«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Данные принципы определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке ребенка, гармоничному развитию у него жизненных сил. Физическое воспитание придерживается как общепедагогических (сознательности и активности, наглядности и др.), так и специальных, выражающих специфические закономерности физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Существуют определенные принципы спортивного права, направленные на регулирование сферы физической культуры и спорта. Классифицируя эти принципы, их можно разделить на:

  • Общеправовые:

- принцип законности, заключающийся в применении «всего», что разрешено законом;

- принцип свободной экономической деятельности;

- принцип государственного регулирования;

  • Специальные принципы – складываются после развития спортивных отношений.

Закономерности, правила и требования, которые предъявляются к педагогу, соответствуют принципам физического воспитания.

Данные принципы определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке ребенка, гармоничному развитию у него жизненных сил. Физическое воспитание придерживается как общепедагогических (сознательности и активности, наглядности и др.), так и специальных, выражающих специфические закономерности физического воспитания.

К таким принципам относятся: 1) всестороннее развитие личности; 2) оздоровительная направленность физического воспитания; 3) связанность физической культуры и жизни в целом; 4) систематические и непрерывные физические нагрузки и отдых; 5) постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; 6) цикличность занятий и др.

Физическое воспитание придерживается и общепедагогических принципов:

  • Принцип осознанности и активности – предполагает воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Этот принцип был сформирован Лесгафтом П.Ф. в противопоставлении механическому заучиванию. Осознанность ребенком техники, последовательности движений и т.п. способствует формированию телесной рефлексии. При осознании оздоровительного действия физических упражнений ребенок способен научиться творческому и самостоятельному решению двигательных задач.
  • Принцип активности – формирует у ребенка высокий уровень самостоятельности, творчества и инициативы.
  • Принцип систематичности и последовательности – это обязательный принцип при физическом воспитании. Явление систематичности характеризуется взаимосвязанностью знаний, умений и навыков. Систематичность обеспечивается регулярностью, планомерностью и непрерывностью физического воспитания на протяжении дошкольного периода. Независимо от возраста, в процессе физического воспитания должна соблюдаться последовательность труда и отдыха, а также последовательность и взаимосвязь самих занятий.
  • Принцип повторения – является важным принципом, так как формирование двигательных навыков предполагает повторение. Двигательные навыки и динамические стереотипы образуются при многократном повторении.
  • Принцип постепенности – соблюдается при включении вариантных изменений в стереотипы выполнения движения. По мнению И.П. Павлова, постепенность и тренировка – это основное физиологическое правило в педагогике.
  • Принцип наглядности – предполагает взаимосвязь чувствительного восприятия и мышления. Благодаря соблюдению этого принципа, происходит направленное воздействие на функции сенсорных систем, которые принимают участие в движении. Наглядность, которая используется в физическом воспитании – опосредованная и непосредственная. Непосредственная наглядность предполагает показ педагогом разучиваемого движения, а опосредованная – демонстрация различных пособий, фильмов и т.д., которые дают представление о выполняемом действии.
  • Принцип доступности и индивидуализации – соблюдение мер доступного. Данный принцип довольно специфичен в отношении оздоровительного физического воспитания. Педагогу необходимо определять меру доступного для обучающегося. Мера зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от определенных объективных факторов, которые возникают при выполнении определенного двигательного упражнения.

Физическое воспитание и спорт выступает комплексом мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, на повышение уровня работоспособности и т.д. В свою очередь, государство стимулирует развитие физической культуры и спорта с помощью финансирования и организации, различных спортивно-оздоровительных мероприятий.