Личностно-ориентированный подход

Рудакова Юлия Ильгизовна

Личностно-ориентированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod.pptx714.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход В обучении в начальной школе

Слайд 2

Введение В современном мире с его бурными изменениями, всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном обществе. Оптимизация учебного процесса через внедрение личностно-ориентированного обучения одно из ключевых направлений работы современной школы. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Слайд 3

Личностно ориентированное обучение Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность , субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .

Слайд 4

Технологии личностно-ориентированного подхода технология педагогической поддержки ребенка; педагогика сотрудничества; гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили ; разноуровневое обучение; технология полного усвоения знаний; метод проектов; личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской .

Слайд 5

Первостепенные требования, предъявляемые к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса - учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая и опыт его предшествующего обучения; - изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование личного опыта каждого ученика, а не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование и обобщение предметного содержания; - активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; - необходимость постоянного согласования субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний; - необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые выполняет ученик, во время усвоения учебного материала; - конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач; - выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимость средствами учебника или учителя стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; - образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

Слайд 6

Различие личностно - ориентированного урока от традиционного Целеполагание . Цель - развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог: учитель - ученик. Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик - центральная фигура. Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. Деятельность ученика. Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно - поискового и проектного обучения развивающего характера. Отношения «учитель -- ученик». Субъектно - субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения. Учитель при подготовке и проведении личностно ориентированного урока должен выделить первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая собственную позицию

Слайд 7

Специфика личностно-ориентированного урока в начальной школе оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных - радость, досада; психофизических - бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность; организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов; построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога; применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт; для развития коммуникативных умений учащихся отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы; использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

Слайд 8

Специфика личностно-ориентированного урока в начальной школе показ различных методов и способов работы с учебным материалом; выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися; для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке; обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки ; создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности; использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения, проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.

Слайд 9

Необходимый дидактический материал Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы, но обязательно должен включать в себя - набор методик, которые позволяют провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса; - материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником; - материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности, с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности; - материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную или совместную с родителями творческую деятельность; - материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние; - материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.

Слайд 10

Личностно-ориентированный в фгос оон Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социально значимые личностные качества, сформированность основ российской гражданской идентичности, активную деятельностную позицию;

Слайд 11

Личностно – ориентированный подход в фгос ноо Задачи: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

Слайд 12

Личностно-ориентированный подход в ФгОС НОО Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

Слайд 13

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Личностно-ориентированный подход в ФгОС НОО

Слайд 17

вывод Таким образом, личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.