Кружковая деятельность в рамках ДОУ: как сделать математику интересной наукой для младших дошколников

Кашинова Нонна Эдуардовна

Не секрет, что очень часто у детей младшего дошкольного возраста возникают определённые трудности в процессе формирования элементарных математических представлений. Преодолеть эти проблемы поможет как проектная деятельность, так и дополнительная кружковая работа, позволяющая сделать изучение математики как можно более интересным и увлекательным для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

        Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада.

        Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

        Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

        Начальное обучение детей младшего дошкольного возраста математике осуществляется в основном на занятиях. Изучение данной темы должно осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков, изобразительной деятельности и др.).

        Для улучшения качества образовательного процесса в развитии математических способностей у детей позволяют занятия кружка, проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов, с использованием многообразного занимательного материала, способствующего сенсорному и не только развитию детей (дидактических игр, загадок, задач-шуток, головоломок, ребусов, лабиринтов, логических упражнений и др.).

        Занятия в кружке способствуют развитию у детей мышления, внимания, памяти, сообразительности, усидчивости, самостоятельности, находчивости, настойчивости, целеустремлённости. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

        Немаловажно включить в программу кружка "Весёлая математика" сенсорное развитие детей.

        Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в младшем дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно младший дошкольный возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное условие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

        Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Выдающиеся представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

        Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, и т. п.)

        При отсутствии специального сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста.

        Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка, в том числе и развитии его способностей к математике.

        Особое внимание в работе кружка "Весёлая математика", следует так же уделить взаимодействию родителей и детей. Формы и методы работы могут быть разнообразными:

- тематические родительские собрания

- беседы и консультации

- оформление уголков для родителей

- задания домой для совместного выполнения.

        Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать более успешной подготовке детей младшего дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе.

          Программа составлена с использованием методических разработок  Помораевой И.А., Позиной В.А. "Формирование элементарных математических представлений в младшей группе", Венгер Л.А., Пилюгиной Э.Г. "Воспитание сенсорной культуры ребенка", Сербиной Е.В. "Математика для малышей", В. П. Новиковой "Математика в детском саду". Младший дошкольный возраст,  Губановой Н.Ф. "Развитие игровой деятельности в младшей группе" и т.д.

Цель:

- Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, особых свойств предметов.

- Развитие у детей младшего дошкольного возраста творческих способностей.

Задачи:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, овал, угол, сторона, вершина и т. д. ; обогащать словарь ребенка специальными терминами; учить детей работать коллективно.

- Развивать зрительные ощущения детей: учить различать цвет, форму, величину предмета.

- Развивать тактильную чувствительность: развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений; учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.).

- Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой», «маленький», «еще меньше».

- Закреплять у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

- Дать представления о чередовании предметов по форме.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; приучать к точным движениям пальцев (например во время занятий аппликацией с геометрическими фигурами).

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Основными принципами программы являются:

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ сенсорной, трудовой культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования логического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в

регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом

возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми элементарными математическими представлениями.

7. Формирование деятельно-практического отношения к элементарным математическим знаниям.

Организационно-методическое обеспечение программы

       Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

      Программа кружка «Весёлая математика» рассчитана на 1 учебный год (с 3-х лет) и состоит из двух разделов "Поиграем в математику" , "Весёлая геометрия" (аппликация из геометрических фигур)".  

        Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников 3-х лет - 15 минут. 

Методы и приёмы, используемые на занятиях

             Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.

           Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и

персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.)

          Для детей 3-4 лет используются в основном игровые приемы.    Уровень знаний и умений детей определяется через беседы, наблюдения педагогов.

        Материалы и оборудование        

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Тетради в клетку

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактические игры

- Набор цифр

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

- Счетные палочки

     

Предполагаемые результаты освоения программы кружка "Весёлая математика" для дошкольников 3-4-х лет:

  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Мониторинг освоения программы

      Для оценки уровня элементарных математических представлений и эффективности работы по данной программе используются следующие критерии диагностики.

Критерии диагностики по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 3-4-х лет в результате освоения программы кружка "Весёлая математика" (по Н.Е.Вераксе, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

2-я младшая группа

Для оценки  освоения программы разрабатываются диагностические задания по содержанию программы. За каждое задание ставится определенный балл:

1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием

2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя

3 балла - если  ребенок справляется с заданием самостоятельно

Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником

Рекомендуемые уровни:

Низкий уровень 1-1,6 балла

Средний уровень 1,7-2,3 балла

Высокий уровень  2,4 – 3,0 балла

Характеристики уровней

 

Высокий уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой кружка запас знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,
  • справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов,
  • владеют необходимыми навыками,  применяют их,
  • ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения,
  • речь спокойная, с достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.

Средний уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой запас знаний, умеют использовать его для решения задач, однако им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы,
  • если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста,
  • дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь,
  • при использовании навыков выполнения задания результат получается недостаточно качественным,
  • ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания,
  • речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень:

  • дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании,
  • помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы,
  •  дети не всегда  справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками,
  •  соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания,
  • речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год (2-я младшая группа)

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1. Диагностика сенсорных способностей детей

Выяснить, как дети различают форму, цвет, величину предмета. Знают ли геометрические формы и их названия.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

1 четверг месяца

2. "Подбери чашки к блюдцам"

Учить детей различать цвета, группировать предметы по цвету, использовать названия цветов в речи.

- Картинки с изображением посуды. - Детская пластмассовая посуда с различными элементами.

3 четверг месяца

   

 октябрь

1. "Назови геометрическую фигуру"

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

1 четверг месяца

2. "Угадай, чего не стало?"

 "Найди предмет такой же формы"

Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, запоминать их, оперировать образом форм в представлении.

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, выделять их из окружающей среды.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Игрушки геометрической формы

3 четверг месяца

     ноябрь

1. "Собери бусы для куклы"

Закреплять умение группировать предметы по цвету и форме, учить нанизывать бусы на нитку.

- Демонстрационный материал (крупные бусы разного цвета, леска)

1 четверг месяца

2. "Сложи квадрат"

Учить составлять целое из разных геометрических фигур. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактическая игра "Сложи фигуру сам"

- Счетные палочки

3 четверг месяца

   декабрь

1. "Какого цвета не стало?"

"Какая фигура лишняя?"

Закрепить знания основных цветов, развивать внимание, зрительную память.

Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; умение находить их отличительные признаки: величину, форму, цвет. Закреплять умение группировать предметы по цвету. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактическая игра "Весёлые прищепки"

- Счетные палочки

1 четверг месяца

2. "Собери гирлянду"

Учить выкладывать в определённом порядке по образцу геометрические фигуры, развивать мышление, внимание.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Трафареты с геометрическими фигурами

3 четверг месяца

    январь

   

1. "Счетные палочки"

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

- Счетные палочки

1 четверг месяца

2. «Дальше – ближе»

Развивать умение сравнивать расстояния (используя в речи слова: «далеко», «близко»).

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал (картинки с различными сюжетами)

- Игрушки геометрической формы

3 четверг месяца

    февраль

1. "Строим башню"

Закреплять умение сравнивать несколько объектов по величине (используя в речи слова: «меньше», «еще меньше») и располагать их по убывающей величине.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал (кубики различной величины и цвета)

- Игрушки геометрической формы

1 четверг месяца

2. "Угадай на ощупь"

Закреплять знания о форме, умение определять на ощупь и доставать предложенную фигуру.

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал (игрушки различной формы)

3 четверг месяца

     

      март

1. "Красивый шарф"

Научить раскладывать и наклеивать готовые геометрические  формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов

Научить создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные).

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Тетради в клетку

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

1 четверг месяца

2. "Узор на ковре для куклы Кати"

Научить раскладывать и наклеивать готовые геометрические  формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов

Научить создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные).

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Тетради в клетку

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

3 четверг месяца

     апрель

1. "Весеннее солнышко"

Научить раскладывать и наклеивать готовые геометрические  формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов

Научить создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные).

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Тетради в клетку

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

1 четверг месяца

апрель

2. "Наша быстрая ракета"

Научить раскладывать и наклеивать готовые геометрические  формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов

Научить создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные).

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Тетради в клетку

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

3 четверг месяца

      май

1. "Плывёт, плывёт кораблик"

Научить раскладывать и наклеивать готовые геометрические  формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов

Научить создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные).

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- Тетради в клетку

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

1 четверг месяца

2. Диагностика результатов реализации программы кружковой деятельности

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

- Демонстрационный и дидактический материал

- Диагностичекие карты

3 четверг месяца