Использование наглядности как средства повышения познавательного интереса у учащихся в начальных классах.

Хуснуллина Чулпан Нургалиевна

На каждому роке учитель использует наглядность, чтобы заинтересовать учащихся любого возраста. Наглядность привлекает внимание детей и мотивирует их к изучению предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядности как средства
повышения познавательного интереса у
учащихся в начальных классах.

В 17 веке Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Песталоцци превратил этот принцип в основное средство обучения.

Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные закономерности: органы чувств обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения пропускают в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, и прочно.

В  науке  нет  строгой  классификации  средств  обучения.  Некоторые  ученые

подразделяют их на средства, которыми пользуется о

бучающий для эффективного

достижения  целей  образования  (наглядные  пособия,  технические  средства),  и

индивидуальные  средства  обучаемых  (школьные  учебники,  тетради,  письменные

принадлежности  и  т.п.).  В  число  дидактических  средств  включаются  и  такие,  с

которыми  связана,как  деятельность  обучающего,  так  и  обучаемых  (спортивное

оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Согласно идее В.А. Сластенина, в качестве основания для классификации

дидактических  средств  используется  чувственная  модальность. В  этом случае дидактические средства подразделяются на:

визуальные (зрительные)-предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды,

ИКТ, презентации;

аудиальные (слуховые) –радио, магнитофоны, музыкальные

инструменты и т.п.;

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) –звуковые фильмы, телевидение

и т.п.

        Классификаций дидактических средств очень много, но кажый учитель выбирает для себя необходимые наглядности.

        В нашей гимназии мы используем разные наглядности: схемы, таблицы, диаграммы, картинки, фотографии, изображения. Мы часто применяем визитки, публикации, открытки, брошюры, сделанные учителями нашей гимназии и учащимися на практических занятиях.

Правила применения наглядности

  1. Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
  2. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
  3. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  4. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
  5. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
  6. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
  7. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

Литература:

  1. Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года.  - Астана, 2005.

2.     Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

3.     Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

4.     Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.