Использование зрительных коррекционных тренажёров при работе с детьми с нарушением зрения

Зрительная гимнастика относится к здоровьесберегающим технологиям, используемым в ДОУ и является одним из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка31.31 КБ
Файл выступление1.53 МБ
Файл презентация 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Использование
зрительных коррекционных тренажёров
при работе с детьми с нарушением зрения

Воспитатель коррекционной группы МКДОУ №4

Джахъяева Марина Васильевна

г. Элиста, 2019 г.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

АКТУАЛЬНОСТЬ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить и укрепить здоровье всего организма на долгие годы. Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов в детском саду проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика относится к здоровьесберегающим технологиям, используемым в ДОУ и является одним из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем.

Цель:

  • включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
  • формировать у детей представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет ряд задач:

I. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.

II. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: дальнозоркости, близорукости, астигматизма.

III. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.

IV. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право», «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляют понятия об устройстве окружающего мира.

Результативность:

  • укрепляет глазодвигательные мышцы глаз;
  • снимает зрительное напряжение;
  • повышает зрительную работоспособность;
  • улучшает кровообращение.

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения.

В нашем ДОУ педагогами применяются следующие варианты зрительных гимнастик:

  • со стихами;
  • с индивидуальными офтальмотренажёрами;
  • настенными офтальмотренажёрами;
  • пальминг;
  • в век компьютерной технологии использую – электронные физминутки.

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке глаз, мы проводим их в игровой форме, используя образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того ребятам очень нравиться выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводим зрительную гимнастику в любое время: на прогулке, в свободное время органично включаем её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема гимнастики связывается с темой непрерывной образовательной деятельности, Например, если ребята изучают насекомых, то они могут проследить глазами полёт бабочки. Если во время НОД речь идёт о транспорте, то детям предлагаем упражнение под коротенькое стихотворение:

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

Поедут налево, направо, кругом –

Свободны машины и ночью и днем.

(При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.)

В ходе НОД с детьми с нарушением зрения проводятся по две зрительные гимнастики, одна из которых позволяет подготовить глаза к зрительной работе, а другая – снять зрительное напряжение. Зрительная гимнастика с целью подготовки глаз к зрительной работе проводится после организационного момента и позволяет активизировать зрительные функции, подготовить глаза к напряжённой зрительной работе.

Например: Летели птички, (прослеживание глазами)

Собой невелички (за предметом по кругу)

Как они летели, (вправо – влево) все люди глядели.

Как они садились, (вверх – вниз.) все люди дивились.

«Лошадка»

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом)

Вправо – влево (вправо – влево)

Вправо – влево (вправо – влево).

Для достижения наибольшего эффекта в плане снятия напряжения проводим с детьми Пальминг. Этот эффективный метод упражнения для глаз, направленный на восстановление зрения, который придумал знаменитый учёный из Нью-Йорка – Уильям Бейтс. Я провожу релаксацию в виде игры, например, предлагаю детям отправиться ненадолго в волшебную страну, закрыв глаза ладошками, и мысленно нарисовать любимое животное или персонажа из мультфильма или ещё одно упражнение: глаза закрыты и прижаты ладонями на 30-40 секунд и другие.

Тренируем детские глазки и в течение дня. Ребятам предлагаем офтальмологические тренажеры или специально чередуем определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) а такие игры как кольцеброс или сбивание кеглей развивают глазные мышцы, отвечающие за дальнее зрение – ребёнок смотрит вдаль.

Таким образом, при проведении зрительной гимнастики использую следующие виды наглядности:

1. Предметы-ориентиры. Воспитатель показывает предмет группе детей и перемещает его. Взгляд детей следует за ним. Подбираю такие предметы-ориентиры согласно тематике НОД.

2. Схемы. Такие пособия я использую с детьми старшего возраста, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок понимает, как надо выполнять действия.

3. Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Педагог при этом просит рассказать, что видит там ребёнок интересного.

3. Настенные офтальмотренажёры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.

4. Индивидуальные офтальмотренажёры. Это контурные картинки – бабочек, букв, цифр и пр. Ребёнок зрительно обводит контур, при этом картинку держит перед собой на расстоянии вытянутой руки, основанные на авторских методиках В.Ф.Базарного, Э.С.Аветисова.


Обучение детей работе на офтальмотренажёре проводится в несколько этапов:

I. Первый этап, подготовительный.

Ознакомление детей с офтальмотренажёром.

Педагог медленно ведёт указкой по линиям. Обращаю внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагаю детям следить глазами за указкой.

II. Второй этап, основной.

Ребёнок ведёт указкой по офтальмотренажёру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажёре.

III. Третий этап, заключительный.

Ребёнок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажёре, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

5. Электронные физминутки. Дошкольникам очень нравятся мультимедийные пособия для гимнастики. Дети очень любят следить глазками за различными объектами: звездочки на небе, за снежинками и т.д. всё это происходит под музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт нашей работы также показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажёров очень эффективна. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности и воспитателями общеразвивающих групп и родителями для профилактики зрения.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование зрительных коррекционных тренажёров при работе с детьми с нарушением зрения Подготовил: воспитатель коррекционной группы МКДОУ №4 Джахъяева Марина Васильевна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Солнышко» «СОЛНЫШКО»

Слайд 2

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» Сократ

Слайд 3

Цели Включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка; Формировать у детей представлений о необходимости заботы о своём здоровье и о важности зрения.

Слайд 4

Задачи Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах. Формирование представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Формирование обучающего значения: закрепление навыков пространственной ориентации («вправо», «влево» и т.д.). Формирование развития связной речи, обогащение словарного запаса.

Слайд 5

Результативность Укрепление глазодвигательных мышц глаз. Снятие зрительного напряжения. Повышение зрительной работоспособности. Улучшение кровообращения.

Слайд 6

Варианты зрительных гимнастик в нашем ДОУ

Слайд 19

Аветисов Э.С. Базарный В.Ф.

Слайд 21

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере . Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажером . П едагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой. Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру . Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере. Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере , прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Слайд 23

Вывод

Слайд 24

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!