Как обогатить словарь дошкольника и младшего школьника

Карасева Ольга Викторовна

Как показывают наблюдения последних лет, среди детей, поступающих в первый класс, около 70% имеют низкий словарный запас. Это существенно тормозит речевое и умственное развитие, отражаясь на усвоении учебного материала –дети часто не понимают, о чём идёт речь, так как просто не знакомы с такими словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obog._lovar.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

             Как обогатить словарь дошкольника и младшего школьника

 Как показывают наблюдения последних лет, среди детей, поступающих в первый класс, около 70% имеют низкий словарный запас. Это существенно тормозит речевое и умственное развитие, отражаясь на усвоении учебного материала –дети часто не понимают, о чём идёт речь, так как просто не знакомы с такими словами. У детей с низким словарным запасом наблюдаются следующие «особенности»: 1) употребление лишь обиходных, бытовых слов; 2) незнание частей предмета, замена их названием самого предмета или действия с ним (стена - «это дом, тут живут»; ножка стола – «это стол, тут едят»); 3) замена слов, близких по ситуации и внешним признакам (ребёнок раскрашивает картинку – «я пишу»; тетрадь – «это книга, а ней рисуют и смотрят»); 4) дети затрудняются называть обобщающие слова (воробей, ворона, синица, снегирь – «они летают» вместо «птицы»); 5) не употребляют и не понимают слова-синонимы (похожие по смыслу, например, красивый, прекрасный, очаровательный и т.д.); 6) не употребляют и не понимают слова-антонимы (противоположные по смыслу, например, быстрый – медленный, длинный - короткий), характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия (большой и маленький), которыми заменяют слова «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»; 7) допускают разнообразные ошибки: - при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы» и т.д.); - при согласовании числительных с существительными («пять огурцей, ягодом», «два руки» и т.д.); 8) не используют в речи (или используют неверно) предлоги. Обогатить, расширить словарный запас детей можно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и могут выполняться дома вместе с родителями. Упражнения для обогащения словарного запаса 1. Родитель показывает картинки (например, «Улица», «Зима», «Вечер»). Задание: «Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова». 2. Родитель показывает две картинки. Задание: «Назови картинки одним словом». («Друзья», «Игра»). 3. Родитель показывает одного или нескольких игрушечных медведей. Задание 1: «Назови по-разному эту игрушку». (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.) Задание 2: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш]». (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля). Задание 3: «Назови одним словом этих двух мишек». (братья, друзья, Топтыгины). 6. Задание: «Что умеет делать кошка?» (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться) 7. Задание: «Что делает ветер?» (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт). «А что умеет делать ветерок?» (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует), 8. Задание: «Что делает щенок?» (Спит, играет, ест, лает, ласкается). «Что умеет делать щенок?» (Спать, играть, есть, ласкаться), «Что любит делать щенок?» Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). «Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость?» (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), «Что делает щенок, когда его берут на руки?» (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит). В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова. 9. Задание: «О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?» 10. Задание: «Какими словами можно сказать про солнышко?» (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). 11. Задание: «Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце?» (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное). 12. Задание: «Каким может быть ручеёк?» (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим). 13. Задание: «Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве?» (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий). 14. Задание: «Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость?» (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый). 15. Задание: «Как мчится волк за своей добычей?» (Быстро, стремительно). 16. Задание: «Как передвигается черепаха?» (Медленно, спокойно, плавно). 17. Задание: «Как падают листья на землю во время листопада?» (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво). 18. Задание: «Как встречают новогодний праздник?» (Радостно, шумно, весело). 19. Задание: «Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая?» (Пушистик, Пушонок, Пушок). 20. Здание: «На что похоже солнышко?» (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика). 21. Задание: «На что похож ёжик?» (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку). 22. Задание: «На что похож ручеёк?» (на ленту, змейку, зеркало). Упражнения на «зарисовку» слов.  Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами. Например: Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная и т.д.). Попробуй нарисовать это состояние погоды. Можно предложить «зарисовать» слова: - противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»; - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится; - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки [а], [у], [с] и т.д.; - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.) Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.