Ситуативность – основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в дзюдо.

Практика учебно-тренировочной деятельности борца и его тренера на предсоревновательном и соревновательном этапах предполагает анализ исходных данных, оценку и планирование тактико-стратегических целей в конкретном соревновании и череде соревнований, принятия и реализации при этом тактических решений структура которых состоит из ряда сложностей, которые необходимо разрешить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situativnost2.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуативность – основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в дзюдо.

ВИДЫ СИТУАЦИЙ

Введение. В содержании раздела тактики дзюдо наряду с системой тактических приемов, рекомендаций имеет место и понятию ситуации, их видов и роли которую она выполняет для стартового момента реализации технического арсенала борца. В литературе по спортивной борьбе ситуация рассматривается при проведении единиц техники, называемой ситуацией «благоприятной», а также возникающей стихийно и создаваемой специально в ходе схватки [5]. Спортивные единоборства проходят в конкретных условиях времени, места, окружающей обстановки соревнований, взаимосвязях с поведением других лиц, оказавшихся в сфере спортивной деятельности, под влиянием иных, порой остающихся неизвестными для обоих, или одной из соперничающих сторон, факторов. Эта сложная система взаимосвязей, образующая ту конкретную обстановку, в которой оказываются спортсмены, тренеры, судьи, представители федераций различного уровня и иные специалисты вспомогательных служб в которых проходит соревновательный процесс, справедливо именовать ситуацией. В виде общей характеристики она может быть сформулирована как «система, значимой для принятия тактического решения, в ходе динамически меняющегося процесса схватки, обстоятельств, характеризующий ее текущий момент, имеющий прогностические и целевые задачи, связанные с тактико-стратегическими и организационными действиями в ходе подготовки и участия в соревнованиях».

Практика учебно-тренировочной деятельности борца и его тренера на предсоревновательном и соревновательном этапах предполагает анализ исходных данных, оценку и планирование тактико-стратегических целей в конкретном соревновании и череде соревнований, принятия и реализации при этом тактических решений структура которых состоит из ряда сложностей, которые необходимо разрешить.

1. Сложности психологического характера:

  • объективизация личной психологической готовности, состояния и психологической готовности соперников;
  • анализ прежних схваток, психологию и характер их конфликтного противостояния;
  • объективность визуального распознавания (диагностирования) ряда врожденных качеств соперников;
  • особенности темперамента (экстраверсия, интроверсия), эмоциональной устойчивости, невротизм, агрессивность, общие способности, направленность, опыт, степень участия сознания, на которой формируются мотивационные, мировоззренческие, идейные свойства (смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость и твердость характера);
  • ситуативные качества в разной степени, характерные каждому борцу отражающие оперативно-тактическое мышление при реализации тактико-технического арсенала.

Для диагностирования психологических качеств своего воспитанника, необходимо использование различных селективных определителей этих свойств. Практика использования этих тестов, обогатит в дальнейшем навыки визуального экспрессного диагностирования психологических качеств основных соперников и избирать наиболее эффективное тактико-психологическое воздействие на соперника (ситуация психологического диагностирования и выбору воздействия).

2. Сложности информационного характера: неосведомленность о спортивных качествах соперников, их намерениях. В литературе уже давно используются термины, используемые в военной литературе, такие как «разведка», «разведка боем», «предварительная разведка». Конечно, эти термины воспринимаются как условно применяемые, но каждая наука, учение должны формировать свою семиотику и начинать совершенствовать свой язык как можно раньше. В данном случае можно воспользоваться вполне подходящим термином диагностирование (от греческого: распознавание) спортивных, технико-тактических, кондиционных, координационных и иных качеств соперников. Проблема этого компонента заключается в том, что она связана с полным или частичным отсутствием информации о спортивных и иных качеств соперника, протяженности и условий подготовки, того как переносилась коррекция веса тела путем «сгонки», каков уровень аналитико-синтетического мышления, общей способности, насколько использует аналогию в тактике ведения схваток, проведения технико-тактических приемов, однообразно или разнообразно готовит благоприятную ситуацию для реализации технических действий, насколько развита у соперников наблюдательность, интуиция, сравнительный анализ, эксперимент при апробации новых приемов, ситуативное моделирование, фиксирует ли соперник видеосъемкой схватки соперников. Сбор и накопление различной информации основан на их анализе логическими, общенаучными, организационными (планируемыми) приемами (ситуация логико-познавательного характера).

3. Сложности тактического характера: диагностика кондиционной подготовленности борца, технико-тактических приемов противодействия и контроль уязвимых действий соперника, сочетание этих компонентов обуславливает индивидуальный характер каждой ситуации в каждой технико-тактической фазе единоборства, а также наличием, в виду некоторой информационной неопределенности, выбора спортсменом одного из возможных тактических решений. К сложностям данной группы относятся и скоротечность поединка, что создает определенную напряженность между соперниками при неудачно складывающейся схватки. Ведение схватки с соперником с более высоким рангом рефлексии, поиском более рациональной тактической и технико-тактического воздействия против соперника, избравшего оборонительную тактику или встречную борьбу (ситуация выбора успешного тактического противодействия сопернику).

4. В теории борьбы единоборство относится к конфликтным ситуациям и по многим признакам к ним относится и ситуация тактического риска. В практической деятельности все перечисленные четыре группы ситуаций чаще всего встречаются не изолированно друг от друга, а в виде различных сочетаний и комбинаций, составляя пятую смешанную группу ситуаций. Для их преодоления в распоряжении команды борцов имеются силы и средства: логико-познавательные, психологические, тактические, организационные приемы (планирования, врачебный и психологический контроль, оборудование и тесты диагностики здоровья, психической устойчивости, методы релаксации организма и другие, как находящиеся в распоряжении, так и привлекаемые дополнительно) [2, 3]. В зависимости от соотношения трудностей в ситуациях, противостоящих борцу, и совокупности всех его ресурсов возникают простые или сложные ситуации при единоборстве. Наиболее значительными чертами простых ситуаций являются отсутствие вышеизложенных сложностей, отсутствие необходимости выбора тактического риска. Однако отсутствие определенных трудностей не обуславливает в единоборстве абсолютную простоту реализации тактических решений. В любой схватке борцу приходится преодолевать препятствия технического, тактического, психологического, силового характера, создаваемого соперником. Но они, как правило, преодолеваются борцом с более высоким рангом рефлексии, информационным, техническим и тактическим развертыванием. Так логико-познавательные трудности обычно преодолеваются путем последовательного применения «разведки боем» или наблюдением схваток соперников, рекомендациями тренеров, консультантов, достаточной для исходной информации. Но при несвоевременном производстве технико-тактических действий вследствие запаздывания со стартовым моментом реализации единиц техники, простая ситуация может трансформироваться в сложную. Особенно характерны к подобным негативным изменениям ситуации тактического риска, мотивированная или немотивированная ошибка судей.

Практике спортивного единоборства эти ситуации известны, но в теории борьбы исследованы в разной степени, так ситуация тактического риска требует научного анализа и выработки практических рекомендаций по успешному выбору борцом обоснованного риска или ее минимизации [2]. Этого же требует рассмотрения понятия ситуативности и построении ее типологий в единоборстве с целью ситуативного динамического моделирования. Ситуации психологического, тактического, информационного характера и тактического риска являются базовыми организующими началами для формирования типовых ситуаций. Из-за значительного объема технико-тактических действий в борьбе (по данным Ю.А. Воронина и др.1963) их количество достигает 22 тысяч создать их типологию невозможно.

Типологизации ситуаций способствуют работы А.Н. Ленца [5], дополненные Г. С. Туманяном [6], позволившие на основе сложившихся общих четырех ситуаций, в которых проявляется тактическое мышление борца в соответствующих им четырех разделах стратегии и тактики борьбы, сформировать типовые ситуации создания благоприятных ситуаций, исходя из хрестоматийных биомеханических закономерностей двигательного состава захватов, защитных, атакующих, контратакующих действий, включая комбинации, стилями ведения схватки и стратегии, тактики участия в соревновании и череде соревнований. Г. С. Туманян уточнил предложенную Е.М. Чумаковым структуру соревновательной модели, объединив их в три части модели соревнований: оценки обстановки и прогнозирование, выбор основной и запасной моделей тактического плана и их коррекция и реализация тактического плана соревнования [6]. Следующим подтипом ситуативности являются ситуации реализации коронных приемов (программированные или домашние заготовки), творчески создаваемые против конкретных соперников и спонтанные, возникающие стихийно или осознано. В литературе по борьбе имеются работы по использованию в практике борьбы сбивающих (дезорганизующих) ситуаций [6]. Исходя из изложенного, сформировались шесть типовых и две подтиповые ситуации, которые могут подразделяться на простые и сложные, а по времени их создания на исходные, промежуточные и заключительные. Для построения благоприятной ситуации в динамической модели единоборства необходим интегративный подход тактических приемов, в том числе приемов, заимствованных из других областей знаний. К тому же типо-логизация ситуаций и создается в целях построения комплексных логически обоснованных моделей, приближенных к реально возможной ситуации в поединке, используемых спортсменами на базе индивидуальных ситуативных познаний логических, общенаучных, организационных, психологических приемов и реализуемые в практике борьбы как ситуативные в типовых и подтиповых ситуациях борьбы. Индивидуальный технико-тактический, тактический арсенал каждого борца позволяет системно обосновать структуру подтиповой индивидуальной ситуативной подготовки спортсменов, где «любое решение опирается на конкретную ситуацию, прошлый опыт, интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние спортсменов. Без владения комплексным навыком ведения схваток борцы прекрасно владеющими атакующими, защитными и контратакующими действиями чаще проигрывают, чем выигрывают»[6]. Автором данной работы и предложена интегративная классификация тактических приемов ибо методами познания в прикладной деятельности являются приемы, операций [4]. Согласно широкому понятию методов познания была представлена в свет классификация тактических приемов, состоящая из логических (диалектических), общенаучных, организационных, психологических, используемых в качестве системного определителя спортивных и личностных качеств при единоборствах. Данная классификация познавательных приемов в единоборствах в свою очередь распределяются по родовым таксонам, которые имеют множество видовых приемов. Так, под логическими (диалектическими), общенаучными, психологическими, организационными приемами охватывается уровень интеллектуальной подготовки борцов, под тактическими, созданные в рамках теории борьбы, «оперативный интеллект» то, что охватывается понятием ситуативных качеств борца [3]. Таким образом, созданная трудами А. Н. Ленца классификация тактических приемов, трансформированная на современном этапе как типовые и подтиповые ситуации, в которых проявляется оперативно-тактическое мышление борцов и создаваемое на интеллектуальном уровне динамическое моделирование отражают интеграционные закономерности развития раздела тактики борьбы как стройной научно обоснованной ее системы, и обоснования формирования частной теории ситуативности в единоборствах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание частной теории ситуативности в единоборстве определяет во-первых, ее место в теории спорта и во-вторых, ее связи и отношения в системе частных теорий и положений, содержащихся в теории и методике борьбы, такими как: положения тактики, техники и методик внетренировочной, тренировочной деятельности, базовой и многолетней подготовки борцов, положения тактико-стратегической подготовки, ситуационного моделирования. Таким образом, учение о ситуациях на основе консолидации многочисленных знаний, полученные многолетними экспериментальными и теоретическими исследованиями в различных разделах спортивной борьбы успешно реализуемы в теории и методике единоборств. Предложенная интегративная структура бинарной родовидовой классификации различных по источникам и природе тактических приемов позволит построить не только мысленную ситуационную модель, но и зафиксировать ее в соревновательных условиях в компактный системный определитель совокупных личностных и ситуативных качеств соперников, используя ее древовидную или табличную структуру, встроенную в электронные носители [3]. Всякое действие борца, направленное на достижение тех или иных целей, должна осуществляться после оценки ситуации (ситуативной оценки), как благоприятной или неблагоприятной. Анализ типологий ситуаций позволяет представить общее понятие ситуативности в борьбе, характеризовать направленность оперативно-тактического мышления в разделах стратегии и тактики борьбы. Это представляется и есть перспективное направление, связанное с модельно-информационным подходом. Наукой информатики и теорией управления метод ситуационного моделирования определяется как наиболее эффективный способ принятия рациональных решений. Теория ситуативности и родовидовая классификация тактических приемов является основой и для боевых искусств, бокса и фехтования, но на базе технико-тактических приемов, специфичных для этих единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белкин, Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частная теории / Р.С. Белкин. - М. : Юридическая литература, 1987. - 272 с.
  2. Камалов, Р.З. О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы / Р.З. Камалов // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - № 3 (9). - С. 93-98.
  3. Камалов, Р. З. Использование классификации тактических приемов как системного определителя спортивных и личностных качеств в соревновательной практике / Р. З. Камалов // Вестник Казанского юридического института МВД РФ. - 2012. - № 1 (7). - С. 91-95.
  4. Краткая философская энциклопедия. - М. : Прогресс, 1994. - 576 с.
  5. Ленц, А.Н. Спортивная борьба : учебное пособие для тренеров / А.Н. Ленц. -М. : Физкультура и спорт, 1964. - 495 с.
  6. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учебное пособие / Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.