Современные методики коррекции нарушений письменной речи.

В презентации отражена методика Семенович по коррекции дисграфии у  школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные методики Коррекции нарушений письменной речи у школьников. Презентацию выполнила: судентка 1 курса 157 группы направления 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование ", профиль "логопедия" факультета пп и со, Чуприкова наталья

Слайд 2

Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность , которая предполагает порождение высказывания : создание внутренней схемы , выбор слов , грамматическое структурирование . В понятие « письменная речь » входит : - Чтение - Письмо . Письмо – знаковая система фиксации речи , позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени . Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи . Чтение – восприятие написанного , воспроизведение текста « про себя » или вслух .

Слайд 3

Нарушения письменной речи возникают на фоне: - нарушени й устной речи ; - недоразвити я фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов ; - нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма ; - рассогласовани я в работе слухового , зрительного анализаторов и артикуляции ; - отставани я в развитии психических процессов ( памяти , внимания , мышления ).

Слайд 4

Виды нарушений письменной речи . Дисграфия - частичное нарушение процесса письма , проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках , обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма , при сохранном зрении , слухе , интеллекте , при регулярном педагогическом процессе . Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения , проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения , обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения . Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи .

Слайд 5

Дисграфия . Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Слайд 6

Артикуляторно-акустическая дисграфия . Представляет отражение неправильного произношения на письме . Проявляется в виде пропусков , замены и смешения букв . Акустическая дисграфия Замена букв , соответствующих фонетически близким звукам . Замена и смешение парных звонких и глухих согласных . Замена и смешение свистящих и шипящих . Замена и смешение аффрикатов и их компонентов . Замена и смешение гласных первого – второго ряда . Пропуски , замена и смешение мягкого знака . Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции .

Слайд 7

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . 1) нарушение анализа — членения предложений на слова ( слитное написание слов , раздельное написание слов ( приставки , корень ); 2) слогового и фонематического анализа и синтеза : - искажение звукобуквенной , слоговой структуры слова , - пропуски согласных при их стечении , - пропуски гласных , - перестановки букв , - добавление букв , слогов .

Слайд 8

Аграмматическая дисграфия - неправильное употребление падежных окончаний , единственного и множественного числа существительных ( деревы , ручков ); - неправильное употребление прилагательных ( лисячий хвост , медведевая берлога ); - нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании ( семь конев , два кони , красная платья , дождь пошла и др .) - неправильное употребление предложно-падежных конструкций ( Цветы стоят в ваза .) - пропуски членов предложения , чаще всего сказуемых ( Мальчик песочнице ); пропуски подлежащего и достаточно часто — определения ( Пошел в лес . Собирает грибы . Зимой у зайца шуба . Его не видно .); - нарушение связи между отдельными предложениями , чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода ( Заяц бегал , бегал по лесу . И вдруг увидел . У него быстрые ноги . Лиса злится .); - неправильное членение текста на предложения .

Слайд 9

Оптическая дисграфия . - неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов , зеркальное написание букв , недописывание элементов , лишние элементы ; - замены и смешения графически сходных букв ( п — т, л — м, и — ш, в — д ).

Слайд 10

Дислексия Фонематическая дислексия ( проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении ; в нарушении чтения , обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа ( побуквенное чтение , искажение звукослоговой структуры слова ( пропуски , перестановки ). Аграмматическая дислексия . Недоразвитие грамматического строя речи ( словоизменение , словообразование , связь слов в предложении ). Мнестическая дислексия . У детей появляются трудности в усвоении всех букв , нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком . Семантическая дислексия . Нарушение понимания прочитанных слов , предложений и текста . Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически ( графически ) сходных букв и в их недифференцированных заменах .

Слайд 11

Дизорфография Для дизорфографии характерны стойкие ошибки , связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме , при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации .

Слайд 12

В русской орфографии выделяются следующие основные принципы : - фонетический (в основе его - четкое , правильное произнесение всех звуков речи ( слова записываются так , как слышатся и произносятся ); - морфологический ( четкое представление о структуре слова - при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие ); - традиционный ( выбор буквы для обозначения фонемы , находящейся в слабой позиции , осуществляется на основе этимологии и традиции ( заяц , корова ); - морфолого-графических аналогий ( объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода ( ночь — ночью ); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода ( врач — врачом ); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола ( брось ) и инфинитива ( стеречь )).

Слайд 13

Первичная профилактика дислексии и дисграфии Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного : охрана здоровья будущих матерей и беременных , оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности , предупреждение родового травматизма , инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни . Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии . Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей . При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте . Дети , сменившие язык обучения , относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка . Работа с неблагополучными семьями и семьями детей , не посещающих детский сад . Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе .

Слайд 14

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии Основные этапы работы: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Слайд 15

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена в трёх направлениях работы . 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма ( дыхательные упражнения , массаж , развитие сенсомоторики , преодоление мышечных дистоний , формирование навыков внимания ). 2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов ). 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Слайд 16

Основные направления коррекционной работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 17

Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии: Развитие общей и мелкой ручной моторики. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы). Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания. Развитие мышления.

Слайд 18

Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.