Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Солдатенкова Оксана Анатольевна

В статье представлены основные закономерности становления слоговой структуры слова в онтогенезе и проявления нарушений этого процесса у детей с речевой патологией; раскрывается содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное образовательное учреждение

                                        «  СОШ №4»

                                               СТАТЬЯ

на тему « Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушением речи

                                                                                                                                           Учитель-логопед :    Солдатенкова О.А.

     2019 год

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

Аннотация: В статье представлены основные закономерности становления слоговой структуры слова в онтогенезе и проявления нарушений этого процесса у детей с речевой патологией; раскрывается содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: слоговая структура слова, ритмико-мелодическая структура слова, ударение.

Недостатки речевого развития, которые определяются как нарушение слоговой структуры слова, отмечаются у детей с недоразвитием речи.

Освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи – правильно подбирать их по смыслу и изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.

Дети с нормальным речевым развитием уже к трём годам усваивают звукослоговой состав трёх-четырёх сложных слов. Характерным для этого этапа развития речи является то, что овладение слоговой структурой слова часто происходит быстрее, чем усвоение звукового состава слова. Искажение структуры слова наблюдается лишь на незначительном количестве слов. Овладев той или иной структурой слова, ребёнок к 3-м годам правильно произносит как хорошо знакомые слова, так и слова, редко употребляемые.

А.Н. Гвоздев, изучая закономерности усвоения ребёнком слоговой структуры слова, отмечает, что ребёнок с нормой речевого развития к 3-м годам овладевает умениями воспроизводить определённое количество слогов в слове, правильно употреблять ударение в слове, воспроизводить звуковой состав слова.

Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева нарушение слоговой структуры слова рассматривают как один из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития. Основными проявлениями этого нарушения являются невнятное, искажённое (часто до неузнаваемости) произнесение слов; отсутствие повторной речи, речевого подражания; трудности в овладении ритмико-мелодической стороной слова и навыками послогового воспроизведения слова.

Формирование слоговой структуры слова является составной частью логопедической работы по преодолению у детей недоразвития речи. При овладении слоговой структурой слова ребёнок должен усвоить как структурные элементы речи, так и смысловую сторону речи. Развитие слоговой структуры слова идёт параллельно с усвоением звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Этот факт учитывается при определении последовательности работы с детьми.

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом).

Для развития речеслухового восприятия и слухоречевой памяти детей приучают прислушиваться к звукам окружающего мира и различать их по качественным характеристикам (тихий – громкий, высокий – низкий), по пространственным направлениям (далеко – близко, слева – справа, сверху – снизу): шум дождя, ветра, воды, проезжающего транспорта и т.д.; звучание музыкальных инструментов, крики животных (Е.В. Шереметьева).

Организация различных видов деятельности, в том числе и речевой, тесно связана с развитием ритмической способности. Ритм регулирует динамические особенности речи, к которым относится ударение. Усвоение ритма лежит в основе развития слоговой структуры слова, так каждое слово имеет свой ритм: двусложный, трёхсложный и т.д., кроме того в слове присутствует ударение (ритм с акцентом), определяющее его значение.

Освоение ритма осуществляется в движении, в рисовании, в игре. В работу включается проговаривание звукоподражательных сочетаний (тик-так, му, ко-ко, бум-бум, ту-ту, би-би и т.п.), которое сочетается с одновременным прохлопыванием ритма: ритм без акцента; акцентированный ритм (с ударением).

Различение длительности звучания гласных звуков, количества проговариваемых сочетаний способствует развитию умений различать ритмические отношения, что является основой овладения слоговой структурой слова.

Выделение и различение в слове гласных звуков направлено также на развитие ритмико-мелодической стороны речи: произнесение гласных звуков с разной громкостью голоса, с разной длительностью произнесения звука. При проговаривании звуков выполняются следующие действия: сбор пирамидки, мозаики, раскладывание кубиков, нанизывание бус и т.п. Эти приёмы способствуют повышению интереса у ребёнка к проговариванию звуков в процессе совместной деятельности со взрослым, позволяют не только услышать звуки, но и наглядно увидеть их количество и качество.

Деление слов на слоги развивает у ребёнка речевой слух. Обучение делению слова на слоги основано на чётком, послоговом проговаривании слов с ритмическим движением, включая зрительную опору, с определением последовательности и места слога в слове.

Деление слов на слоги на первом этапе проводится неосознанно на основе проговаривания слов с одновременным отстукиванием ритма. Переход к более осознанному делению слов на слоги происходит в процессе соотнесения количества выполненных ритмичных движений (проговаривание слова с одновременным складыванием пирамидки, мозаики, раскладыванием кубиков, нанизыванием бус, рисованием кругов, палочек, одновременным ритмичным прошагиванием, отхлопыванием, отстукиванием) с количеством частей в слове.

При закреплении навыков произнесения слоговых контуров различного размера следует формировать у детей способность переключаться с одного слога на другой (для предупреждения ошибок уподобления слогов), включение слогов со стечением согласных звуков способствует в дальнейшем освоению слов сложной звукослоговой структуры.

Обучение произношению слов различной слоговой структуры осуществляется при проговаривании слов, состоящих из усвоенных типов слогов. При этом важно развивать понимание последовательности слогов в слове на основе различения слов с переставленными слогами, договаривания слога в слове. Также этому способствует деление слов на слоги, которое основано на выделении количества гласных звуков. В качестве зрительной опоры используется схема слова, зарисованная или выполненная с помощью сигналов (любые предметы или специальные символы), затем на слух определяются гласные звуки в слове, количество слогов по количеству гласных звуков.

Особое внимание уделяется развитию умения слышать ударный слог, выделять ударение в слове, поскольку оно воспроизводится как законченное звуковое единство только благодаря ударению. Обучение начинается с различения ударного слога в словах чужой речи, а затем в собственной речи. В качестве зрительной опоры используется схема слова.

Отработка слоговой структуры слов проводится в определённой последовательности, которая представлена в работах А.К. Марковой (14 классов слов).

Далее закрепление усвоенной слоговой структуры слова проводится в предложениях, в различных текстах и в самостоятельной речи.

В целом, логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. Необходимо помнить, что формирование слоговой структуры слова развивает у ребёнка «языковое чутьё», способствует не только развитию фонетической стороны речи, но и предупреждает нарушения письменной речи.

Список литературы

  1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011.
  2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.  М.: Детство-Пресс, 2007.
  3. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р.Е. Левина. – М., АРКТИ, 2005.
  4. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / А. К. Маркова // Хрестоматия по логопедии. Т. 2. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. – М., 1997.
  5. Шереметьева, Е. В. Музыкально-логопедическое занятие с детьми раннего возраста при отклонениях в овладении речью различного генеза / Е. В. Шереметьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3. – 2010.