Программа развития дополнительного образования

Дьяченко Юлия Борисовна

Программа развития дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_pedagogu_dop.obrazovaniya.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

учебно-методический комплекс

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей являются занятия кружка, студии, мастерской, театра, др. Эффективность и качество обучения и воспитания в них зависит от знаний и творчества педагога, который организует работу детского коллектива согласно учебно-методического комплекса.

Педагог дополнительного образования

Должностные обязанности. Комплектует состав кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода. Участвует в разработке учебных планов и программ, проводит учебные занятия с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки учащихся и студентов. Способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, учащихся и студентов, организует участие их в олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях. В своей работе взаимодействует с педагогом-организатором, социальным педагогом, психологом, другими работниками учреждения, родителями учащихся, общественными организациями. Содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками. Участвует в организации летнего отдыха воспитанников, проведении массовых мероприятий. Несёт ответственность за состояние материальной базы, способствует её обновлению и совершенствованию. Систематически повышает своё профессиональное мастерство. Обеспечивает выполнение правил по охране труда.

Должен знать: законодательство Республики Беларусь в области образования и нормативно-правовые документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, учащимися и студентами, правам ребёнка; основы трудового законодательства; программы и методики работы кружков (групп, других творческих формирований); методику работы с педагогически запущенными воспитанниками; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии; основы отраслевых знаний; правила охраны труда.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА

         Творческие объединения по интересам (кружок) создаются в соответствии с интересами детей, молодёжи, пожеланиями родителей, с учётом местных условий, действующей сети учреждений образования, их возможностей.

 Комплектование кружка необходимо проводить в августе-сентябре с тем, чтобы начать занятия не позже 15 сентября (1-й год обучения), с 1 сентября 2-й и 3-й года обучения..

         Методисты, педагоги дополнительного образования проводят определённую организационную работу:

 дают информацию о наборе в кружки в средства массовой информации;

 вывешивают в школах города и района объявления, где указывают время и место встречи с детьми;

 организовывают выездные выставки работ кружковцев;

 фотовитрины, которые рассказывают о жизни и интересных делах кружков.

 Запись в кружки  проводится организованно, что даёт возможность познакомить детей с направлениями работы кружков, установить связи с классными руководителями, учителями, родителями, привлекать в кружки детей и подростков, склонных к правонарушениям.

 При приёме в спортивные, туристические, хореографические объединения по интересам необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащегося.

 Количественный состав кружка и время занятий планируется в соответствии с Положением об учреждении, которое обеспечивает получение дополнительного образования.

 В состав объединения, которое занимается по программе первого года обучения, должно входить  15 человек, а второго и следующих лет – не менее 12 человек. В научно-исследовательских и конструкторских кружках, студиях, мастерских, секциях повышенного спортивного мастерства количественный состав кружка определяется решением педагогического совета учреждения, но не должен быть меньше 6 учащихся.

В зависимости от особенностей и содержания работы кружка, требований программ и их рекомендаций по годам обучения педагоги могут проводить занятия со всеми детьми или по подгруппам, а также индивидуально.

 Для обеспечения нормальных условий работы педагог и кружковцы должны знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, правил внутреннего распорядка, санитарии и гигиены труда. В связи с этим, для каждого кружка разрабатывается инструкция по технике безопасности, разъяснению основных положений которой следует посвятить одно из первых занятий, а в дальнейшем, по мере выполнения программы, повторить текущие инструктажи. При выполнении практических работ руководителю необходимо контролировать выполнение кружковцами правил ТБ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Дата:

Тема:

Цели: обучающая, развивающая, воспитывающая.

Формы и методы:

Оборудование и материалы:

Место проведения:

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Организационная часть (1-2 минуты).

 Отметить присутствующих, провести краткую беседу о последних событиях в стране, в школе; дома. Сообщить тему и цель занятия.

Содержание занятия:

 а) повторение пройденного материала;

 б) изложение нового материала (10-20 минут).

 Предусматривает сообщение новых знаний, инструктаж по технике безопасности, вводная беседа перед практической работой.

 в) игровой момент (5-15 минут).

 В зависимости от занятия проводятся подвижные или дидактические игры, викторины (5-7 вопросов), загадки, скороговорки и т.п.

         г) практическая часть (45 минут).

Изготовление поделок, аппликаций, составление букетов и т.д.

 д) индивидуальная работа с кружковцами.

Заключительная часть (3-5 минут). Рефлексия.

 Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучшие работы; ответить на вопросы; обобщить изучение, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.

Основные формы и методы кружковой работы:

Словесные:

рассказ, беседа, лекция, открытые диалоги, рефераты, разговоры за круглым столом, встречи с интересными людьми, специалистами и т.д.;

Наглядные:

демонстрация учебно-наглядных пособий, моделей, образцов изделий, выставки, вернисажи, панорамы, демонстрация приёмов работы, отдельных упражнений, технологических особенностей;

Практические:

практическая работа по отработке умений и навыков, приёмов, упражнений, изготовление изделий, оформление наглядных пособий, дневников, маршрутных карт, картотек и т.д., работа со специальной литературой, справочниками, опытническая и исследовательская работа;

Массовые:

выставки, конференции, устные журналы, вечера и утренники, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, встречи, турниры, праздники, дни открытых дверей, слёты, концертные программы, спектакли, экскурсии, походы, организационно-деятельностные и деловые игры;

При проведении занятий протяжённостью более 1 академического часа в день и в зависимости от их характера, как правило, через каждые 45 минут занятий организовываются перерывы для отдыха.

СХЕМА

анализа занятия кружка (деятельность членов кружка)

 Качество знаний, умений и навыков кружковцев, их полнота и осознанность, умение анализировать итоги своей деятельности.

 Познавательная активность, увлечённость учащихся в ходе занятий.

 Степень самостоятельности ребят, умение решать задачи проблемного и творческого характера.

 Умение работать коллективно, парно, индивидуально.

 Личные и коллективные успехи кружковцев, результаты занятий в кружке.

 Этика межличностных взаимоотношений, культура речи.

 Самоуправление в кружке, традиции кружковцев.

 Степень организованности кружковцев, посещаемость, постоянство контингента.

 Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил ТБ.

СХЕМА

анализа занятия кружка

(деятельность педагога дополнительного образования)

 Соответствие цели занятий требованиям программы.

 Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.

 Знание конкретного материала, профессиональное умение и навыки, культура речи, общая культура педагога дополнительного образования.

 Работа педагога дополнительного образования по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформление кабинета.

 Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.

 Работа педагога дополнительного образования по закреплению полученных учащимися навыков.

 Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности учащихся.

 Соответствие применяемых педагогом дополнительного образования   методов, приёмов и способов обучения уровню развития кружковцев.

 Влияние личности педагога дополнительного образования на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.

 Использование педагогом дополнительного образования форм и приёмов воспитательной работы.

 Умение организовывать коллектив с учётом индивидуальных особенностей кружковцев.

 Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

 Умение подвести итоги занятия и деятельности кружковцев.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

эффективности учебного занятия

Результативность.

         Оценка качества и результативности каждого занятия является трудной задачей, ибо она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуальных новообразований в личности учащихся, поэтому, как правило, применяют «проективную» методику оценки результатов занятия, его технологии.

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного занятия:

 создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

 экономное и целесообразное расходование времени;

         применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

 формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

 формирование и развитие личностных качеств ребёнка;

 высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащегося;

 объём и прочность получаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Рациональная и оптимальная структура занятия:

 комплексное планирование задачи обучения, воспитания и развития;

         выделение в содержании главного, существенного;

рациональность последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, самостоятельной работы и т.д.;

Активизация познавательной деятельности учащихся.

 Учебный материал должен стать предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.

         Этому способствует применение определённой системы методов:

проблемные методы;

самостоятельные работы;

проблемные ситуации и т.д.

Самостоятельность и творчество в учебной деятельности.

 Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо:

        создание педагогических условий, стимулирующих самостоятельную работу учащихся;

 формирование умений рациональной самостоятельной деятельности;

формирование умений самостоятельного применения полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Наличие учебно-методического комплекса.

 Современное учебное занятие – это взаимодействие педагогов и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему, основу оснащения учебного кабинета. Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры:

         учебное оборудование (приборы, макеты, модели, рисованные пособия, таблицы, схемы и т.д.);

комплекс технологических средств обучения;

 справочно-методические материалы.

 Основные требования к оформлению кабинета – создать атмосферу предмета, которая стимулирует творческую и познавательную активность учащихся.