Понятие о художественном методе и стиле

Габова Юлия Михайловна

Традиционный литературоведческий анализ произведения художественной литературы строится с опорой на две взаимосвязанных и взаимоопределяющих категории - категории метода и стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_hudozhestvennom_metode_i_stile.pptx199.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о художественном методе и стиле Габова Юлия Михайловна

Слайд 2

Традиционный литературоведческий анализ произведения художественной литературы строится с опорой на две взаимосвязанных и взаимоопределяющих категории - категории метода и стиля.

Слайд 3

В литературном энциклопедическом словаре под редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева, а также в краткой литературной энциклопедии под редакцией А. А. Суркова дается следующее определение метода:

Слайд 4

«Метод художественный - категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20-х годах и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Метод - общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности».

Слайд 5

В отечественной науке теоретическая разработка понятия метода началась в 20-е годы 20 века. Оно было выдвинуто в качестве основного понятия литературоведения теоретиками РАПП, и тогда же начались споры о значении этого термина. Утвердилась концепция метода как принципов собственно художественного познания объективной действительности. Эта концепция возникла на основе теории натурализма (в частности - в «Экспериментальном романе» Э. Золя), где метод трактовался как объективно достоверное познание естественной и общественной природы человека в разнообразных и типичных проявлениях. Реализм был признан сущностью художественного творчества. Всякое другое искусство стало рассматриваться как неполноценное, враждебное реализму.

Слайд 6

В 1957 году по вопросам реализма состоялась широкая дискуссия, которая положила начало новому этапу в изучении проблем художественного метода. Дискуссия показала научную несостоятельность концепции «реализм - антиреализм ». Новый взгляд на проблему сущности метода был изложен такими литературоведами, как Л. Н. Тимофеев, М. С. Каган, В. Г. Поспелов.

Слайд 7

В словаре литературоведческих терминов 1974 года под редакцией Л. Н. Тимофеева находим следующее определение: «Метод - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей». То есть метод оказывается соотнесен с определенным периодом развития литературы.

Слайд 8

С. М. Каган связывает понятие метода не только с историко-художественным процессом, но и относит метод к категории психологии художественного творчества. Согласно Кагану, структура творческого метода складывается из взаимодействия четырех установок - познавательной, оценочной, созидательной и знаково-коммуникативной. На этом основании, например, объективно сближаются творческие методы, в которых установка на познание жизненной реальности доминирует над всеми другими и подчиняет себе все другие - это реалистическая структура метода.

Слайд 9

Однако при анализе конкретных произведений метод у Кагана «проявляется» только с какой-либо одной стороны: в реализме ведущим оказывается познавательный принцип, в романтизме - оценочный, в модернизме - созидательный. Тем не менее, теория Кагана ценна тем, что в ней категория метода определяется не одним, а несколькими параметрами. Метод - это, во-первых, определенный способ познания действительности; во-вторых, способ ценностной интерпретации жизни; в-третьих, способ преобразования жизненной данности в образную ткань искусства. И, наконец, метод определяется как способ построения системы образных знаков.

Слайд 10

Эти же компоненты входят в структуру современного определения художественного метода, где методом называют особый тип образного видения мира, исторически сложившийся способ отражения, воссоздания и пересоздания, типизации действительности. То есть художественный (творческий) метод - это 1) принципы художественного отбора, 2) способ художественного обобщения, 3) принципы эстетической оценки действительности, 4) принцип художественного воплощения действительности в произведениях искусства.

Слайд 11

Говоря о конкретных художественных методах, можно назвать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Однако в настоящее время трудно говорить о каком-либо одном художественном методе, примененном в конкретном произведении. Главная тенденция 20-21 вв. - синтетизм . Так, у большинства русских писателей 20 века элементы реализма так или иначе синтезированы с элементами нового «универсализма» в некое сложное целое - у каждого по-своему.

Слайд 12

Метод не существует вне конкретно-индивидуального претворения. В художественном произведении метод реализуется через стиль, который современными учеными трактуется по-разному.

Слайд 13

В литературном энциклопедическом словаре под редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева под стилем понимается устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы. Стиль в широком смысле - сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит. В узком смысле стиль - это система речевых особенностей произведения. Однако большинство литературоведов видят в стиле «осуществленное единство формы и содержания…эстетическую целостность содержательной формы».

Слайд 14

Дифференцируя понятия метода и стиля, Л. Н. Тимофеев отмечает: «В методе обнаруживается то, что связывает писателя с близкими ему писателями, в стиле - то индивидуальное, что отдаляет его от них: его личный опыт, талант, манера речи и пр. Метод не существует вне стиля, также как стиль вне произведения». В соответствии с этим, стиль, согласно Тимофееву, - это «единство основных идейно-художественных особенностей (идеи, темы, характеры, сюжеты, язык), обнаруживающиеся на протяжении всей творческой работы писателя».

Слайд 15

В. Г. Поспелов дает сходное определение стиля: «Стиль - это свойство экспрессивно-образной формы художественных произведений в конкретном единстве ее предметных, композиционных и речевых деталей, непосредственно эстетически воспринимаемых».

Слайд 16

Говоря о стиле одного произведения, исследуют не только индивидуальные особенности писательской манеры, но помещают произведение в более широкий контекст художественного развития, то есть в этом смысле стиль «выражает общие особенности, присущие большому литературному направлению, притом, что каждый принадлежащий к нему писатель обладает собственным стилем».

Слайд 17

В лингвистике понятие стиля связано с выбором и комбинацией различных языковых средств в различных условиях общения. Выбор средств осуществляется на всех уровнях - фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом. Это стилистический анализ.

Слайд 18

СПАСИБО