презентация "Сенсорные способности детей раннего возраста"

В презентации раскрывается  в трудах видных ученых дошкольной психологии и педагогики  теоретическая и практическая значимость сенсорного развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli_sensornyh_sposobnostey_detey.pptx310.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорные способности детей раннего возраста автор – составитель Атякшева Татьяна Витальевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования АСОУ …основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

Слайд 2

Русский просветитель, медик, биолог, физико-химик, действительный статский советник, заслуженный профессор Московского университета, один из основоположников психологии. " Корни мысли лежат у ребёнка в чувствовании", то есть прежде, чем мыслить, ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть, слышать, различать. Для развития сенсорных способностей необходимо создать развивающую среду. Однако как бы разнообразны не были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным». Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905)

Слайд 3

Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы Я. А. Коменский в своей педагогической системе выделяет программу материнской школы, как начало воспитательной и образовательной работы с ребенком. Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по мнению Я.А.Коменского , заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления, правильно их называть. Коменский Ян Амос (1592-1670

Слайд 4

Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. И.Г. Песталоцци разработал свою воспитательную систему раннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. И.Песталоцци говорил, что начинать обучение ребенка нужно с периода младенчества. Он считал, что познание окружающего мира детьми раннего возраста должно происходить посредством обучения. Обучение, исходящее от взрослого, является более высокой ступенью по сравнению с природным обучением. Он советует обучать так, чтобы уже в раннем детстве в сознании ребенка фиксировался определенный круг представлений, дети овладели бы некоторыми навыками, которые станут основой для последующего развития. И.Песталоцци предлагал сделать для ребенка более определенными и обширными первоначальные представления о главных предметах нашего сознания, полученных при наблюдении за ними Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827)

Слайд 5

Фридрих Фребель (1782 – 1852) В своих педагогических трудах Фребель обращает внимание педагогов на необходимость той предметной среды, которая обучающим образом будет вызывать ребенка к познанию окружающей обстановки. Также он разработал систему из 6 «даров». В связи с биологической потребностью детей в игровой деятельности, Фребель создал игры-занятия, в которых серьезное содержание давалось в игровой форме. Фребель в своих работах отмечал, что ребенок, подобно сказочным героям, может во всем видеть все и из каждого предмета сделать все. Немецкий педагог предполагал, что при помощи «даров» ребенок не только знакомится с предметами окружающей обстановки и развивает фантазию, но и узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, размеру, познает физические явления. Фребелевская система игр-занятий с «дарами» преследовала цель сформировать у детей представления о формах жизни, познания, они являются также средствами умственного, эстетического воспитания детей. Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Слайд 6

Тихеева Елизавета Ивановна (1866-1944) Е.И.Тихеева ввела в практику «естественный» дидактический материал: камешки, листья, шишки. Он был предназначен для ознакомления детей с формой. Е.И.Тихеева считала «гимнастику органов чувств» вспомогательной задачей для воспитания восприятия. Она писала: « Дети приобретают все основные сенсорные представления из окружающей жизненной обстановки, а специально созданные пособия служат для проверки добытых представлений ребенка в тех случаях, когда окружающая обстановка не дает всего необходимого материала». Известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Слайд 7

Монтессори Мария (1870 -1952) М. Монтессори писала: « Нужно предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в выборе самостоятельной работы». Задача воспитателя по методике Монтессори - помочь ребенку организовать свою деятельность, пройти собственным путем, реализовать свою природу. Дидактический материал Монтессори является важнейшим составляющим элементом в реализации сенсорных способностей детей раннего возраста. М. Монтессори, в отличие от Е.И. Тихеевой, использовала на своих занятиях искусственный дидактический материал. Монтессори - материалы были просты в применении и привлекательные по внешнему виду, они соответствовали особенностям детей. Помощь саморазвитию ребенка М. Монтессори предлагала осуществлять дифференцированием системы материалов, относящихся к учебным разделам: сенсорики, развитие речи, обучению письму и другим разделам. В рамках каждого раздела Монтессори - материалы упорядочены, постепенно усложняются. По мнению М. Монтессори, игры и упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов и т.д. Мария Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств у детей. Она отмечала, что особое значение оно имеет для детей от 0-5,5 лет, когда у них формируется весь организм. Итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Слайд 8

Усова Александра Платоновна (1898 – 1965) В 1960 году коллективом научных работников под руководством А.П.Усовой была начата систематическая разработка вопросов сенсорного воспитания. Разработка вопросов осуществлялась вместе с проведением психологических исследований, посвященных закономерностям формирования перцептивных действий. Педагогические исследования А.П. Усовой помогли дальнейшему развитию концепции сенсорного воспитания. Отличительным подходом к сенсорному воспитанию в этих исследованиях является включение работы по формированию восприятия в продуктивную деятельность детей. В экспериментальное обучение продуктивным видам деятельности было включено ознакомление детей с эталонными значениями свойств и их систематизацией. Научным коллективом А.П.Усовой в задачи сенсорного воспитания также было включено формирование сложных видов, оперирования образами. В результате этих педагогических исследований произошло расширение сферы сенсорного воспитания в нескольких направлениях: в направлении его внедрения в обучение новым видам продуктивной деятельности и решение новых классов познавательных задач - оперирование образами. Специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

Слайд 9

Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992) В 80-х годах XX века Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина разработали свою теорию и методику сенсорного воспитания. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Л. Венгер отмечает, что истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства. Педагог также придает большое значение в сенсорном воспитании формированию у ребенка представлений о сенсорных эталонах. Главное в этом формировании - это умение пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов. В книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина выделяют основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. Авторы книги отмечают особую значимость связи сенсорного воспитания с обучением детей продуктивным видам деятельности. На основе выделенных задач сенсорного воспитания Л. Венгером и Э. Пилюгиной была разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на сенсорное воспитание и обучение детей. Советский психолог, доктор психологических наук, профессор