Презентация «Основные функции педагогического управления. Целеполагание и планирование в образовательной сфере»

Елена Николаевна Бавинова

Презентация по педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_funktsii_pedagogicheskogo_upravleniya.pptx976.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные функции педагогического управления. Целеполагание и планирование в образовательной сфере» Работу выполнили: студенты 3 курса заочного отделения группы Доз-18 Бавинова Елена , Долгова Ольга, Кочурова Людмила, Родионова Наталья

Слайд 2

Цель: эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального педагогического результата. Задача: это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Слайд 3

Педагогическая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл. Основными являются функции педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, регулирования (координации), контроля и стимулирования в управленческой деятельности .

Слайд 4

Планирование - это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений . принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью, заключается в определении ближайшего и перспективного развития педагогической системы подробное расписание деятельности организации на определенный период времени

Слайд 5

Два типа планирования: Телеологический - жесткое планирование «сверху» ( А.Леонтьев , С. Струмилин) Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей ( В.Громан , в.Базаров )

Слайд 6

Особенности планирования Планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения; Планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов; Целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования ; Планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты Планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки; Планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.

Слайд 7

Характеристика планирования: Целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан); Единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения); Непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение); гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий); Точностью (достаточная детализация); Прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты); Экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).

Слайд 8

Принципы планирования: Учёт конкретных педагогических условий , возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития; Взаимосвязь процесса воспитания и обучения ; Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Слайд 9

Принципы планирования: 7.Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими. 8. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением. 9. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п. 10. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события. 11. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования. 12. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Слайд 10

Задачи планирования : Обеспечить выполнение решения государственных органов по вопросам воспитания и обучения; Обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов; Вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива; Определение конкретных методических, образовательных, воспитательных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей; Воспитание ответственности каждого члена коллектива .

Слайд 11

В процессе планирования решает следующие задачи : 1. Определить , какие результаты вы хотели бы получить в будущем; 2. Необходимо проанализировать, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов; 3. Необходимо определить состав и структуру будущих действий; 4. Необходимо уметь предвидеть и оценить последствия запланированных совместных действий.

Слайд 12

Виды планирования в зависимости от уровня управления: Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями ? ; Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей ? ; ( подготовка годового плана работы ) Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев.

Слайд 13

Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется в несколько этапов: Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, особенности развития детей, обучающихся). Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур) Составление («сборка») всех частей плана в единое целое. Обсуждение и коррекция проекта. Принятие и утверждение плана. Реализация и контроль его выполнения.

Слайд 14

Формы планирования . Текстовая форма планирования: Описание результатов анализа работы организации за предыдущий период Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и – Характеристика сложившейся ситуации в организации на момент планирования Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы): Четко отображает объем и структуру решаемой задачи Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями Эффективно определяет механизм использования ресурсов Позволяет избежать перенасыщенности планов Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Слайд 15

Характеристика формы планирования. Т екстовая Преимущества ее использования Без текстовой формы нельзя оценить полноту, целостность содержания, аналитическую основу, такая форма планирования проста в составлении. Текстовую форму планирования хорошо использовать при краткосрочном планировании, для решения текущих задач на ближайшее время. Чаще к ней прибегают при описании результатов анализа работы за предыдущий период; характеристике сложившейся ситуации в организации на момент планирования. Трудности ее использования Она статична, в текстовый план работы проблематично вносить те бесчисленные изменения и дополнения, с которыми сталкивается руководитель в ходе его выполнения, т.к. каждый день что-то меняется, какие-то работы отменяются, какие-то заменяются. Текстовая форма не дает нам возможности представить одновременно и объемно всю работу, которую должен проделать педколлектив . Она лишает руководителя возможности видеть последовательность и целенаправленность всей спланированной работы. При использовании такого вида планирования, например, при разработке годового плана, он получается нечитаемым, большим по объему.

Слайд 16

Сетевая Преимущества ее использования Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Она применяется для детального планирования конкретной задачи, выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями, избежать перегрузки плана, эффективно определить механизм использования ресурсов. Сетевая форма планирования также позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, их объем и решаемую задачу. Трудности ее использования Сетевые графики просты в составлении и эксплуатации, но только для тех, кто глубоко знает процесс, который нужно спланировать, и кто приобрел устойчивые навыки в их составлении и чтении. Эффективность применения этого метода зависит от умения составителей плана видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Слайд 17

Г рафическая Преимущества ее использования Графическая форма планирования отражает содержание работы в виде двухкоординатных графиков. Чаще данная форма используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов, конкретизацию этапов выполнения той или иной задачи. Трудности ее использования Невозможно оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегрузок, "столкновения" мероприятий. Такая форма планирования более сложна и требует больше времени для ее оформления .

Слайд 18

Виды педагогических планов По охвату содержания: Комплексный (общий ) - все направления и виды деятельности ( например: план социально-педагогической работы план досуговой деятельности) Тематический - одно направление или один вид деятельности (например: план изучения темы, план работы с родителями, план самообразования ) Предметный (план-конспект) - одно конкретное мероприятие (например: план занятия, план тренинга, план этической беседы По длительности периода: Долгосрочный - год и более (например: образовательная программа УДО, план работы кружка, секции ) Этапный (средней перспективы ) - конкретный временной отрезок менее года (план просветительных лекций на полугодие ) Краткосрочный - часть периода, этапа (на месяц, неделю ) например: план «Декады помощи ветеранам», план «Недели птиц » Оперативный - план на день (например: план «Дня здоровья», план экскурсионного дня )

Слайд 19

Технология составления планов План – важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса . Этапы составления планов: Подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета. Аналитический - анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа. Моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени. Заключительный (оформительский) – выбор структуры плана и его оформление.

Слайд 20

Алгоритм планирования: 1 . Определение предмета планирования. 2. Определение временного периода. 3. Структурирование предмета планирования. 4. Анализ результатов и имеющегося состояния. Целеполагание . 6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. 7. Распределение событий во времени. 8. Оформление (написание) плана.

Слайд 21

Целеполагание в образовательном процессе. Целеполагание — компонент педагогической и управленческой деятельности, обеспечивающий принятие решений о целях предстоящей деятельности и ее субъектов . Значение целеполагания: -изучение и анализ ситуации в окружающей школу социальной среде; - анализ образовательных потребностей потенциальных и реальных «заказчиков» школы; - прогноз возможных, вероятных изменений в социуме и - соответственно в социальном заказе; - анализ собственных достижений школы, достигнутого ею уровня функционирования; - анализ ее проблем, анализ и оценка общего потенциала школьного коллектива, его сильных и слабых сторон; - выбор общих устремлений, ориентиров, целей деятельности школы и системы управления (целеполагание в широком смысле этого слова); - планирование как определение характера, структуры, последовательности необходимых действий, их ответственных исполнителей, сроков, технологии исполнения.

Слайд 22

Значение целеполагания в деятельности образовательного учреждения обусловлено той ролью и функциями, которые объективно способны иметь цели . Выделяют следующие функции цели в управлении воспитательным процессом: моделирующая (моделирование результата деятельности или состояния школьной организации); ценностноориентированная или смыслообразующая (носитель ценностного, личностного смысла деятельности); критериальная (отражение желаемого уровня достижения целей воспитания, т. е. результативность); прогностическая (обоснованный прогноз зоны ближайшего развития коллектива и личности); продуктивно-творческая (функция цели прогнозирования требует постоянного творчества); стимулирующая (заявляет о себе в течение всего хода действий).

Слайд 23

Рекомендации при постановке воспитательных целей: необходимо проанализировать, имеющиеся потребности, проблемы, наличные возможности, средств, ресурсов (главные основания постановки целей); цели должны быть актуальными (отвечать наиболее значимым проблемам); напряженными, но реальными (находиться в зоне ближайшего развития школьников); конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения); гибкими, открытыми (допускающими корректировку в случае необходимости); комплексными (учет особенности учащихся); известными всем ее участникам, понятыми и осознанно принятыми ими; необходимо мотивирование, стимулирование, побуждение к действиям; цели должны определяться базовыми ценностями школы, ее миссией и не должны противоречить им; конкретные частные цели должны подчиняться более крупным и долгосрочным ориентирам и устремлениям.

Слайд 24

Целеполагание и планирование — неотъемлемые функции управленческой деятельности, которые являются так же необходимым условием развития, движения любой педагогической системы.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ