Статья.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Щербакова Ирина Васильевна

Концепцией развития дополнительного образования детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию  и развитию творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры, укрепление здоровья и на организацию их свободного времени. Синтез искусств и культуры,  богатый спектр возможностей для творческого развития любого ребенка, дает возможность в реализации творческих достижений учащихся на конкурсах и фестивалях, реализации значимых проектов учреждения, города и региона в целом - это результат эстетического развития  культурной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbakova_i.v._-statya.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

И.В.Щербакова

магистрант

Тольяттинский государственный университет

кафедры "Педагогика и методики преподавания"

г.о.Тольятти, Российская Федерация

методист

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детский Дом культуры",  

г.о.Тольятти, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация. Статья посвящена эстетическому развитию обучающихся, которая определяет компетентную эстетическую реализацию общеразвивающихся программ дополнительного образования. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Во многом это зависит от системы воспитания и дополнительного образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Концепцией развития дополнительного образования детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию  и развитию творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры, укрепление здоровья и на организацию их свободного времени. Синтез искусств и культуры,  богатый спектр возможностей для творческого развития любого ребенка, дает возможность в реализации творческих достижений учащихся на конкурсах и фестивалях, реализации значимых проектов учреждения, города и региона в целом - это результат эстетического развития  культурной личности в МБУ ДО Детском Доме культуры г.о.Тольятти.

Ключевые слова: общеразвивающие программы; эстетическое развитие; эстетика; обучающиеся; дополнительное образование; Детский Дом культуры; творчество; развитие личности;  развитие художественного вкуса; формирование культуры.

Идеи эстетического развития зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский Н.Г.) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [3, с.76]. Эта категория и легла в основу системы эстетического развития.

Термин «эстетика» введен в научный оборот лишь в XVIII в. Понятие эстетика встречается у народов Древнего Востока, оно чаще всего выступало как синоним прекрасного. Поэтому, в античной культуре и философии функционирует термин «прекрасное», т. е. как наиболее общая эстетическая категория, и как прекрасное в собственном смысле слова, в отличие от других эстетических понятий [5, с.56]. Например: трагического и комического, которые относятся к жанровым характеристикам литературы и искусства.

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и ряд других более узких понятий как раз находят свое обобщенное выражение в эстетическом, однако сравнительно долгое время этот момент не осознавался. Интересно отметить, что слово эстетическое как субстантивированное прилагательное в русском языке стало широко употребляться совсем недавно. Это нашло отражение хотя бы в том, что «Краткий словарь по эстетике» 1963г. этого термина не содержит. Но уже в 1964 г. выходит в свет коллективный труд «Эстетическое», где дается анализ дискуссии «О природе эстетического», состоявшейся в мае - июне 1961 г. Ее материалы были опубликованы в журналах «Вопросы философии» «Вопросы литературы» и в ряде других периодических изданий. Дискуссия была организована кафедрой эстетики МГУ. В ней приняли участие наиболее видные эстетики не только Москвы, но и других городов Советского Союза. Она нашла отражение также и в социалистических странах, в частности в Болгарии, ГДР и других [1, с. 102]. Спор шел о сущности эстетического. Одни отстаивали мысль о том, что эстетическое по своей природе относится к явлениям общественного, социального характера. По их мнению, нет оснований искать эстетическое в структуре материи, ее свойствах и закономерностях. Оно якобы есть нечто иное, как «опредмечивание» сущностных сил человека, его «родовых качеств», результат «очеловечивания» природы. Эстетические свойства предметов и явлений природы, согласно этой точке зрения, образуются в ходе общественно-исторической практики, на основе познания и использования материальных качеств этих предметов и явлений и места их в конкретной системе общественных отношений. Теоретические основы, эстетические свойства в природе ставятся в зависимость от общества, возникают как следствие действия социальных факторов.

Предметом дискуссии фактически были категории прекрасного и отчасти возвышенного в отношении непреобразованной природы, а не эстетическое во всем его объеме. Правда, при этом неизбежно возникали вопросы относительно того, в какой мере свойства, структура и закономерности материального порядка могут быть носителями эстетического содержания (ритм, пропорция сочетание красок, отношения, гармония и т. д.).

Наибольшую трудность представляет собой раскрытие объективного содержания эстетического. Некоторые эстетики считают, что объективной основой здесь является социальная обусловленность эстетического сознания. Однако в таком случае не принимается во внимание сам эстетический предмет, его структура, сущность, свойства, закон его существования. Возникают также трудности с решением вопроса о критерии эстетического.

Другие специалисты по эстетике считают, что эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность). Все эти объективные свойства на разных уровнях развития материального мира в многообразных формах его существования проявляются специфическим образом. Одно дело гармония звуков и красок, другое гармоничность личности. Однако между этими явлениями имеется сходство. Сами по себе указанные свойства представляют лишь элементарные формы эстетического, но в своей совокупности они отражают объективные свойства целостного объекта который оказывает специфическое влияние на духовный мир личности и порождает специфические реакции: эстетические чувства, переживания, оценки и т. д.

Что касается субъективно-эстетического, то оно, будучи отражением эстетического объекта и обусловленное социальными факторами, проявляется в целой гамме чувств, переживаний, эмоциональных оценок, потребностей. В идеале оно находит наиболее полное выражение, поскольку последний складывается не только на уровне чувственного отражения и оценок явлений и предметов действительности, но и на основе рационального познания. Эстетический идеал выступает в тесной связи с нравственными, социальными, политическими идеалами. Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетических чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д.

Наконец, эстетическое проявляется в творчестве человека по «законам красоты».

Эстетическое развитие (от греч. aisthesis - ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости.
        В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в эстетическом развитии младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического развития, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Художественное — это сфера лишь искусства, оно является понятием, входящим в понятие эстетическое. Всякие попытки отнести их к разным сферам, или видеть между ними лишь точки соприкосновения, или, наконец, отождествлять их не имеют под собою твердого основания. Художественная деятельность возникла в результате разделения труда и обособилась в особую сферу человеческой активности сравнительно поздно, она носит четко выраженную идеологическую направленность. Иногда, эти категории нечетко разграничивают. Так, расширяя понятие «художественное», не которые исследователи включают в искусство и продукты утилитарно-практической деятельности, поскольку они содержат эстетические аспекты. Последние будут возрастать в многообразных формах человеческой активности, но это не означает, что труд, образ жизни, форма общения, практическая духовная деятельность людей будущего приобретут статус искусства.

Тенденция к отождествлению эстетического началась в труде, технике, быту, поведении, общественных отношениях, общении с искусством, с художественной культурой имела место в 20-х гг. Выдвигалась идея «жизнестроения », т. е. замена искусства «искусством высокой техники».

Художественная культура высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности, тех потребностей, которые сопряжены с ее наиболее высокими духовными потребностями познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека. Следовательно, понятие «художественное» отражает то общее, что свойственно искусству во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, специфике художественного восприятия, осознания и оценки произведений искусства. Термин «художественное» близок по значению термину «художественная культура».

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как: гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другие.

Развитие личности - это изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта[8, с.43].

Эстетическое воспитание - это один из видов воспитания. Д.Б. Лихачев так определил, что такое эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. [4, с.67]

В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», выделив основные положения, говорящие о его сущности:

- Это процесс целенаправленного воздействия;

- Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;

- Задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

- Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Задачи эстетического воспитания. Их можно разделить на две группы:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему;

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Задачей эстетического воспитания традиционно является - содействие созданию гармоничной, творчески развитой личности.

Учебный план учреждения дополнительного образования включает дисциплины эстетического цикла — театр, музыку, изобразительное искусство, хореографию. Они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у учеников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет - линия - объем, тон цвета, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Принцип связи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содержании занятий.: "Изобразительное искусство", "Декоративно-прикладное искусство".

Одно из сильных средств воспитания театрального вкуса и эстетической отзывчивости — развитие театральной культуры. На уроках художественного слова учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении и на сцене, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая театральной культурой, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга или сценарий, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет обучающихся к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в Детском Доме культуры является вокальное  пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в ДДК отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты.

Возможности художественного образования и эстетического развития личности, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться актерской игре.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты". Педагогические наблюдения показали, что ученики довольно интенсивно посещают кино, смотрят фильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Главная  проблема в решении вопроса об осуществлении эстетического развития личности заключается в отсутствии учебно-методических материалов.

 Развитие эстетических качеств как психологических образований обусловлено условиями и факторами окружающей среды, содержанием социального эстетического опыта, теми социально-культурными отношениями, в которые дети включаются в результате своей деятельности и общения, а также их активности.

Анализируя процессы происходящие  в современном российском обществе, дает возможность раскрыть причины и противоречия, происходящие в воспитательном процессе. В наше время остро встает проблема повышения эстетического развития личности средствами искусства. Эстетическое воспитание эффективно, если оно строится на основе системного целостного подхода, признания обучающегося как эстетически развитой личности, приобщения  обучающегося к  культурным ценностям народов России и Поволжья, формирования культурных ценностей на уроках в учреждении дополнительного образования, в школе и дома.

Исходя из особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей можно сделать вывод о том, что данная область образования  наиболее благоприятна для развития эстетического воспитания обучающихся. Об этом говориться в работах А.К. Бруднова "Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Приобщение ребенка к культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько общественная потребность, сколько наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь"[2, с.45].

  Список использованной литературы:

  1. Белик А. П. Эстетика и современность. М.: 1963. -127с.
  2. Гуревич П.С. Культурология  / П.С. Гуревич - М.: Гардарики, 2000.– 280с.
  3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: 1997. - 320с.
  4. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. - М.: //Просвещение. - 1979. - 123 с.
  5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994.
  6. Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010. - 210с.
  7. Педагогический словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М. М.: «Академия» - 2005. -  445с.
  8. Педагогический энциклопедический словарь.//глав.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 578с.
  9.  Подласый,  И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов / И.П. Подласый. - В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 276 с.

©И.В.Щербакова, 2016