как развить у ребенка с ОВЗ интерес к чтению?

Макарова Юлия Анатольевна

"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvit_u_rebenka_s_ovz_interes_k_chteniyu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Как развить у ребенка с ОВЗ интерес к чтению?»

 «Чтение – это окошко,

 через которое дети видят и познают мир

 и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми дошкольного возраста является один из актуальных.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

У большей части воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Большое внимание необходимо уделять  работе с семьей, семейному чтению. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие.

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организован процесс чтения дома и насколько поддержан интерес к прочитанному в детском саду. Однако, если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать интерес к чтению в начальной школе будет трудно, а в ряде случаев – невозможно.

Одним из важных путей решения этого вопроса является системная работа приобщения ребёнка к чтению детской литературы как в ДОУ, так и в семье. Именно семья с её неповторимой атмосферой родственных, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей обеспечивают детям психологический комфорт. А любовь и доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Необходимо поддерживать постоянное сотрудничество семьи и детского сада и быть логическим продолжением работы. Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

В работе воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи.

- Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

- Расширить их представления о детской литературе.

-  Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Таким образом, система работы по приобщению детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

-Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей

- Создает предпосылки для реализации творческих способностей

- Помогает воспитанникам войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Список литературы

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. –М.: «Просвещение»,2011.-190с.

2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. -  №12. – С.88 - 94