ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

Раннее начало комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в рамках психолого-педагогического сопровождения содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению его в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Сопровождать развитие - значит разработать и применить систему психолого-педагогических методов, приемов и технологий, обеспечивающих личностный рост ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малофеева Екатерина Владимировна

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО БГПУ им.М.Акмллы

Россия, г. Уфа

Е-mail:E.Malofeeva82@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

АННОТАЦИЯ. Раннее начало комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в рамках психолого-педагогического сопровождения содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению его в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Сопровождать развитие - значит разработать и применить систему психолого-педагогических методов, приемов и технологий, обеспечивающих личностный рост ребенка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Технологии сопровождения, ранняя помощь, принципы, мероприятия, профилактика.

Раннее детство считается чрезвычайно важным и ответственным шагом в формировании детей. В данный период прослеживается наибольшая скорость формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для успешного развития всех умственных способностей ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В первые три года контролировать психическое развитие необходимо для раннего выявления отклонений, составления индивидуального плана коррекции и профилактики, направленных на создание условий для полного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы имеет наибольшее значение на ранних этапах ментального онтогенеза для развития личности. Из-за быстрых темпов развития в ранние детские годы, оставленные незамеченными или казавшиеся незначительными отклонения от нормы, могут привести к выраженным изменениям в зрелом возрасте. [2]

Кроме того, младенчество - это более широкие возможности коррекции из-за большей пластичности психики ребенка, чувствительности к вмешательствам, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому крайне важно раннее выявление возможных отклонений в развитии детей младшего возраста. Если начинать корректирующие меры еще в младенчестве, есть возможность исправить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту и, следовательно, предотвратить последующие отклонения.

Анализ статистических данных показывает, что сегодня до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70%- диагностируются с перинатальными поражениями центральной нервной системы. А у некоторых детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% корректирующих действий того или иного направления. [1] Все больше проявляется потребность создания службы раннего сопровождения, на ЧТО уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открыты психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки детей раннего возраста. Именно такая форма организации раннего сопровождения должна осуществляться в каждом ДОО.

Целью сопровождения является создание оптимальных технологий, необходимых для полноценного физического и умственного развития, эмоционального и социального благополучия детей раннего возраста.

Задачи:

• раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

• создание необходимой образовательно-развивающей среды;

 • разработка и применение индивидуального плана коррекции;

• активизация потенциала ребенка;

 •реализация профилактики дисгармоничного развития детей.

Основные принципы:

  • Принцип междисциплинарного подхода
  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные особенности
  • Принцип создания специально организованной педагогической среды [1]

Технология сопровождения детей раннего возраста в условиях ДОО:

1 этап направлен на детей, и включает организационные формы помощи детям раннего возраста с проблемами развития. Содержание работы в этом направлении заключается в проведении наблюдательной и диагностической работы с целью изучения того, как реализуется период адаптации ребенка к детскому саду, оценивается уровень развития ребенка и происходит раннее выявление детей с отклонениями в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях обучения и социальной адаптации.

Основываясь на наблюдениях и результатах диагностики, производятся выводы, а также даются устные и / или письменные рекомендации родителям и воспитателям группы для наиболее эффективного определения будущей коррекции с детьми. Обнаружение нарушений развития обуславливает  разработку индивидуальной программы. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания образовательной среды группы, изменения стиля взаимодействия с детьми, пересмотра повседневной жизни детей и др.

2 этап  в технологии сопровождения ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с онтогенезом и дизонтогенезом детей раннего и младшего возраста;

б) в случае необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) содействовать в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующих развитие личности ребенка.

Мероприятия 3 этапа в технологии сопровождения направлены на оказание психолого-медико-педагогической помощи родителям маленьких детей. В настоящее время эта помощь представлена на консультативном уровне: индивидуальное и групповое консультирование, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными характеристиками  ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В будущем планируется организация в детском саду консультирования молодых родителей, где они смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.

Направления деятельности дефектолога:

Работа в диагностической области обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям, данного возраста развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка - его нормативность, наличие временных задержек, в целом и по отдельным критериям.

Диагностика ведется в ходе анкетирования родителей, бесед с воспитателями  и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (заполнение карты психофизического развития ребенка по эпикризным срокам (авторы Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного психолого-педагогического обследования ребенка (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за детьми.

Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям сопровождения, определяя содержательную основу их реализации.

 Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных мероприятиях, индивидуальные и групповые развивающие занятия с воспитателем (с учетом рекомендаций дефектолога).

Работа в развивающем направлении направлена на стимулирование потенциала ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного возникновения и развития у него ведущих психологических новообразований этого возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения.

Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с воспитателем и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Коррекционное направление – подразумевает целенаправленные усилия  по изменению образовательной среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления трудностей в учебной и игровой деятельности, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психических  функций.

Реализуется функция коррекции в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также во время коррекционных занятий.

Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационных и мотивационных областей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс развития. Получателями  консультативной помощи являются как родители детей раннего возраста, так и воспитатели, врачи, другие специалисты.

Содержание рекомендаций включает информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д.

Консультативная функция осуществляется  в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям и педагогам, а еще в виде оформления стендовых консультаций.

Технология психолого-педагогического сопровождения:

  1. Анкетирование родителей (до того, как ребенок начал ходить в детский сад) (см. Приложение 1). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей в раннем дошкольном возрасте и по подготовке к поступлению в детский сад (см. Приложение 2). Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его характеристики, стиль семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
  2. Наблюдение за детишками  в группе. Беседы с родителями и педагогами. Проведение психологической диагностики уровня адаптации ребенка к ДОО (см. Приложение 3). Главной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
  3. Заполнение воспитателем под руководством дефектолога карты психофизического развития ребенка раннего возраста (см. Приложение 4) с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуально-коррекционной работы (индивидуально по эпикризным срокам на каждого ребенка).
  4. Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
  5. Дать рекомендации родителям и воспитателям. Разрабатывать и осуществлять индивидуальные комплексно коррекционно-развивающие программы (в случае необходимости).

Предполагаемые результаты:

  • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
  • Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
  • Создание специально организованной образовательной среды.

Список литературы:

  1. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
  4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
  5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дата заполнения_________________

  1. Ребенок:

а) фамилия, имя________________________________________________________________

б) дата рождения____________        в) сколько лет, месяцев на настоящий момент_____________

2.   Мать:

а) фамилия, имя, отчество_________________________________________________________

б) дата рождения __________________________

в) образование, специальность, место работы _______________________________________

_______________________________________________________________________________

3.    Отец:

 а) фамилия, имя, отчество________________________________________________________

б) дата рождения __________________________

в) образование, специальность, место работы ________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.    Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)__________________________________

_______________________________________________________________________________

  5.   Была ли патология беременности и родов (если была, то какая: токсикоз, угроза прерывания, кесарево сечение и т.д.) ________________________________________________

6.   Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, операции, травмы перенес _____

_______________________________________________________________________________

7.  Закаливаете ли Вы ребенка, как именно, как часто ________________________________

_______________________________________________________________________________

 8. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье? _____________________________________

 9.  Есть ли у ребенка аллергия? На что именно?______________________________________

_______________________________________________________________________________10.  Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения  с ними __________

_______________________________________________________________________________

11.   К кому из членов семьи ребенок больше всего привязан __________________________

12.  Как   переносит  разлуку   с  матерью?  (Легко. Плачет, но быстро успокаивается. Через некоторое время успокаивается. Тяжело.) __________________________________________

13.   Кто в основном занимается воспитанием ребенка? ______________________________

14. Перечислите, какие методы поощрения применяются в семье и как   на них реагирует ребенок?_______________________________________________________________________

15.  Какие используются методы наказания, и какова на них реакция ребенка?___________

________________________________________________________________

16.   Какие игры предпочитает ребенок – подвижные или настольные (типа конструирования),  

индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых? _____________

______________________________________________________________________________

17.  Чем особенно любит заниматься, какие игрушки любит, кто их убирает? _____________

_______________________________________________________________________________

18. Осуществляете ли Вы совместные игры, направленные на развитие ребенка, какие, насколько часто? Как к ним относится ребенок?______________________________________

_______________________________________________________________________________

  19.  Насколько  ребенок  самостоятелен  –  умеет  занять  себя  или  постоянно  требует  внимания      взрослых? ___________________________________________________________

 20. Насколько долго ребенок может заниматься одним делом? _________________________

_______________________________________________________________________________

 21.  Какое  настроение  наиболее  характерно  для  Вашего  ребенка  (жизнерадостное,  спокойное,    возбужденное, плаксивое, неустойчивое и т.д.)? _________________________

_______________________________________________________________________________

  22.  Какие особенности поведения Вы замечаете? Вызывает ли что-то у Вас беспокойство? (Например, отрицательные привычки; боязнь чего-то, агрессивность по отношению к окружающим; излишняя обидчивость и т.п.) _________________________________________

________________________________________________________________________________

  23.  Любит ли ребенок помогать Вам? Что Вы можете ему доверить? ____________________

________________________________________________________________________________

  24.  Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда?________________________

________________________________________________________________________________

25.  Посещал ли ребенок детский сад ранее, сколько времени, как относился к посещению детского сада? __________________________________________________________________

26.   Какие у ребенка отношения с детьми, охотно ли он с ними играет, если есть трудности, то какие?_______________________________________________________________________

27.   Как ребенок реагирует на общение с окружающими взрослыми (боится, легко вступает в контакт и т.д.), есть ли желание с ними общаться? __________________________________

________________________________________________________________________________

28.  Как ведет себя в новой ситуации или с незнакомыми людьми ______________________

29.   Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него. __________

________________________________________________________________________________

          30. Что бы Вы хотели узнать и какую помощь получить от педагогов и специалистов детского сада?____________________________________________________________________________

      _________________________________________________________________________________

     _________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие.

Приложение 2

Памятка для родителей

Психологические особенности детей раннего возраста

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

Большое значение для развития личности раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка детей в это время является равноценной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте все его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, «открытия».
  • Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

                                                                             Радуйтесь Вашему малышу!

Приложение 3

Диагностика уровня адаптированности

ребенка к дошкольному учреждению

Группа ______________________                                                     Учебный год __________________

Воспитатели __________________________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Итого

Общий эмоциональ-ный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познаватель-ная и игровая деятельность

Взаимоотно-шения с взрослыми

Взаимоотно-шения с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Инициативен

Принимает

инициативу взрослого

Уходит от взаимоотноше-ний, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

                                                                 Дефектолог ____________________

Обработка диагностики уровня адаптированности

ребенка к дошкольному учреждению

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток  к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

А. Остроухова. Как измерить адаптацию.// Обруч, №3, 2000 г

Приложение 4

Карта психофизического развития ребенка

раннего возраста

  1. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя _______________________________________________________________________

Дата рождения _________________________                       Группа ___________________________

Домашний адрес  ____________________________________________________________________

  1. Результаты психолого-педагогической диагностики

Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Двигатель-

ное развитие

Навыки

Социальное развитие /

Поведение

Заключение

1год

6мес.

1год

 9 мес.

2 года

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструирование

Изодеятельность

Навыки

Двигательное развитие

Социальное развитие /Поведение

Заключение

грамма-тика

вопросы

восприятие формы

восприятие цвета

2 года

6 мес.

3 года