Аксиологический подход

Рудакова Юлия Ильгизовна

Аксиологический подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksiologicheskiy_podhod.pptx717.19 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аксиологический подход

Слайд 2

Аксиология Аксиология - это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, духовные , культурные, психологические и нравственные ценности. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт явление», которые обусловливают развитие человека в обществе. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя.

Слайд 3

Идеи аксиологического подхода Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценности сами по себе остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Слайд 4

К числу аксиологических принципов относятся: равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга. Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Слайд 5

Принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии Образование – исторический процесс. Накопленные обществом социально значимые ценности передаются от одного поколения другому в процессе образования. Для отечественного образования советского периода значимыми являлись идеологические ценности, которые утратили в настоящее время свою актуальность. Для современной школы характерны такие ценности: самовыражения и саморазвития личности; Формирование ее ценностных ориентаций, и творческого потенциала.

Слайд 6

Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей Любая образовательная система существует в определенном социокультурном пространстве и взаимодействует с ним. На передний план выступает идея развития ребенка через передачу ему общекультурных ценностей, пониманием им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.

Слайд 7

Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей Особое внимание в образовательном процессе следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия природы, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, и приобщить их ценностям прошлых поколений.

Слайд 8

Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей Норма является внешним регулятором поведения человека, чтобы должное стало предметом личных устремлений, собственных убеждений человека оно должно быть пережито человеком. Требование ответственного поступка означает, что каждое действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала» ? Это стихотворение о том, что девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме.

Слайд 9

Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Предназначение человека заключается в признании единственности и претворении ее в жизнь ответственным поступком. Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей

Слайд 10

Педагогика Педагогика - Наука о воспитании и образовании. Образование – процесс формирования образа бытия и в его рамках – образа человека на основе ценностного сознания, отношения, поведения личности; процесс усвоения нравственного знания, являющегося основанием действий и поступков человека. Педагогическая аксиология рассматривает понятие «Образование» в качестве центрального, т.к. оно влияет на все остальные базовые процессы, происходящие в культуре и обществе.

Слайд 11

Воспитание – передача старшими поколениями и усвоение новыми поколениями способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный процесс формирования у личности социально значимых качеств. Воспитательное пространство представляет собой пространство культуры, основанной на традициях и новаторстве . Традиции – то база для творчества, накопленный поколениями ценностный опыт. Новаторство – преобразование, выход на новый уровень. Педагогика

Слайд 12

Аксиологический подход в педагогике Ценностное сознание – форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Мировоззрение – концептуально выраженная система взглядов человека на мир. На себя и на свое место в мире .

Слайд 13

Аксиологический подход в педагогике Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления . ( К миру вещей, явлениям природы; К людям, явлениям социума; К самому себе. ) Ценностная установка – это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями . Ценностная ориентация – система устойчивых отношений личности к окружающему миру и к самому себе в форме фиксированных установок на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества.

Слайд 14

Аксиологический подход в педагогике Ценностное поведение – целенаправленные действия человека, внутренними регуляторами которых являются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации . В ценностном поведении отражается осознание своего долга перед обществом, осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости для него. В поступке как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, явлениям, самому себе, к миру в целом. Регуляторами ценностного поведения являются любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, совесть – общезначимые ценности, основанные на эмоциях.