Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья

Медникова Ксения Андреевна

Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья

  1. Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья
  2.   Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире.  Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].

2а К режиссерским играм в датском саду я бы отнесла настольный, теневой театр. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

  1. значение театральной деятельности в дошкольном возрасте

 

  1. Помогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;
  2. повысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;
  3. знакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;
  4.  прививает устойчивый социальный интерес;
  5. совершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;
  6. способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  7. дает элементарные представления о видах театральной практики;
  8. развивает навыки публичного выступления и творческого содружества
  1. В проекте участвовало 27 детей, посещающих старшую группу.

Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:

- опираться на потребности и интересы детей

- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;

- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;

- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;

- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.

  1.          Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям: на слайде
  2. На занятиях данного блока использовались следующие формы работы:
  3.  Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для старшей группы детского сада.
  4. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:
  5. Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:
  6.  Учитывая средние значения показателей параметров социального интереса дошкольников в целом, мы наблюдаем, что они (эмоциональная модальность, эмпатия) значительно улучшились и достигли среднего уровня. Показатель параметра легкость социальных контактов не значительно понизился, что привело к более осознанному и продолжительному контакту со сверстником. При рассмотрении динамики развития социального интереса по остальным параметрам (сензитивность, восприимчивость к социальной информации; активность, инициативность в процессе взаимодействия; самостоятельность; устойчивость проявления социального интереса в различных условиях; диапазон социальных контактов), мы не выявили особого роста показателей. Тем не менее, следует обратить внимание на результаты наших наблюдений. Дети стали более чувствительны к происходящим с человеком событиям. Нами была отмечено умение детей наблюдать за действиями других людей и готовность принимать участие в происходящих событиях, склонность к переживанию событий, о которых рассказывал педагог. Детям стало свойственно испытывать интерес к игровой коллективной деятельности, а также к организации и управлению этой деятельностью. Детям очень интересен ранее незнакомый социальный и окружающий мир. Всё то, что ранее было изведано детьми и понятно, в меньшей мере привлекает их. С большим интересом участвуют в совместной художественной деятельности, с большим удовольствием принимают участие в групповых играх: играх-забавах, подвижных, хороводных, имитационных. Всё большее внимание привлекает к себе общение не только в кругу хорошо знакомых людей, но и среди мало знакомых сверстников и взрослых.
  7.  По нашему мнению, данный результат явился следствием следующих причин:

- Сам факт создания экспериментальной преобразующей программы гарантирует её ориентацию на развитие социального интереса. Высокий уровень компетентности в области теории и технологий творческой деятельности позволяет в рамках эмпирической программы решить проблему развития социального интереса дошкольников.

- Творческая переработка педагогического опыта, представленного в программе, даёт возможность педагогу экспериментировать с материалом и методикой проведения театрально-игровых занятий. Мы изучили особенности и динамику развития социального интереса у дошкольников, обучающихся в системе дополнительного образования с высоким и средним уровнем социального интереса.

  1. Дети экспериментальной группы стали более восприимчивы к социальной информации -  5 человек (20%). Не стало детей с низким и очень низким уровнем развития. Дети стали больше интересоваться процессуальными играми, играми со сверстниками. Появилась увлечённость к лепке, рисованию, танцам, просмотр детских телевизионных передач, игры во дворе со сверстниками. Нами выявлено, что многие дети готовы с удовольствием посещать театры, Цирк. Им интересен новый социальный и окружающий мир (Цикл занятий).
  2.  М видим, что стало больше детей с позитивным отношением - 5(20%) (Занятия 6, 7, 8, 9). Дети по разному испытывают потребность в эмоциональном контакте, в основном выявляют нейтральное отношение к социальным аспектам окружающего мира, общению, взаимодействию с разичными возрастными группами и в единичном случае очень негативное отношение.
  3. Детей, которые с лёгкостью шли на контакт стало меньше – 4 (16%), в основном они избирательно относятся к тому, когда и с кем им контактировать. Это можно объяснить тем, что дети после специальных занятий стали более ответственными, сдержанными  в общении. Появилось уважение к партнёру. (Занятия 1, 5, 8, 9).
  4. Мы видим, что активность в процессе взаимодействия стала меньше, но при этом желание общаться и сотрудничать у них осталась на прежнем уровне. Можно предположить, что ребёнок начинает выстраивать своё взаимодействие с другим на паритетных началах.(Занятия 5, 6, 8).
  5. Многие дети повысили свой уровень самостоятельности – 5 (20%) (Занятия 6, 8, 10). Дети стали более независимы в принятии решения, инициативны и не все стали нуждаться в помощи взрослого.
  6.  Появилась стабильность в проявлении социального интереса в социальных сферах – 9 (36%). Межличностные отношения получили  более доверительный характер (Занятия 3, 4, 6, 9, 10).
  7. Широта и разнообразие спектра социальных контактов остались на том же уровне с небольшими изменеиями. Детям этого возраста комфортнее в семье и в обществе хорошо знакомых людей.
  8.  Мы выявили, что развитие эмпатии у детей имеет очевидную динамику. Дети по разному воспринимают деятельность внешнего мира и не все дети способны ощущать,видеть и проявлять умение познавать чувствами. При этом адекватно начинают определять эмоцию, характер и настроение детей
  9. Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mednikova_proekt.pptx730.65 КБ
Файл rech_na_cht.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья Медниковой Ксении Андреевны Воспитатель ГБДОУ 55 Калининского района Санкт-Петербург 2019г .

Слайд 2

игры-драматизации Театрально-игровые технологии режиссерские игры Настольный театр картинок Настольный театр игрушек Игры-драматизации с пальчиками Игры-драматизации с куклами бибабо Театрально-игровые технологии в педагогике – театральные игровые упражнения, психофизические тренинги и творческие методы, используемые в работе педагога в целях диагностики, коррекции (терапии), и развития ребенка: преодоление мышечных зажимов, формирование артистической выразительности и непосредственности, развитие восприятия и наблюдательности, воспитание культуры тела и речи [ Пелих И.Д.].

Слайд 3

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский , С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин , К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер , З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Ученые, которые занимались театрально-игровыми технологиями: К.С. Станиславский ( рекомендовал актерам учиться актерскому мастерству и вере, наблюдая за детской игрой) , Губанова Т.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» и Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Т.С. Григорьева «Маленький принц», Е.А. Антипина, «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Пелих И.Д. и др.

Слайд 4

Значение театральной деятельности в дошкольном возрасте Помогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие; повысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям; знакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями; прививает устойчивый социальный интерес; совершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта; способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; дает элементарные представления о видах театральной практики; развивает навыки публичного выступления и творческого содружества

Слайд 5

Программа преобразующего эксперимента Цель : развитие социального интереса у дошкольников средствами театрально-игровых технологий. Задачи: Повышение компетенции дошкольников в социальной сферах «Я и взрослые», «Я и сверстники», «Я и Я». Расширение спектра социальных ролей и сфер дошкольников; Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и сопереживание. Развить у ребенка интерес к решению проблем социального окружающего мира. Развитие интереса к социальным контактам. Обучение детей устанавливать и поддерживать социальные контакты. Создание атмосферы к театрально-игровой деятельности. Развитие креативных способностей в полихудожественной деятельности.

Слайд 6

Путешествие в страну сказок Направление Задачи Основы театральной культуры познакомить детей с основными видами театрального искусства, с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театральном мире. Ритмопластика развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Культура и техника речи развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Театральная игра учить детей действовать в соответствии с ролью, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать зрительное слуховое внимание, память, запоминая слова героев спектакля, строить диалог с партнёром на заданную тему, взаимоконтроль. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Основы актерского мастерства учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Слайд 7

Ф ормы работы: Артикуляторная гимнастика; Задания на развитие речевой интонационной выразительности; Игры-превращения; Психогимнастические этюды и упражнения, элементы пантомимы; Упражнения на развитие двигательной пластики; Пальчиковый игротренинг ; Ритмические упражнения; Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов; Чтение скороговорок, песенок, стихов, загадок; Просмотр кукольных спектаклей.

Слайд 8

Э тапы по подготовке к спектаклю: - подготовка сценария взрослыми (воспитателем совместно с родителями); - подготовка декораций детьми по эскизу взрослых; - распределение ролей с учетом желания детей; - создание костюмов с помощью взрослых; - подготовка атрибутов для спектакля; - подбор музыкального сопровождения взрослыми (родителями); - совместные репетиции; - собственно спектакль.

Слайд 9

- развитие социального интереса, направленности на театрализованную деятельность; - актуализация рефлексивного оценивания; - оценка социально-коммуникативных способностей; - формирование и перспектив дальнейшей социальной практики Заключительный блок

Слайд 10

Параметры социального интереса Средние значения по выборке (констатирующий эксперимент) Средние значения по выборке (к. этап) Сензитивность, восприимчивость к социальной информации 3,3 балла 3,7 балла Эмоциональная модальность социального интереса 2,9 балла 3,5 балла Легкость социальных контактов 4,0 балла 3,8 балла Активность, инициативность в процессе взаимодействия 3,5 балла 3,6 балла Самостоятельность 3,4 балла 3,7 балла Устойчивость проявления социального интереса в различных условиях 3,4 балла 3,5 балла Диапазон социальных контактов 3,5 балла 3,7 балла Эмпатия 2,9 балла 3,3 балла Средние значения группы показателей развития социального интереса.

Слайд 11

Распределение значений по уровням развития социального интерес на разных этапах эксперимента

Слайд 12

СЕНЗИТИВНОСТЬ

Слайд 13

Эмоциональная модальность

Слайд 14

Легкость соц.интересов

Слайд 15

Активность, инициативность

Слайд 16

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 17

Устойчивость проявления с.и . в различных ситуациях

Слайд 18

Диапазон соц.контактов

Слайд 19

Эмпатия

Слайд 20

Благодарю за внимание! Пусть наши дети будут благополучными и социально успешными!



Предварительный просмотр:

Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья

  1. Театрально-игровые технологии, как средство социального здоровья
  2.   Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире.  Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].

2а К режиссерским играм в датском саду я бы отнесла настольный, теневой театр. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

  1. значение театральной деятельности в дошкольном возрасте

  1. Помогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;
  2. повысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;
  3. знакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;
  4.  прививает устойчивый социальный интерес;
  5. совершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;
  6. способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  7. дает элементарные представления о видах театральной практики;
  8. развивает навыки публичного выступления и творческого содружества
  1. В проекте участвовало 27 детей, посещающих старшую группу.

Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:

- опираться на потребности и интересы детей

- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;

- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;

- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;

- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.

  1.          Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям: на слайде
  2. На занятиях данного блока использовались следующие формы работы:
  3.  Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для старшей группы детского сада.
  4. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:
  5. Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:
  6.  Учитывая средние значения показателей параметров социального интереса дошкольников в целом, мы наблюдаем, что они (эмоциональная модальность, эмпатия) значительно улучшились и достигли среднего уровня. Показатель параметра легкость социальных контактов не значительно понизился, что привело к более осознанному и продолжительному контакту со сверстником. При рассмотрении динамики развития социального интереса по остальным параметрам (сензитивность, восприимчивость к социальной информации; активность, инициативность в процессе взаимодействия; самостоятельность; устойчивость проявления социального интереса в различных условиях; диапазон социальных контактов), мы не выявили особого роста показателей. Тем не менее, следует обратить внимание на результаты наших наблюдений. Дети стали более чувствительны к происходящим с человеком событиям. Нами была отмечено умение детей наблюдать за действиями других людей и готовность принимать участие в происходящих событиях, склонность к переживанию событий, о которых рассказывал педагог. Детям стало свойственно испытывать интерес к игровой коллективной деятельности, а также к организации и управлению этой деятельностью. Детям очень интересен ранее незнакомый социальный и окружающий мир. Всё то, что ранее было изведано детьми и понятно, в меньшей мере привлекает их. С большим интересом участвуют в совместной художественной деятельности, с большим удовольствием принимают участие в групповых играх: играх-забавах, подвижных, хороводных, имитационных. Всё большее внимание привлекает к себе общение не только в кругу хорошо знакомых людей, но и среди мало знакомых сверстников и взрослых.
  7.  По нашему мнению, данный результат явился следствием следующих причин:

- Сам факт создания экспериментальной преобразующей программы гарантирует её ориентацию на развитие социального интереса. Высокий уровень компетентности в области теории и технологий творческой деятельности позволяет в рамках эмпирической программы решить проблему развития социального интереса дошкольников.

- Творческая переработка педагогического опыта, представленного в программе, даёт возможность педагогу экспериментировать с материалом и методикой проведения театрально-игровых занятий. Мы изучили особенности и динамику развития социального интереса у дошкольников, обучающихся в системе дополнительного образования с высоким и средним уровнем социального интереса.

  1. Дети экспериментальной группы стали более восприимчивы к социальной информации -  5 человек (20%). Не стало детей с низким и очень низким уровнем развития. Дети стали больше интересоваться процессуальными играми, играми со сверстниками. Появилась увлечённость к лепке, рисованию, танцам, просмотр детских телевизионных передач, игры во дворе со сверстниками. Нами выявлено, что многие дети готовы с удовольствием посещать театры, Цирк. Им интересен новый социальный и окружающий мир (Цикл занятий).
  2.  М видим, что стало больше детей с позитивным отношением - 5(20%) (Занятия 6, 7, 8, 9). Дети по разному испытывают потребность в эмоциональном контакте, в основном выявляют нейтральное отношение к социальным аспектам окружающего мира, общению, взаимодействию с разичными возрастными группами и в единичном случае очень негативное отношение.
  3. Детей, которые с лёгкостью шли на контакт стало меньше – 4 (16%), в основном они избирательно относятся к тому, когда и с кем им контактировать. Это можно объяснить тем, что дети после специальных занятий стали более ответственными, сдержанными  в общении. Появилось уважение к партнёру. (Занятия 1, 5, 8, 9).
  4. Мы видим, что активность в процессе взаимодействия стала меньше, но при этом желание общаться и сотрудничать у них осталась на прежнем уровне. Можно предположить, что ребёнок начинает выстраивать своё взаимодействие с другим на паритетных началах.(Занятия 5, 6, 8).
  5. Многие дети повысили свой уровень самостоятельности – 5 (20%) (Занятия 6, 8, 10). Дети стали более независимы в принятии решения, инициативны и не все стали нуждаться в помощи взрослого.
  6.  Появилась стабильность в проявлении социального интереса в социальных сферах – 9 (36%). Межличностные отношения получили  более доверительный характер (Занятия 3, 4, 6, 9, 10).
  7. Широта и разнообразие спектра социальных контактов остались на том же уровне с небольшими изменеиями. Детям этого возраста комфортнее в семье и в обществе хорошо знакомых людей.
  8.  Мы выявили, что развитие эмпатии у детей имеет очевидную динамику. Дети по разному воспринимают деятельность внешнего мира и не все дети способны ощущать,видеть и проявлять умение познавать чувствами. При этом адекватно начинают определять эмоцию, характер и настроение детей
  9. Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.