

Слайд 5

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе, и др.

Слайд 6

Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания нашего государства к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.

Слайд 7

В 1997г. и в 2002г. на базе Пятигорского государственного лингвистического университета были проведены Всероссийские научно-практические конференции « Поликультурное образование: проблемы и перспективы » . В них конференции приняли участие известные деятели науки и образования Северного Кавказа, ученые, педагоги, психологи, культурологи, лингвисты, социологи Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, представители Министерства РФ по делам национальных отношений и Бюро ЮНЕСКО в России, представители Московского государственного университета культуры и искусств и других ведущих вузов России. Такое широкое сотрудничество ученых и практиков из различных областей гуманитарного знания позволило обеспечить междисциплинарный подход к разработке проблем поликультурного образования.

Слайд 8

В 1996 г. вышло Постановление Правительства Москвы « Об открытии школ с этнокультурным компонентом » , послужившее важным стимулом для обновления содержания общего образования на основе национально-культурных традиций народов России, а также для приобщения школьников к мировому культурному наследию. Вместе с тем, во многих российских школах проблемам культуры в целом и национальных культур в частности, уделяется пока мало внимания.

Слайд 9

Особый вклад в разработку проблем поликультурного образования внесли ученые Пятигорского государственного лингвистического университета. В 1999г. ими была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России (103

Слайд 10

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности.

Слайд 11

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному.

Слайд 12

Важные выгоды для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выгодского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

Слайд 13

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой.

Слайд 14

Новые образовательные программы должны предоставлять обучаемым возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям. Преподаватель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

Слайд 15

Список использованной литературы 1.Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш . проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко ; под ред. Л.Л. Супруновой. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 240 с. – (Сер. Бакалавриат ). 2.Каптерев П.Ф. Избр . пед . соч. М., 1982. С. 421. 3.Выготский Л.С. Собр. соч. -Т. 3. - М., 1983. - С. 145.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!