Проблема индивидуального подхода в общей и специальной педагогике

Кузнецова Галина Владимировна

Материал будет полезен всем кто работает в сфере образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_ob_individualnom_podhode.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Проблема индивидуального подхода в общей и специальной педагогике»

Автор: Кузнецова Г.В.

учитель-дефектолог ГДОУ №44

             Во все времена многие педагоги, психологи, философы, ученые уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Еще в далекие древние времена люди заметили, что дети бывают разные и отличаются друг от друга своими индивидуальными особенностями, именно уже тогда детей обучали, опираясь на психологические различия детей между собой.

             Во все последующие периоды взгляд на индивидуализацию обучения и индивидуальные различия развивался в непосредственной связи с общим взглядом на индивидуальный подход. А особое влияние на формирование последнего имели как общественно-политические и философские взгляды, так и основанные на них педагогические теории, существовавшие в соответствующие эпохи.

             Интересные открытия и выводы об индивидуальном подходе сделал великий чешский педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский (1592-1690гг.), живший в эпоху Возрождения. Он считал, что ребенок – это драгоценное сокровище, дороже любого золота. Исходя из этого, он отмечал, что к ребенку необходимо относиться с большим уважением, как и к любому человеку.

             Сущность индивидуального подхода к детям Я.А.Коменский видел в том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

             Я.А.Коменский выделил шесть типов учащихся, которые различаются своими способностями, и подчеркивал, что каждому из них нужен индивидуальный подход. «Во-первых, есть ученики с острым умом, им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.

             Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в подстегивании.

             В-третьих, есть ученики с острым умом, но необузданные и упрямые. Если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

             В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти по стопам идущих вперед. Но для того, чтобы сделать это для них возможным, нужно… никогда не предъявлять к ним слишком строгие требования, помогать, ободрять и поддерживать их.

             В-пятых, есть ученики тупые, и сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно направить, но при этом требуется благоразумие и терпение.

             В-шестых, ученики тупые, с извращенной, злобной натурой. и, сверх того, равнодушные и вялые. Не следует отчаиваться, а нужно добиваться устранить хотя бы у таких учеников упрямство.»

             Я.А.Коменский утверждал, что «из всякого ребенка можно сделать человека».

             Помимо этого, он требовал, чтобы все дети – будь они богатые или бедные, знатные или незнатные, мальчики или девочки, жители городов или сельских местностей – обучались в школе. Следовательно, индивидуальный подход, по мнению Я.А.Коменского, нужно осуществлять применительно ко всем детям – в не зависимости от их социального положения. Кроме того, он настаивал на том, чтобы в обучении детей учитывались возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

             Еще одной заслугой Я.А.Коменского стало то, что он теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил её. Хотя ученики и сидели вместе в классе, но фронтальных занятий со всеми детьми большей частью не было; каждый ребенок учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. С точки зрения Н.М.Барской, Я.А.Коменский выдвинул идею индивидуализации обучения и осуществления её в условиях коллективной работы с классом, как основу индивидуального подхода.

             Идеи Я.А.Коменского, которые он изложил в 15 веке, нашли свое отражение в теории и практике индивидуального подхода в обучении в общеобразовательных учреждениях 20 века: учетом индивидуальных различий, индивидуализация обучения в условиях одновременной работы с классом, развитие положительных черт и способностей каждого ребенка с помощью индивидуального подхода.

             Много интересных мыслей по вопросу об индивидуальном подходе мы находим в педагогических трудах Д.Локка (1632-1707гг.) и Ж-Ж.Руссо (1712-1778гг.).

             Английский педагог Д.Локк придавал большое значение воспитанию. Он имел очень противоречивые взгляды, которые выразил в своей педагогической системе: с одной стороны он был представителем  буржуазии и доказывал, что в сознании человека нет врожденных способностей и представителей, что душа ребенка – «чистая доска» в независимости от его социального положения, а с другой – Д.Локк считал, что образование должны получать лишь представители класса дворян и буржуазии, следовательно, и проблему индивидуального подхода он решал в интересах правящих классов.

             Д.Локк считал, что воспитываться и обучаться настоящий джентльмен должен дома, а не в школе, то есть речь идет о домашнем индивидуальном обучении и воспитании.

             Д.Локк полагал, что для эффективности процесса воспитания и обучения необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, замечать различать различные качества ребенка, ибо в зависимости от различий между детьми, их способностями и качествами будут использоваться и различные методы.

             Таким образом, индивидуальный подход в системе Д.Локка, хотя и строится на учете индивидуальных различий, но применяется лишь к детям привилегированных классов.

             Много оригинальных мыслей по вопросу об индивидуальном подходе мы встречаем в педагогических трактатах французского мыслителя второй половины 18 века Жан-Жана Руссо.

             По мнению Ж-Ж.Руссо, власть и богатство создали неравенство между людьми, человек испорчен обществом, а для того, чтобы человек и общество стали идеальными, необходимо исправить общество. Для исправления общества необходимо вернуться к  естественному состоянию, чему должно помочь воспитание. То есть воспитывать ребенка следует в естественной среде, на «лоне природы», вдали от испорченного общества и воспитание должно быть свободным, не мешающим естественному развитию ребенка.

             В процессе воспитания Ж-Ж.Руссо требовал учитывать возрастные особенности детей. Он отмечал, что каждый ребенок рождается со своим темпераментом, который определяет его способности, и характер, который следует изменять или развивать и совершенствовать. Ж-Ж.Руссо решительно возражал против единообразного подхода в воспитании. Проблема индивидуального подхода занимала центральное место во всей системе естественного свободного воспитания, описанной Ж-Ж.Руссо в его трактате «Эмиль, или О воспитании». Главной задачей воспитателя является то, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко следует изучать его индивидуальные склонности и способности.

             Таким образом, Ж-Ж.Руссо осуществлял индивидуальный подход, воспитывая ребенка в изоляции от общества, цивилизации. Он строил индивидуальный подход на основе учета индивидуальных и возрастных различий ребенка и осуществлял его в форме индивидуального обучения и воспитания.

             Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие и в учении знаменитых педагогов и общественных деятелей России, таких как К.Д.Ушинский (1824-1870гг.), Л.Н.Толстого (1828-1910гг.), А.С.Макаренко (1888-1939гг.)

             Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский внес немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям. Он настаивал на том, что необходимо учитывать в обучении и воспитании возраст учащихся, их развитие, способности, их индивидуальные особенности. Также К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода, но в тоже время он считал, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать какой-то конкретный совет в выборе определенного какого-либо метода. К.Д.Ушинский предлагал подойти педагогу к решению этой проблеме творчески, выбрать самому педагогу из имеющегося багажа педагогических средств те, которые помогут взрослому подойти к данному ребенку в данной ситуации.

             Великий русский писатель Л.Н.Толстой оставил ценнейшее богатство по вопросам индивидуального подхода. Он считал, что все дети наделены большими способностями, и при этом по способностям они и отличаются друг от друга. Л.Н.Толстой  выдвигал идею  изучения особенностей детей в процессе работы с ними и построения в будущем на выделенных индивидуальных особенностях работы с ними.

             А.С.Макаренко внес вклад в разработку теории вопроса об индивидуальном подходе к учащимся. А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода очень важным при решении ряда педагогических проблем. Он указывал на то, что любой взрослый должен признать в ребенке личность, а развитие этой личности заключалось в развитии индивидуальности ребенка, его способностей. В основе индивидуального подхода А.С.Макаренко лежит такой важный принцип его педагогики, как сочетание требовательности и уважения к личности ребенка. В соответствии с этим он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка, как бы ни был он запущен и труден. Поэтому в качестве важнейшего условия осуществления индивидуального подхода, с точки зрения Н.М.Барской, А.С.Макаренко выдвигал необходимость глубокого и всестороннего изучения ребенка, то есть выявление положительных сторон характера и поступков и на этой основе осуществлять процесс воспитания и обучения.

             Вопрос об индивидуального подходе к детям занимает значительное место в трудах российских педагогов и ученых конца 20 и начала 21 веков: Г.Ляминой, А.Давидчук, Т.Потапенко, В.Листраткиной, Л.Семушиной, Л.Ступниковой, Е.Беловой.

             Г.Лямина, А.Давидчук, Е.Белова указывают  в своих работах, что обучение должно опираться на индивидуальные особенности детей. Они говорят, что раньше индивидуальный подход сводился в основном к работе с отстающими детьми, но на современном этапе рассматривания вопроса об индивидуальном подходе к детям – индивидуальный подход осуществляется ко всем детям, как к отстающим, так и к одаренным.

             Т.Потапенко отмечает, для того, чтобы понять ребенка, узнать его и приблизиться к феномену детства, необходимо проникнуть в детскую философию (образ мыслей, чувства, мировоззрения ребенка). И только после того как вы узнаете потребности, интересы, возможности, настроение каждого ребенка вы сможете более эффективно построить процесс обучения детей (в частности игре).

             В олигофренопедагогике проблема индивидуального подхода к детям с интеллектуальной недостаточностью рассматривалась как зарубежными учеными, педагогами, врачами (Э.Сеген, М.Монтессори, Ж.Филипп, П.Бонкур), так и отечественными (В.П.Кащенко, А.Н.Граборов). Все они внимательно изучали физиологические и психологические особенности умственно отсталых детей и пришли к выводу, что между детьми с аномальным развитием существуют свои различия. Все дети, по их мнению, имеют индивидуальные особенности, которые проявляются именно у данного ребенка вследствие нарушения интеллектуальной деятельности. И они предлагали учитывать индивидуальные различия детей при выборе приемов работы с данной категорией детей.

             А.Н.Граборов считал индивидуальный подход – принципом олигофренопедагогики и средством, которое ведет к осуществлению коррекционно-воспитательной работы. Индивидуальный подход, по мнению А.Н.Граборова, должен проявляться в мероприятиях, направленных как в сторону физического развития ребенка, так и в сторону его психического развития.

             Существует много определений индивидуального подхода. Но всех авторов объединяет то, что они рассматривают индивидуальный подход, как психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми надо учитывать «многочисленные особенности и условия жизни каждого обучаемого» (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович) или «индивидуальные особенности каждого ребенка» (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.В.Ломов).

             Т.А.Власова и М.С.Певзнер дали следующее определение :

Индивидуальный подход – «принцип советской педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности».

             Н.М.Барская определяет индивидуальный подход как «совокупность средств, способов и приемов избирательного отношения и целенаправленного педагогического воздействия на индивидуальность и личность данного ученика, основанных на учете его индивидуальных особенностей».

             В специальной педагогике и психологии индивидуальный подход рассматривается как один из принципов коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития.

             Суть принципа индивидуального подхода в коррекционно-воспитательной работе, по мнению А.Зарин, заключается в необходимости определения индивидуальной цели воспитания каждого ребенка. Это очень важно, так как степень выраженности нарушения определяет наличие достаточно выраженных различий в возможностях развития ребенка. Таким образом, нельзя схематично формулировать цель воспитания детей, а следует учитывать индивидуальные особенности и условия воспитания каждого ребенка.

             Принцип индивидуального подхода показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своеобразными психофизическими особенностями. Реализация данного принципа позволяет ребенку достичь потенциального уровня своего развития. Но своего  потенциального уровня ребенок достигнет только тогда, когда в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, заключающейся в выборе содержания, методов, средств и организации процесса воспитания и обучения будут учитывать индивидуальные возможности ребенка. Практической реализацией данного принципа в деятельности дошкольных учреждений является преобладание индивидуальных и групповых форм обучения, в процессе использования которых реализуются  индивидуальные коррекционно-образовательные программы.

             Одним из интересных и малоизученных вопросов в данное время является вопрос об индивидуальном подходе в обучении игре детей с интеллектуальной недостаточностью.

             В книге «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами  интеллектуального развития» Л.Б.Баряева и А.Зарин одной из особенностей процесса обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью выделяют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре.

             Л.Б.Баряева, А.Зарин указывают на необходимость использования индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Это продиктовано тем, что нарушения в их психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. Поэтому в работе с детьми должно учитываться не только разнообразие проявлений, имеющихся у ребенка отклонений, но и характер и особенности медикаментозного лечения, которое ребенок получает в данный момент и которое влияет на состояние ребенка в целом (его психические процессы, эмоционально-волевую сферу и т.д.). Правильная организация любого вида деятельности детей в этот период будет способствовать усилению проводимого лечения.

             Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре в специальном дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм, которые дают возможность реализовать индивидуальные коррекционно-образовательные программы, разрабатываемые для каждого ребенка. Основная работа по формированию у детей необходимых знаний для овладения игрой: представлений о деятельности и взаимоотношениях между людьми, а также игровых действий осуществляется учителем-дефектологом в процессе групповых и индивидуальных игр-занятий.

             В основе отбора содержания работы по формированию игровой деятельности для всех детей и каждого ребенка индивидуально лежит тщательное их обследование. Результаты обследования позволяют создать индивидуальную программу развития каждого ребенка, содержание которой построено с учетом особенностей его возраста, протекания всех психических процессов, темпа продвижения и расширения «зоны ближайшего развития», потенциальных возможностей овладения знаниями об окружающей действительности и игровыми действиями, особенностей эмоционально-волевой сферы и др.

             Таким образом, следует отметить, что проблема индивидуального подхода интересовала многих ученых, педагогов, философов разных эпох, а сама проблема развивалась под влиянием тех общественно-политических и философских взглядов, которые существовали в соответствующие эпохи. Проблема индивидуального подхода развивалась как в истоках общей, так и специальной педагогики. В настоящее время существует много различных определений, что же такое индивидуальный подход. Общее во всех определениях заключается в том, что все считают индивидуальный подход принципом как общей, так и специальной педагогики, который обеспечивает правильное педагогическое воздействие, основанное на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.