Диагностика детско-родительских отношений

Китаева Елена Викторовна

Ответ на вопрос по дисциплине Дошкольники группы риска. Диагностика детско-родительских отношений и есть залог успеха будущего гражданина и личности в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detsko_roditelskih_otnosheniy.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детско-родительских отношений

Изучение детско-родительских отношений является актуальной и чрезвычайно важной темой как для учёных, так и для практиков. Профилактика нарушений в развитии, раннее вмешательство при первых признаках неблагополучия у ребёнка позволяет в наиболее сензетивный период детства до 3х лет определять стратегию «работы» как с ребёнком, так и с родителями, увидеть и осознать ресурсы ребёнка и семьи, те области, которые нуждаются в развитии и терапевтическом вмешательстве.  Стремительные измерения, происходящие в современной действительности, отражаются на развитии детей, что требует научного осмысления и поиска новых путей в практической области в этом направлении.

«…Практика без науки мертва, также актуально и обратное утверждение. Мы е сможем делать научные открытия, если не будем пробовать наши методы, наши находки в практики с родителями»,- писала И.Н. Голосюк в своей книге Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия».

Родители по-разному выражают свою любовь к ребёнку, о практически у каждого есть желание сделать всё возможное чтобы ребёнком нашёл своё место в обществе. Некоторые родители берут на себя ответственность и право решать за ребёнка все вопросы, начиная от того, что он хочет в данный момент, и заканчивая вопросами глобального характера перспективами его жизни в обществе в целом.

Объяснения того, что заставляет родителей «всё держать на контроле», могут быть действительно очень основательными, начиная с того, что мир опасен и ребёнок должен полагаться на родителя и следовать инструкции, чтобы не попасть в беду, и заканчивая тем, что некоторые дети нуждаются  в повышенном контроле в силу особенностей их характера или состояния здоровья.

Учёные, психологи с уважением относятся к родительскому мнению и уверены в том, что родитель- эксперт в воспитании собственного ребёнка. О вправе решать какой стиль воспитания подходит именно для его ребёнка [ 1 ].

Раннее детство (период до 3-х лет)-это основной период, когда эмоции господствуют над поведением ребёнка, отражая все стороны действительности, с которой приходиться сталкиваться малышу. Эмоции ребёнка возникают в ответ на ситуацию и не обладают устойчивостью. Многое можно изменить перенаправить и скорректировать, например изменив поведение окружающих ребёнка и близких людей.

Дети отличаются друг от друга, как и взрослые люди, эмоциональной впечатлительностью. Для детей что нервно ослаблены изначально, любая напряжённая ситуация грозит перерасти в накопления напряжения, затем извержения-взрыв чувств, истерики. Так живут многие семьи в цикличном режиме: напряжения-взрыв-затишья, далее опять всё по кругу. Вырастая в таких условиях, ребёнок меняет формы снятия напряжения, оставляя неизменной модель. Опасность в том, что эта модель невротического регулирования берётся ребёнком на вооружения и легко переноситься с начало в детский сад, школу, а далее в собственную семью.

Из опыта работы психолога:

Проблемы в детско-родительских отношениях.

Вопрос мамы: «Я не понимаю, что она хочет».

Полина, 2 года. В группе детского сада держится особняком. Девочка практически ничего не говорит, хотя и понимает речь, обращённую к ней, выполняет все указания воспитателей. Мама отмечет что Полина дома устраивает истерики с падением на пол, девочка очень недоверчива и выборочно относится к людям. Не делает того, о чём её просят взрослые, дать руку, поздороваться и т.д. При настойчивости взрослых падает на пол. Неадекватно реагирует на мужчин: когда папа хочет её поцеловать она отворачивается, когда подходит дедушка она валиться на пол.

Такая реакция ребёнка на близких ей людей позволила предположить, что они для Полины скорее не близкие, не такие как мама. А в этом возрасте для детей характерен страх незнакомых людей (см. «Страхи у детей»). Эти предположения подтвердила мама о том, что жить вместе с папой Полины они стали спустя один год после рождения дочки. Задержка речи, нарушение в поведении (ступор, истерики)-всё это указывает на наличие повреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Действительно дородовой период протекал с осложнениями (операция под наркозом, развод). Таким образом ещё в дородовом периоде девочка получила массу негативных переживаний.

После рождения Полина, конечно, не могла быть спокойным ребёнком и доставляла маме, которая воспитывала малютку одна массу хлопот (папа Полины жил в другой семье, а на развод решился только тогда, когда девочка подросла). Мама Полины находясь весь первый год в очень тяжёлой жизненной ситуации: тяжело физически, морально и материально.

Да и дочка не особо радовала, а скорее утомляла своими бесконечными криками и истериками. Всё чаще мама стала замечать, что она не понимает Полину, не понимает, что хочет дочка, почему кричит. Непонимание росло и всё больше затрудняло детско-материнское отношения. Мама стала агрессивно реагировать на истерики и протестное поведение дочери. Естественно, что детский сад маме показался спасательным кругом, и в 1,5 года девочка уже ходила в ясли. Однако после пребывания в детском саду, где Полина вела себя хорошо (вот только не улыбалась и не радовалась), истерики у девочки стали протекать особенно бурно.

Изменить ситуацию помогло решение мамы относиться по-другому к истерикам дочери: «Это недетская вредность, а способ сладить доступными маленькому ребёнку средствами с упрямыми взрослыми». Изменить маме своё поведение было совсем непросто, понадобилось время и терпение, но результат не заставил себя ждать: девочка стала подходить к папе, называть его «папа», играть с ним. Изменилось отношение и к дедушке: девочка начала с ним взаимодействовать. Мужчины были приняты этой маленькой девочкой, а это уже немало. Истерики практически прекратились, поскольку мама перестала на них агрессивно реагировать, однако вместо них появилось вытьё и громкий звук «А», который Полина использовала, когда была с чем-то не согласна. Такая замена способа реагирования была рассмотрена мамой как положительный факт.

До нормализации состояния девочки ещё далеко: необходимо и медицинское сопровождение, и специально дополнительные способы стимуляции речевого развития. Однако был сделан самый важный шаг со стороны значимого человека для ребёнка-мамы; она смогла понять переосмыслить и изменить себя, своё отношение к дочери. В детском саду воспитатели стали отмечать у Полины робкие улыбки, которые всё чаще скользили по её губам, как маленькие лучики солнца в дождливый день [ 2 ].

Психологическая несовместимость с ребёнком.

Психологическая несовместимость с ребёнком, очень часто выражается в раздражении, которое вызывают те качества ребёнка, которые не принимаются, например у супруга.

Пример: мама делиться о наболевшем бабушке: «Он упрямый и вредный как папа!»

 Что делать в данной ситуации?

:- один из советов психолога. Родителям контролировать свои желания в выражении недовольства детям. Если недовольства направлено на супруга; «Он вредный как папа! То приберечь это недовольство для супруга.

Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему и среднему или единственному ребёнку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребёнка, провоцируя у него проявления такой черты характера как упрямство.

Опираясь на опросники экспертов, можно выделить следующие особенности воспитания детей.

  • Матери по отношению к единственным и старшим детям склонны к резкой смене стиля, приёмов воспитания, чем по отношению к младшим детям.
  • Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.
  • Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости в своих старших детях.
  • Единственным дочерям родители уделяют гораздо больше времени, сил и внимания, стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей единственных дочерей, чрезмерно балуют их по сравнению с младшими и средними девочками. А вот в отношениях младших дочерей родительское внимание сбалансировано.

Зависимость старших детей от матери, отмечают не только их матери, но и отцы. Зависимость ребёнка от родителей в большей мере поощряют отцы и матери старших девочек.

Родители по-разному применяют наказания и предъявляют требования в зависимости от порядка рождения ребёнка. Можно выделить следующие закономерности.

  •  Отцы и матери более строги со старшими детьми вне зависимости от пола, а наименее строгие воспитания получают единственные дети.
  •  К старшим мальчикам гораздо больше требований, чем к младшим и единственным мальчикам (к старшим девочкам это относиться к меньшей степени.)
  •  По отношению к единственным дочерям родители предпочитают либо находиться вовсе без наказания, либо применяют их крайне редко.

Отношения между родителями зависят от количества детей в семье и их пола.

  •  Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим жёнам, чем отцы единственных детей. Так считают не только матери, но и сами отцы.
  •  Отцы и матери двоих детей отмечают меньшую раздражительность, чем родители единственных детей.

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребёнка вне зависимости от его пола и очерёдности рождения.

При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим очень хочется, чтобы их ребёнок скорее пошёл, скорее заговорил и т.д. Но немногие задумываются о тех последствиях, которым может привести ускорение развития.

Поведение и воспитательная стратегия родителей меняется родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему и среднему ребёнку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребёнка, провоцируя у него такой черты характера как упрямство.

Родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье е любить своего ребёнка, -как патология, проявление аморальности и распущенности.

Например, все неблагоприятные и личностные черты у ребёнка как раз возникают при недостатках любви, когда создаётся либо некий эмоциональный дефицит и ребёнок лишён прочного фундамента низменной родительской привязанности или, он опутан невротической привязанностью родителей.

Воспитание родителей должно являться частью социальной политики, так как многие социальные проблемы общества (алкоголизм, преступность, наркомания, психические расстройства и т.д.) вырастают из проблем семьи. Родителю важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимодействий мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искажённые взгляды на брак и семью, а это помешает в будущем становлению их будущей семьи.

Материнство и отцовство составляют основу семейных отношений и смысл жизни супругов.

Материнский тип родительской любви как безусловное эмоциональное принятие ребёнка (любовь и привязанность «несмотря ни на что», «слепая незнающая справедливости») предполагает дифференциацию родителям личности ребёнка и его поведения.

Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребёнка не влечёт за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоциональных отношений наиболее благоприятен на ранних стадиях развития личности ребёнка, поскольку обеспечивают полое удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности, любви и заботе в отношениях с родителями.

Становления родительского поведения, приспособление к роли родителя одно из главных направлений личностного развития взрослого человека.

Чешский психолог З. Матейчик исследовавший психологический проблемы здоровья детей, писал; «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребёнка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребёнок в своём развитии проходит через определённые стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причём у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно чтобы духовое развитие ребёнка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными».

С точки зрения отечественной психологии семейное воспитание должно способствовать своевременному формированию психических новообразований каждого возраста ребёнка.

По сути, главный смысл родительства сделать так, чтобы в конечном итоге дети научились обходиться в жизни без помощи родителя [ 3 ].

Список используемой литературы.

  1. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» 2-е издание. Практическое пособие. //Авторы И.Н. Голосюк. Т.В. Шинина//Москва «Юрайт» 2019. Стр.10-13,15 [Электронный ресурс дата обращения 16.10.19]
  2. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. 2-е издание исправленное и дополненное. Учебник и практикум для академического бакалавриата//Авторы Алексеева Е.Е.,//Москва «Юрайт» 2019 стр.10,18,21,25 [Электронный ресурс дата обращения 22.10.19]
  3. Психология семьи и семейное воспитание. Учебное пособие для вузов //Е.И. Соловьёва //Научная школа Тюменский государственный университет 2019 стр.146,150,159,164,165 [Электронный ресурс дата обращения 19,20,22.10.19]