: «Цифровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольника»

Расширение представлений педагогов об использовании информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация38.18 КБ
Файл Презентация к консультации1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Солнышко»

Тема: «Цифровые технологии,
как средство развития познавательной активности дошкольника»

Подготовила:

воспитатель коррекционной группы

Джахъяева М.В.

г.Элиста, 2020 г.


Тема: «Цифровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольника»

Цель: расширение представлений педагогов об использовании информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.

ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды.

ФГОС ДО в качестве одного из принципов развития и образования детей рассматривает познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ-компетентностью педагогов.

Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через её изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

  • информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
  • использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
  • ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий круг образовательных задач.

Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются непосредственные учебные действия.

Важным элементом НОД обучающихся на ступени дошкольного образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших дошкольников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ – компетентность).

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

В своей работе со слабовидящими детьми, имеющими патологию зрения мы опираемся на свою рабочую программу, Примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» Л.И.Плаксиной.

Во взаимодействии с тифлопедагогами:

  • применяем технологии Базарного В.Ф., которые направлены на укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе используется «режим зрительных горизонтов».
  • дополнительную общеразвивающую программу «Логоша», которая имеет социально-педагогическую направленность.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «ключевой характеристикой программы является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность». Содержание программы ориентировано на устранение речевых недостатков у дошкольников и содержит развивающие компьютерные игры, способствующие не только развитию речи, но и развитию познавательной сферы ребёнка-дошкольника.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках НОД появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации игрового процесса. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заинтересовать дошкольника, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, ИКТ-технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Применение информационных технологий на занятиях необходимо и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на НОД;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков воспитанников;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к НОД;
  • активизируют познавательную деятельность воспитанников;
  • развивают творческий потенциал воспитанников.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к НОД. Компьютер я использую на всех этапах обучения.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: воспитателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции воспитателя компьютер представляет источник учебной информации.

Основные направления использования компьютерных технологий на НОД:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).
  • Тренажёр.
  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

На НОД я активно использую эти направления. Например, визуализацию информации я применяю при подготовке и проведении НОД по развитию речи, чтобы задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Компьютер позволяет также использовать на НОД интерактивный демонстрационный материал.

Компьютер может выступать в роли тренажёра, а также с помощью его можно осуществлять контроль умений и навыков воспитанников.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание воспитанников. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Использование презентаций на НОД в ДОУ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения дошкольников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.

При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

На НОД окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы и электронные пособия.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

НОД с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке НОД с использованием ИКТ я уделяю особое внимание на здоровье воспитанников. Конспекты НОД включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Компьютерные технологии на НОД – мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать игры более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей детей, формированию мотивации обучения даёт свои результаты:

  • Рост положительной мотивации на НОД
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

В плане обогащения методических средств и приёмов при обучении в ДОУ основные свойства ИКТ:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Итак, применение ИКТ на НОД в ДОУ позволяет сделать воспитанников не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении явлений окружающего мира, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Игра превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции и познавательные способности воспитанников тем самым педагогический процесс результативен.

К.Д.Ушинский писал, что ребёнок должен учиться самостоятельно, а педагог должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, воспитатель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.

Недаром мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомнить.

Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» Джахъяева Марина Васильевна МКДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко» Цифровые технологии, как средство развития познавательной активности дошкольника

Слайд 2

Без использования современных средств информационно-коммуникативных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Роль информационно-коммуникативных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. ИКТ – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного воспитателя, способствующая оптимизации и интеграции воспитательно -образовательного процесса. Актуальность

Слайд 3

расширение представлений педагогов об использовании информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Цель

Слайд 4

Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно -образовательный процесс.

Слайд 5

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители…

Слайд 6

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании

Слайд 7

Существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление; использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению; ИКТ вовлекают детей в воспитательно -образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Слайд 8

Занятие с мультимедийной поддержкой. Занятие с компьютерной поддержкой. Виды занятий с использованием ИКТ:

Слайд 10

применение технологии Базарного В.Ф., направленные на укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе используя «режим зрительных горизонтов »; применение дополнительной общеразвивающей программы « Логоша », имеющая социально-педагогическую направленность. Взаимодействие с тифлопедагогами

Слайд 12

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты , представленные посредством ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заинтересовать дошкольника (интерес это один из элементов мотивации). ИКТ-технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.

Слайд 13

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на НОД; способствуют совершенствованию практических умений и навыков воспитанников; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к НОД; активизируют познавательную деятельность воспитанников; развивают творческий потенциал воспитанников. Применение информационных технологий на занятиях

Слайд 14

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал). Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Тренажёр. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Основные направления использования компьютерных технологий на НОД

Слайд 17

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я могу запомнить. Вовлеки меня – и это станет моим навсегда ». (народная мудрость)

Слайд 18

Благодарю за внимание!