Этапы проблемного урока

Рьянова Валерия Евгеньевна

Полезный материал для преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_problemnogo_uroka.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный этап: педагог обращает на эмоциональное состояние класса, подчеркивает личные и деловые качества ребят, необходимые для предстоящей работы. Он формирует установку на успешное выполнение задания, предлагает ощутить себя творцом, преодолеть трудности  - повышает мотивацию обучающихся.
  2. Этап актуализации прежних знаний. Если цель традиционного опроса домашнего задания – диагностировать объем и качество ЗУН, то на данном этапе проблемного урока с помощью воспроизведения ранее полученной информации необходимо подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. сделать предыдущие знания актуальными. Уместно использование таких приемов, как создание опорных сигналов, мозговой штурм, интенсивный опрос, игровые элементы. Учащиеся выясняют, готовы ли они к усвоению нового материала, что не понято из старого.
  3. Этап постановки проблемы. Он включает в себя три элемента. Во-первых, создание проблемной ситуации, вводящей обучающихся в предмет изучения темы. В дополнение к выше сказанному, в данный момент уместно ознакомление с историей возникновения научной проблемы, знакомство с методами науки, столкновением идей, теорий, концепций, противопоставлением фактов, постановка вопросов о наличии и сути противоречия. После обсужден намечается и обсуждается план работы, соия противоречия следует формулирование основной учебной проблемы, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы. Эта проблема показывает ученикам ориентир, на который они должны направлять деятельность на уроке. Она создает основу для постановки каждым обучающимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. Важно, чтобы ребята сами пытались формулировать учебную проблему, только тогда она станет значимой для них. Далее формулируются целевые установки урока, происходит самоконтроль и самооценка учениками своих возможностей предстоящей деятельности по усвоению донной темы
  4. Этап решения проблемы.  Это основной раздел проблемного урока, который состоит из следующих частей: выдвижение гипотезы, поиск доказательства или опровержения ее, анализ полученных данных, вывод (конечный ответ по решению проблемы). Возможные формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая. Обучающиеся изучают текст учебника, исторических источников, отрывки их научных статей и художественной литературы, статистический материал, карты, иллюстрации, фото, пользуются Интернет-ресурсами. Они занимаются поиском аргументов для своей гипотезы, своего предположения, своего решения проблемы. Перед внедрением проблемного обучения в практику своей работы учитель обязан познакомить обучающихся с основными приемами, требованиям этой технологии, продемонстрировать выдвижение гипотезы и весь процесс поиска решения проблемы. Необходимо напомнить ученикам о возможных типах выводов: вывод-перечисление, вывод-сравнение и вывод-оценка. Педагог должен регламентировать работу учеников, оказывать консультации, поддерживать активность, комментировать решения.
  5. Этап рефлексии.
  6. Этап получения домашнего задания. Основные требования проблемно-развивающего обучения к домашней работе состоят в том, что задания выполняемые дома должны быть ориентированы на продолжение исследования, начатого на уроке. Оно может проходить и в письменной, и в устной форме. Предполагается единство требований к выполнению домашнего задания. Это связано с необходимостью непрерывного развития потребности в мотивированном ценностно-смысловом отношении учащихся к предмету. Качество ответа школьника, соответствующее оценке «отлично»:
  • текст составлен самостоятельно (материалы лекции или учебника берутся как цитаты);
  • в тексте выражено творческий характер усвоения содержания;
  • при ответе глубоко аргументирована собственная, отличающаяся от других точка зрения;
  • научные устоявшиеся позиции критично проанализированы;
  • представленные учителем материалы дополнены собственным смыслом;
  • присутствует позитивная направленность в духовных и культурных ценностях;
  • проявлен интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности;
  • материал воспринимается как средство постижения себя и своих возможностей.

Итак, выше было рассмотрено понятие проблемного обучения, описана учебная проблема и действия с ней, проанализирована структура учебной проблемы, представлены способы создания проблемных ситуаций, а также приемы проблемного обучения, выявлены особенности проблемного урока.