Семинар «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Сценарий семинара "Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Семинар

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Алейск, 2019

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

- распространение опыта работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Организационный этап

Приветствие, введение в тему

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

Насыщенная, безопасная.

Развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.

«Мир вокруг».

Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

Основной этап

Теоретическая часть

Перед вами на экране высказывание, которое  принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Поэтому одна из главных задач педагогов - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

- найти свое занятие по душе,

- поверить в свои силы и способности,

- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.

Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.),  отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего  детского сада, а также прилегающей территории.

Как это требование реализуется в нашем детском саду?

Так, например,  в фойе нашего детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация:

-выставка поделок из природных материалов «Юбилей Алтая»,

-фотовыставка ко Дню пожилого человека «Мы с бабушкой и дедушкой лучшие друзья»,

-выставка поделок «Осенний вернисаж»,

- выставка поделок «Чарующие мгновения Зимы».

Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада.

Рядом с прогулочными площадками младших групп расположен «Птичий дворик», где дети могут наблюдать и ухаживать за птицами в зимний период, весной наблюдать за заселением скворцов в скворечники. Летом этот участок  превращается в «Сенсорную площадку», где развиваются  у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащается их чувственный опыт.

Кроме того, и в группах используется пространство всех групповых помещений.  

Например:

- в приемной  располагается спортивный уголок;

- игровая - образовательные центры;

- в спальне  можно расположить центр детского творчества, уголок ряженья, уголок уединения

Согласно п.п. 3.3.2., 3.3.3. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).

 - Возможность для уединения. 

В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».

- Реализацию различных образовательных программ. 

Мы работаем по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Кроме того, РППС обеспечивает реализацию Адаптированной  образовательной  программы, разработанной для детей-инвалидов и детей с ОВЗ: в наличии имеется игровое и развивающее оборудование: логопедические тренажёры, качалки, балансиры, аппаратно-программный комплекс,  логические игры, сенсорные наборы, бизиборды и многое другое.

- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Для выполнения данного требования в группах оформлен материал «Наш край», «Природа родного края», «Мой любимый город» отражающий  особенности нашей малой Родины.

Также учтены климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность:

- на прогулочных участках установлены крытые веранды;

- имеются дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам;

- выносное игровое и спортивное оборудование для организации игровой и двигательной деятельности детей на прогулках в теплое и холодное время года;

- календарь природы, где дети самостоятельно или с помощью педагога отмечают погоду, рассматривают и подбирают иллюстрации, изображающие погодные условия и природные явления.

 - Учет возрастных особенностей детей. 

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:

 В работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- используется конструктор, имеющий крупные детали,

- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

- используется оборудование для игр с водой и с песком,

- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания;

 В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор), куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.

Согласно п. 3.3.4. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и

- безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев.

1) Насыщенность.

РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.

Как мы уже говорили, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в ней отражены 5 образовательных областей:

 - социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие:

-  Центр «Моя безопасность».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр для организации сюжетно-ролевых игр.

- Центр «Мы дежурим».

- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»).

Познавательное развитие:

- Центр познания.

- Центр природы.

- Центр детского экспериментирования.

- Центр занимательной математики.

Речевое развитие:

- Центр детской книги.

- Центр речевого развития.

- Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр музыкального развития.

- Центр детского творчества.

- Центр строительных игр.

Физическое развитие:

- Физкультурно-оздоровительный центр.

Также мы обращаем внимание на то, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

- много видов театра выставлены сразу;

- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

- большое количество книг в детской библиотеке;

- одинаковые комнатные цветы в уголке природы.        

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка.

2) Трансформируемость.

 РППС должна изменяться в зависимости от:

-  образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года),

- меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания)

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты  (игрушки, оборудование, мебель  и  пр.  материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность 

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Что касается психического здоровья, то игрушки не должны:

- провоцировать детей на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые).

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста.

В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет:

- образовательную,

- развивающую,

- воспитывающую,

- стимулирующую,

- организованную,

- коммуникативную функции.

И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При этом ведущая роль в организации РППС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду»

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к следующему этапу работы и приглашаю вас на «экскурсию».

Заключительный этап (по завершению экскурсии)

Театрализованное представление

Подведение итогов

Около группы в фойе детского сада стоят два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро.