Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его современное значение для русской педагогической мысли

Болдырев Петр Пахомович

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание.

Актуальность педагогического наследия А. С. Макаренко вызывает живейший интерес среди всех кругов населения, так как оно посвящено насущным проблемам воспитания. Молодежь находит в трудах Макаренко ясные пути совершенствования поведения, родители — ответы на многие животрепещущие вопросы семейного воспитания, перед учителями раскрывается целостная система школьного воспитания, проверенные методы организации единого школьного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Рамонская детская школа искусств»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Педагогическое наследие А.С Макаренко, его современное значение для русской педагогической мысли»

Автор работы: преподаватель

по классу баяна и оркестра

баянистов и аккордеонистов

МКУДО «Рамонская ДШИ»

Болдырев Петр Пахомович

пос. Рамонь -  2022 г.


Содержание.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1.

Основные педагогические принципы А. С. Макаренко.

1.1 Педагогическая цель в понимании А. С. Макаренко………….…...……….5

1.2 Воспитание детей в коллективе……………………………………………...6

1.3 Дисциплина и режим…………………………………………….………….12

1.4 Трудовое воспитание в коллективе………………………….………..……15

1.5 Проблема семейного воспитания……………………………….……..…...17

Глава 2.

А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя.

  1. Роль личности педагога в воспитании и обществе……………………......20

  2. Педагогический опыт…………………………………………….………....20

  3. Особенности педагогических приемов………………………….…….…...21

  4. Свобода творчества учителя……………………………………….…….....22

  5. Отношения педагогов и воспитанников по А. С. Макаренко…………....23

Заключение………………………………………………………………….......24

Список литературы………………………………………………………….….26

        Введение.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание.

Актуальность педагогического наследия А. С. Макаренко вызывает живейший интерес среди всех кругов населения, так как оно посвящено насущным проблемам воспитания. Молодежь находит в трудах Макаренко ясные пути совершенствования поведения, родители — ответы на многие животрепещущие вопросы семейного воспитания, перед учителями раскрывается целостная система школьного воспитания, проверенные методы организации единого школьного коллектива.

Но в трудах А. С. Макаренко нет систематизированного изложения его педагогических взглядов. Преждевременная смерть оборвала жизнь Антона Семеновича в тот период, когда он поставил перед собой цель систематизировать свои мысли и написать большую и серьезную книгу. Не ученую книгу, как говорил он, а такую, в которой должно быть только то, что нужно людям.

Чтобы разобраться во всем богатстве новых, волнующих своей глубиной педагогических истин, недостаточно одного чтения произведений Макаренко — нужна большая творческая работа над всем его наследием.

Система воспитания представляет собой неразрывную цепь, в которой основные положения тесно связаны со всеми деталями воспитательного процесса. Механическое применение того или иного положения Макаренко, слепое копирование отдельных приемов приводят к неудачам. Необходимо последовательное применение всех положений в их неразрывном единстве, а для этого важно знание и глубокое понимание связи отдельных элементов системы с ее основами — только тогда возможен успех творческого подхода к наследию Макаренко, в противном случае творческий подход превращается в раздирание стройной системы на части.

Знание теоретических положений Макаренко, закономерностей методики воспитания является тем более необходимым потому, что эта теория, неразрывно связанная с его замечательной практикой, сама подсказывает практические пути ее применения.

Обобщение опыта применения всей системы воспитания в целом является делом и огромной важности и огромной трудности.

Целью курсовой работы является изучение педагогического наследия А. С. Макаренко.

Объектом исследования является само педагогическое наследие А. С. Макаренко. В данной курсовой работе невозможно рассмотреть все педагогическое наследие А. С. Макаренко, поэтому я выбираю наиболее важные вопросы для меня:

  1. Изучение основных педагогических принципов А. С. Макаренко;
  2. Изучение требований к личности учителя.

Глава 1.

Основные педагогические принципы А. С. Макаренко.

  1. Педагогическая цель в понимании А. С. Макаренко.

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем. Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной.. Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели.  В этом заключается ещё одна функция педагога – разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.

  1. Воспитание детей в коллективе.

а) необходимость создания единого коллектива.

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь данного коллектива с обществом;

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Обстоятельства, которые должны помочь нашей молодежи познать «истинно человеческое», могут быть созданы только там, где вопрос организации детского учреждения как целого имеет первенствующее значение, где главной заботой воспитателей является создание единого детского коллектива.

«Не метод парного влияния от случая к случаю, — говорит А. С. Макаренко, — не метод благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а организация коллектива, организация требований к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, — вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы» [1].

Но не всякая организация коллектива бывает правильной; создать же характер человека «можно только очень длительным участием человека в жизни правильно организованного, дисциплинированного, выдержанного, гордого коллектива» [2].

Велико значение единого школьного коллектива. Только создав такой коллектив, «можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора» [3].

б) закон движения коллектива

«Мы должны, — указывал Макаренко, — выдать в качестве продукта не просто личность, обладающую такими или иными чертами, а члена коллектива, при этом коллектива определенных признаков» [4].

Признаки, иначе качества коллектива, создание которого является основной задачей школьного воспитания, должны вытекать из социалистического характера каждого советского коллектива. Непрерывное движение вперед, развитие, прогресс является первым признаком жизнеспособного действующего коллектива. Не успокаиваться на достигнутом — вот путь воспитания творческой личности нового, советского человека. Такую установку в коллективном воспитании Макаренко называет «законом движения коллектива».

Вдохновенно говорит Макаренко о том, что правильно воспитывать коллектив — это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».

Советская система воспитания тем и отличается от буржуазной, что советский детский коллектив, видя опереди лучший завтрашний день, стремится к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте. «Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика» [5], — указывал Макаренко. Совершенно очевидно, что «закон движения коллектива» непосредственно связан с основным положением системы Макаренко, с «теорией завтрашней радости», с «системой перспективных линий».

Настойчивая, веселая мечта, стремление к тому, чтобы завтрашний день обязательно был лучшим, чем сегодняшний, приведет к тому, что детский коллектив будет расти и богатеть.

Если же каждый новый день будет похожим на вчерашний, то это будет означать остановку в движении коллектива, это неизбежно приведет к тому, что весь коллектив будет ощущать неудовлетворенность.

в) принцип параллельного действия

Макаренко ставит на положение закона разработанный им теоретически и проверенный на практике «принцип параллельного действия». Макаренко утверждает, что дисциплинирование отдельной личности и полная свобода отдельной личности не наша музыка. «Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна»[6]. Только в адрес коллектива и должны мы направлять наше «организованное педагогическое влияние».

В начале своей деятельности Макаренко думал, что, организуя и воспитывая каждого ученика отдельно, он создаст в конечном итоге хороший коллектив. Но с течением времени Антон Семенович убеждается в том, что «нужно иногда не говорить с отдельным учеником, а сказать всем, построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении» [7]. В коммуне имени Дзержинского Макаренко строит уже и свою работу и работу всех органов коллектива, комсомольского бюро, общего собрания и т. д. так, чтобы по возможности не иметь дело с отдельной личностью. Но он уточняет, что это только «официальная формулировка». «В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела» [8].

«Я называю эту логику,— говорил Макаренко,— логикой параллельного педагогического действия» [9]. Корни этой логики в том, что, «отстраняя воспитательную работу специально над отдельным лицом, над пресловутым «ребенком», составляющим заботу педагогики, мы усложняем воздействие на личность. Мы считаем, что влияние отдельной личности на отдельную личность есть фактор узкий и ограниченный» [10].

Только для учителя ребенок является объектом воспитания. Для самого воспитанника он — живой человек со своими радостями, жизненными впечатлениями; он не столько воспитанник, сколько член коллектива, гражданин. Учитель и обязан стремиться к тому, чтобы воспитанник прежде всего чувствовал себя гражданином, а для этого и надо прикасаться к личности «с особо сложной инструментовкой».

Макаренко приводит примеры такой инструментовки, основанной на «принципе параллельного, действия».

г) преемственность поколений

Только тогда коллектив может считаться настоящим коллективом высокого качества, когда между всеми его членами установились дружеские, теплые отношения.

«Тема дружбы младших учеников со старшими — совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив»,— говорил Макаренко. «Надо добиться такого положения, чтобы 8—9—10-летний мальчик смотрел на старшего, на ученика X класса, как на свое заветное будущее, чтобы он его любил... чтобы он видел в нем что-то более высокое, чтобы старший был для него примером» [11].

С годами практической воспитательной работы Макаренко пришел к заключению, что возраст не является одним из обязательных, определяющих начал в воспитании. Малыши, обособленные в большом детском коллективе от других возрастов, попадают в искусственное состояние, в таком коллективе нет постоянного влияния более старшего возраста, нет преемственности поколений, «морального и эстетического импульса, который исходит от старших братьев, от людей более опытных и организованных и, главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец для малышей» [12].

Объединение детей разного возраста в детских учреждениях дает большой воспитательный эффект. Оно создает более тесное взаимодействие возрастов, естественное условие «постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие» [13].

д) органы коллектива

«Сила общественного мнения в детском коллективе — совершенно материальный, реально осязаемый фактор воспитания...— указывал Макаренко.— Только отсутствием в школе организованного общественного мнения можно объяснить беспомощность воспитателей...» [14].

Организация общественного мнения является одной из самых серьезных задач в работе педагогического коллектива. Педагогический коллектив направляет работу детского коллектива так, чтобы воля педагогов и воля коллектива воспитанников были едиными. Единство воли и интересов детского коллектива должно быть связано с единой формой работы, с единым детским самоуправлением и, наконец, с общением, соприкосновением всего коллектива. Все это и приведет в конечном итоге к созданию единого школьного коллектива как исключительно мощного средства воспитания.

Работа всех органов коллектива не должна отнимать у воспитанников много времени. Особенно по-деловому должна проходить работа общих собраний. Регламент должен быть жестким, точным и постоянным (регламент разрабатывает руководство совместно с комсомольской организацией, а утверждается он общим собранием).

Но ни в коем случае нельзя допускать на общих собраниях сокращения списка желающих выступить, так как целью этих собраний является вовлечение всех воспитанников в активную общественную жизнь.

Чтобы привить всем детям определенные общественные навыки, полезно председательствование на общем собрании поручать по очереди всем старшим воспитанникам.

Особенное внимание во время общих собраний должно быть обращено на дисциплину. Она должна быть очень строгой. А потому все первичные коллективы должны по очереди и в определенные сроки нести дежурство в зале во время собраний, а также и во время концертов, кино, лекций и т. п. Такой дежурный коллектив в полном своем составе заботится о порядке в зале, а для распорядительства выделяют специальных лиц, которым выдают повязки определенного цвета. Эти распорядители наблюдают за тем, чтобы никто не ходил по залу, не толпился у дверей и т. д., они исполняют все приказы председателя собрания.

Работа органов детского коллектива протекает точно по плану. Исключение составляет центральный орган — Совет коллектива (он не может предусмотреть в плане тех текущих вопросов, которые ему и приходится в большинстве случаев разрешать).

Органы детского коллектива могут побудить воспитанников лучше учиться, используя испытанный метод соревнования. Для правильности работы органов коллектива очень важно установить порядок, определяющий систему учета всей работы органов, а также систему проверки исполнения их решений. Такому учету Макаренко придавал большое значение. Организацию учета следует строго продумать. Учет должен быть точным и сосредоточен в одном месте (например, у секретаря Совета коллектива). Но Макаренко предостерегал от того, чтобы, учет не превратился в утомительное и ненужное протоколирование, которое придает работе детских органов бюрократический характер. Книга протоколов нужна для записи лишь важнейших решений, текущий же учет следует вести в общем журнале, в котором отмечаются даты и записываются краткие формулы решений.

Должны быть также установлены строгие формы проверки исполнения всех решений органов коллектива. Функции проверки руководства можно поручать, например, всем первичным коллективам по очереди.

Как проверка, так и связанный с нею учет являются важными условиями правильной работы всех органов коллектива. Кроме того, они дадут богатый материал для проверки всей воспитательной работы учреждения в целом.

  1.  Дисциплина и режим.

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени;  обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Когда после одной из лекций Макаренко задали вопрос: «Каковы основные пути воспитания сознательной дисциплины?», он ответил предельно коротко: «Основной путь воспитания дисциплины - это весь воспитательный процесс», а «главные средства воспитания - это хороший коллектив педагогов и хорошо организованный, единый коллектив учеников» [15].

В высказываниях Макаренко вопрос о дисциплине разработан глубоко. Он раскрывает как новое понимание дисциплины, так и новые пути ее воспитания. В наше время, указывал Макаренко, дисциплина понимается гораздо шире, чем до революции. В дореволюционном обществе дисциплина была лишь внешним явлением, «в известной мере это был метод властвовании, метод приведения личности к покорности». Дисциплина представляла собою «кодекс некоторых обязательных положений, которые необходимы для удобства, для порядка, для какого-то благополучия чисто внешнего... Человек недисциплинированным не рассматривался в старом обществе, как человек безнравственный, как человек, нарушающий какую-то общественную мораль» [16].

Добиваясь сознательной дисциплины воспитанников и разъясняя для этого ее теоретические положения, которые связаны с их жизнью и доступны их пониманию, надо помнить, что такая теория должна лишь сопровождать дисциплину, а не быть ее основанием. Основанием дисциплины является требование без теории. Ни коллектив, ни дисциплина не могут быть созданы, если не будет требования к личности, но требование к личности должно быть неразрывно связано с уважением, ибо основная форма советской дисциплины: как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему.

Формы требования могут быть различны.

Каждого воспитанника за поступки, которые возвышают его в глазах коллектива, необходимо поощрять возможными для учреждения мерами. Поощрения и одобрения стимулируют дальнейшие усилия воспитанника, поднимают его веру в собственные силы. Форма поощрения: похвала педагога, уважение товарищей, заявление на общем собрании о хорошем поступке, благодарность в приказе. Поощрения должны быть достаточно редкими и хорошо взвешенными, чтобы действительно воспитанники были их достойны.

Понуждение также имеет различные формы. Наиболее примитивная форма понуждения - это доказательство, убеждение; иногда понуждение выражается намеком, улыбкой, юмором. Более сильная форма, чем обыкновенное требование,- это угроза. В начале развития коллектива можно угрожать наказаниями, неприятностями, но в конце развития коллектива лишь осуждением общего собрания.

На вопрос, что требовать, Макаренко предлагает такую формулу: единственное, что нужно требовать- это подчинение коллективу.

Предъявляя к воспитанникам разнообразные требования, надо всегда помнить, что чрезвычайно важным обстоятельством является самый тон, каким они выражены. Макаренко постоянно напоминает, что тон должен быть серьезный, простой, точный и решительный, но в то же время доверчивый и всегда сопровождаемый особенным вниманием к воспитаннику. Макаренко указывал, что в требованиях не следует разводить никаких теорий.

Главной целью режима должно быть накопление правильного дисциплинарного опыта и организация внешних рамок поведения. Режим требует очень четкой и правильной организации. Устанавливая режим, руководство учреждения должно помнить, что он создается не за письменным столом в виде больших инструкций, а должен быть «результатом опыта всего коллектива, и его отдельные детали вырабатываются в органах самоуправления в моменты назревшей нужды, определившихся неудобств, неопределенностей и неясностей» [17].

Необходимо самым тщательным образом продумать все формы режима, его логику, чтобы не допускать возражений во время их выполнения. Режим должен быть прежде всего целесообразным, т. е. должна быть понятна необходимость всех его форм. Та форма режима, цель которой никому не понятна, является вредной.

Режим должен быть очень точным. Если нет точности во времени, то значит, нет и режима. Не могут быть никакие исключения или послабления в смысле времени и места (срок открытия школьной библиотеки, например, должен соблюдаться предельно точно, несмотря ни на какие уважительные причины).
Режим должен быть обязательным для всех, особенно для старших, для членов актива, членов органов управления, и они в большей мере, чем остальные, должны нести ответственность за нарушение режима. Все мелочи режима необходимо точно определить.

Чрезвычайно важным является вопрос о форме отношений между педагогическим персоналом и воспитанниками. Порою, злоупотребляют уговорами, разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями и т. д. Там, где дело касается режима, вое эти формы должны уступить единственной и лучшей форме - распоряжению. Распоряжение должно быть отдано коротко, серьезным, деловым, приветливым, но всегда решительным тоном, таким, чтобы у воспитанника не было сомнений в правильности распоряжения, в необходимости его выполнения.

В нашей системе наказания не может быть того, что унижает, оскорбляет человека и подавляет его. Помня, что наказание должно полностью разрешать конфликт, надо в самое короткое время после наложения взыскания установить нормальные деловые отношения с воспитанником. «Тем более нельзя позволять в момент выполнения наказания кому-либо смеяться над воспитанником, вспоминать его вину и т. п.» [18]. При таком понимании системы наказаний она должна сыграть несомненную воспитательную роль.

Макаренко, обобщая свои высказывания о значении наказаний в советском воспитании, указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [19]. Но «никакая система наказаний не принесет пользы, если не обеспечена правильная организация коллектива... если ученики не гордятся своей школой и не дорожат ее добрым именем» [20].

Макаренко был противником каких-либо регламентированных форм наказания. Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, приспособленным к отдельной личности. Не может быть никаких общих рецептов. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.

  1.  Трудовое воспитание в коллективе.

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.

Макаренко утверждал, что только правильная, постоянная, взаимная трудовая зависимость людей может создать и их правильные отношения.

«Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек, — указывал Макаренко, — самый безнравственный человек в советском обществе» [21]. И наоборот, человек, который любит труд и стремится принять самое горячее участие в труде, нужном обществу, стране, несет в себе один из главных элементов коммунистической нравственности.

Достойно порицания и не только уклонение от труда. «Есть дети,— говорил А. С. Макаренко,— которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, без мысли, без радости... Такая работа часто очень напоминает усилия рабочей лошади. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом, приучаются относиться к нему некритически...

В Советском государстве нельзя воспитывать такую лошадиную покорность, ибо у этих людей нет нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других людей» [22].

Практика трудового воспитания убеждает А. С. Макаренко в том, что труд «вообще» «не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определенным образом, с определенной целью...» [23].

Снова напоминает Антон Семенович о значении организации. И в физическом труде, по словам Макаренко, «важной стороной является прежде всего организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона» [24], т. е. надо организовать трудовое усилие молодежи так, чтобы дать ей не только рабочую подготовку, но и воспитать у нее правильное отношение к людям. А это и будет нравственной подготовкой.

Макаренко тесно связывает трудовое воспитание с политическим и нравственным, с участием молодежи в общественной и политической жизни страны — только тогда, по его мнению, труд перестанет быть нейтральным процессом, дает положительные результаты. И только тогда сможет сказаться самая главная польза труда, которая заключается в психическом, духовном развитии человека.

В гармоничном труде советский человек отводит главное место не мускульной силе, а силам умственным: распорядительности, вниманию, расчету, изобретательности, находчивости, ухватке и т. д.

В Советской стране каждый труд, указывал Макаренко, должен быть творческим, так как он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить молодежь творческому труду — особая задача воспитателя.

Все трудовые напряжения детей, хотя и не связанные с производством, так же, как и чисто производственные, должны быть направлены к тому, чтобы развить у детей умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, следить за качеством работы, научить их выполнять до конца даже наскучившую работу и нести ответственность за все то, что им поручено.

Макаренко учил своих воспитанников правильной организации труда. «Выполняя многомиллионные промфинпланы, с гневом вгрызаясь в каждое производственное препятствие... они способны были всегда поставить «Тартюфа» на своей сцене, не пропустить ни одной премьеры в харьковских театрах, танцевать, петь, сотнями считать значки ГТО и требовать от каждого коммунара, чтобы он был ворошиловским стрелком» [25].

Все это успевали воспитанники Антона Семеновича потому, что он сумел заразить их тем жаром, который даже тяжелую работу делает веселой игрой, а также и потому, что сумел найти гармоническую пропорцию их учебы, труда и отдыха.

  1.  Проблема семейного воспитания.

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать особенных трудностей в семейном воспитании. Однако родители не могут оправдывать свои неудачи в воспитании, ссылаясь на эти трудности. Ведь в жизни советских людей много трудных дел, а все же они считают своим долгом делать их прекрасно. Воспитание — это прежде всего дело, деловая работа, доступная каждому взрослому советскому гражданину. Советское государство вправе требовать от родителей правильного воспитания будущего гражданина. Ведь если родители воспитают плохого человека, то этим они причинят горе не только себе, но и многим людям и всей стране. А поэтому школа и должна помочь родителям понять прежде всего то, что в семейном воспитании у нас не должно быть, несмотря на трудности, никаких неудач, никакого брака!

Надо научиться быть строгим при очень ласковом тоне. Нужен не крик, а спокойствие, уверенность, твердое решение, и все это производит обычно самое большое впечатление. В этом и будет заключаться и уважение к ребенку, и требование к нему. В безмерной любви к детям как раз и отсутствует требование, без которого нет никакого воспитательного процесса.

Неумеренность в любви к ребенку не только губит лучшие черты его характера, но и заражает ребенка порой самым разнузданным эгоизмом. Родители не замечают, что эта неумеренность является выражением их родительской деспотии и что ребенок, для счастья которого они готовы пожертвовать всем, по их вине становится глубоко несчастным. Категорически настаивает Макаренко на том, чтобы вмешательство родителей в жизнь ребенка подчинялось какой-то норме. Нельзя допускать, чтобы родители во имя своей слепой любви окутывали ребенка сложной, ненужной заботой, оковывающей его свободу и инициативу.

«Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия делают воспитательную работу обреченной на неудачу» [26]. Не думайте, говорил Макаренко родителям, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями...» [27].

Корни родительского авторитета также находятся «всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления. Невозможно дать транспарант такого поведения в коротком виде, но все дело сводится к требованию: родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина Советской страны. А это значит, что и по отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления» [28].

Говоря о собственном поведении родителей, Макаренко предполагает и тесную связь семейных дел с общественными. По его мнению, неудача в воспитании постигает и тех родителей, которые хотя и являются на работе и среди людей настоящими советскими гражданами, но свою семейную жизнь ставят независимо от общественной. Категорически настаивает Антон Семенович на том, что дети должны видеть политическое и гражданское лицо родителей, что это лицо должно найти отражение в семье. «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям... Они должны знать, что вы — общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом» [29].

Таким образом, успех семейного воспитания будет обеспечен только при условии постоянного, сознательного выполнения родителями их гражданского долга перед советским обществом.
Раскрывая перед родителями эту глубочайшую основу успеха семейного воспитания, школа поможет им понять самый главный метод семейного воспитания: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом...»
[30].

Глава 2.

А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя.

  1.  Роль личности педагога в воспитании и обществе.

Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём.  Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений. Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения должны, прежде всего,  составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект – личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно.… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив – как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.

  1. Педагогический опыт.

При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания.

  1.  Особенности педагогических приемов.

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика.  То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее.  Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления,  к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.

Вот некоторые из приемов,  которые применял Макаренко:

 а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

 б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться».

 в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.

д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы   воспитания динамичны, диалектичны, и  эффект  каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким  воспитанникам  они  применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической   деятельности,  творческой по самой своей природе.

Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее.  Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.

е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив

  1.  Свобода творчества учителя.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

  1.  Отношения педагогов и воспитанников по А. С. Макаренко.

В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных. Учителя в конечном счёте для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям – ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.

Отношения педагогов и учащихся в школе – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новатор подчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя.

Заключение.

Мы рассмотрели главные принципы, мысли, идеи А. С. Макаренко и требования к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.  

Я думаю, что требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.

Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.

Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

Ну и конечно же, в полной мере могут быть рекомендованы на сегодняшний день идеи Макаренко о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителя и его свободе, а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти мысли Макаренко актуальны в наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель.

Важнейшей чертой марксистской науки является нерасторжимое единство теории и практики. Без такого единства теория остается мертвой, а практика — слепой. В педагогической системе Макаренко в нерасторжимом единстве раскрывается, с одной стороны, революционная марксистская теория воспитания, освещающая закономерности воспитательного процесса, и с другой стороны, методика воспитания, т. е. система методов и приемов использования этих закономерностей на практике.

Для успеха широкой пропаганды вопросов воспитания важны не только правильная организация и вдумчивое руководство. Важно, чтобы в основу пропаганды было положено то, что является по существу достоянием всего народа, чтобы эта основа была доступна пониманию широких масс.

Педагогические воззрения А. С. Макаренко не только выводят вопросы воспитания далеко за пределы школьного воспитания, они привлекают к себе глубокую симпатию взрослого населения и молодежи. И эта симпатия вполне обоснована.

В трудах А. С. Макаренко раскрыта красота новых человеческих отношений, нового доверия к человеку, красота требовательной и суровой дисциплины и великая мощь коллектива. Все это является глубоко революционным и связывается в единое целое с красотой становления нового человека.

Искусством воспитания должна овладеть молодежь независимо от той специальности, к которой она себя готовит, так как только это искусство и разрешит проблему высокочеловеческого отношения людей друг к другу, — проблему счастья людей.

Список литературы.

  1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  1. Гавакова Т. И. А.С. Макаренко как психолог // Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства / Под ред. B.Е. Лобурца. Полтава, 1983. С. 53—54.
  1. Жизненный путь личности / Под ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987. 289 с.
  1. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983.
  1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
  1. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 84 с.
  1. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. 176 с.
  1. . Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 240 с.
  1. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. 365 с.

 


[1] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 391.

[2] Там же, стр. 284.

[3] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 377.

[4] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 443.

[5] А. С. Макаренко, Педагогическая поэма, стр. 401.

[6]А. С. Макаренко, Соч., т. 7, стр. 424.

[7] Там же, т. 5, стр. 230.

[8] Там же, стр. 166.

[9] Там же.

[10] Там же, т. 2, стр. 400

[11] А. З. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 494.

[12] Там же, т. 5, стр. 162.

[13] Там же, стр. 11.

[14] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 378.

[15] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 289

[16] Там же, стр. 130

[17] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 42

[18] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 50

[19] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 379

[20] Там же, стр. 385

[21]А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 396—397

[22] Там же, стр. 404

[23] Там же, т. 5, стр. 346

[24] Там же, т. 4, стр. 399

[25] А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 323—324

[26] А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 348

[27]Там же, стр. 347

[28] Там же, стр. 149—150

[29] А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 347

[30] Там же.