"Адаптация первоклассников"

Смирнова Марина Валерьевна

Доклад на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                       8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02

Доклад

на ШМО учителей начальных классов

«Адаптация первоклассников»

1-б класс

Учитель: Смирнова М.В.

2019 - 2020 учебный год

Содержание.

  1. Характеристика класса.
  2. Диагностика:
  • входная диагностика
  • проявление основных личностных особенностей учащихся
  • выявление особенностей усвоения учебного материала
  •  выявление уровня формирования УУД.
  1.  На уроках в пропедевтический период.
  2.  Изучение учащихся.
  3.  Задачи обучения.
  4.  Фронтальная работа на уроках.
  5.  Совместная работа учителя и воспитателя.
  6.  Результаты  адаптации.

Отчет за пропедевтический  период

1-б класс  2019 – 2020 учебный год

  1. Характеристика класса.

          В 1 классе на начало года было 7 обучающихся:  4 с умеренной степенью умственной отсталости и 3 обучающихся надомного обучения. Из них 6 детей – инвалидов.

          Принятые в первый класс школьники резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта – нарушения развития познавательных способностей.

          При поступлении в школу учащиеся имели различный жизненный опыт, разную степень подготовленности к обучению:  3 детей – из детского сада, 1 – не посещала дошкольное учреждение.

            Все они различаются определенным уровнем несформированности личностных качеств. Такие особенности младших школьников, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, действиям, нарушение самооценки, очень заметны у этих детей. К тому же у данных детей очень низкая мотивация к учебе, они  не умеют вести себя в коллективе, в обществе, не соблюдают  дистанцию  по отношению ко взрослым, нет понятия «чужое», не умеют  играть, не могут  адекватно общаться друг с другом, а главное  у ребят сильно выражены психические и эмоциональные нарушения.

  1. Диагностика.

В начале учебного  года  была проведена  входная диагностика, выясняющая степень готовности к обучению:

Ниже среднего уровня

1 учащаяся

Низкий уровень

3 учащихся

           В течение года проведена диагностика по наблюдению за проявлением основных личностных особенностей учащихся, выявление особенностей усвоения учебного материала, уровня формирования УУД.

Результаты наблюдения

основных проявлений личностных особенностей учащихся

п/п

Показатели личностных проявлений

Кол-во учащихся

Активен - пассивен

1

Учебное задание выполняет с интересом

1

С  удовольствием работает в группе (паре)

0

Быстро, охотно и с легкостью выполняет указания учителя

0

Стремится выполнить учебное задание до конца

1

При возникших затруднениях обращается за помощью к учителю, сверстникам

2

Не проявляет интереса к занятиям

2

С трудом включается в групповую работу

2

Неохотно и не сразу выполняет указания учителя

3

Может бросить и не доделать учебное задание

3

При выполнении заданий ждет прямых указаний учителя, ограничивается его требованиями

4

Самостоятелен - несамостоятелен

2

Предпочитает работать самостоятельно

0

Не любит вмешательства в свою деятельность

0

Способен долгое время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не отвлекаясь

1

Сам стремится преодолевать возникающие в ходе работы затруднения

0

Охотно, по своей инициативе отвечает на вопросы учителя, одноклассников

1

При выполнении учебных заданий нуждается в помощи

4

При возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с учителем, сверстниками

2

Легко отвлекается, может бросить начатую работу, не стремиться довести ее до конца

4

Не проявляет инициативы при принятии и выполнении учебных заданий

3

Не стремится отвечать на вопросы учителя, предпочитает слушать ответы других

3

Продуктивен - непродуктивен

3

Правильно выполняет большинство предложенных заданий, и начатое задание выполняет согласно образцу

0

Активно предлагает свои способы выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу

0

Приступая к работе, пытается определить этапы ее выполнения, строго их соблюдать в ходе работы

0

Интересуется конечным результатом работы, пытается его прогнозировать

0

Результаты

особенностей усвоения учебного материала

п/п

Показатели особенностей усвоения учебного материала

Кол-во

уч-ся

1.

С какой учебной информацией предпочитает работать:

Наглядные изображения

4

Числа, условно- знаковые выражения

0

Словесные тексты

0

Практические модели

0

2.

При усвоении заданного учебного материала:

Запоминает  и воспроизводит его целостно (в общих чертах)

1

Пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты)

0

Не передает основной мысли (идеи)

3

Путает причину и следствие событий, их временную последовательность

4

3.

При выполнении учебного задания:

Точно следует образцу, заданному учителем

1

Предлагает и реализовывает свои способы работы

0

Охотно работает с разными заданиями (в том числе с новыми)

1

Предпочитает выполнять уже освоенные задания

2

Активно включается в выполнение творческих заданий

1

4.

При работе в классе (на уроке)

Предпочитает отвечать у доски

2

Охотнее отвечает с места

2

Любит отвечать вместе с классом

2

Склонен давать развернутый ответ

0

Ограничивается отдельными репликами, замечаниями на ответы одноклассников

2

5.

Работая с учебным материалом предпочитает:

Читать (учебник, книгу)

0

Слушать устный рассказ учителя (ученика)

2

Следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки

1

Предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом

0

Запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах)

0

Пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты)

0

Не передает основной мысли (идеи)

2

Путает причину и следствие событий (действий), их временную последовательность

2

  1. На уроках в пропедевтический период.

 На первых уроках  пришлось сталкиваться с тем, что ребята не понимали условий, в которых они теперь находятся, новых отношений, складывающихся у них с детьми и взрослыми, поэтому приходилось обучать их самым элементарным навыкам поведения и общения.

    Даже в конце года 3 учащихся (...) часто ведут себя на уроках неадекватно – устраивают истерики, ползают под партами, ходят по классу и т. д. Своим поведением они провоцируют остальных, вызывая психо-эмоциональный срыв, который у каждого проявляется по-разному.

     Надеюсь, что к концу второго класса смогу научить учеников правилам поведения; особенностям общения со взрослыми.

         Дети, начинающие обучение в первом классе, имеют различные недостатки в развитии моторики, пространственной ориентировки, уровне развития речи и т.д. Друг от друга они отличаются настолько, что  трудно  добиться одновременного и одинакового выполнения всеми учениками самых простых инструкций, однозначного понимания замечаний; советов, распоряжений.

      На уроках наблюдая за деятельностью учеников, стремилась установить уровень знаний, умений, навыков, с  которыми они поступили в школу. При изучении возможностей школьников важно выяснить не столько с чем они пришли в школу, а то  как они включаются в работу на уроках, как усваивают те приемы, с которыми знакомятся в ходе обучения, насколько осознанно и прочно запоминают объяснения учителя. Планируя задания, их последовательность, также определяла для себя тех детей, чья деятельность будет преимущественно в центре внимания. Проводя фронтальную работу, стремилась в основном наблюдать за этими учениками, старалась, чтобы беспокойные, непоседливые, требующие постоянной помощи дети не завладели полностью моим вниманием. В этом

  1. Изучение учащихся.

    За  пропедевтический период постаралась узнать о каждом ученике следующее:

  1. Какими средствами удается привлечь  внимание к объяснению учителя, к демонстрируемым пособиям, что вызывает интерес ребенка;
  2. Как  долго можно удерживать его внимание;
  3. Насколько удачно он повторяет движения, действия с предметами;
  4. Какие действия он может выполнять по словесной инструкции;
  5. Может ли он осознанно рассказывать о своих действиях, т.е. отчитываться в выполнении задания;
  6. Способен ли он рассказывать о работе по реализации задания, до того как он приступит к его выполнению, т.е. может ли хотя бы примитивно, планировать свои предстоящие действия;
  7. Как быстро он овладевает новыми словами, сочетаниями слов.

Только хорошо зная особенности каждого ребенка, учитель сможет организовать работу по уточнению  отдельных представлений ( о величине предметов, пространственных отношениях и пр.), помочь каждому ученику овладеть изучаемыми представлениями.

  1. Задачи обучения.

Таким образом,  исходя из особенностей, присущих ребенку, поступающему в первый класс задачи стоящие перед учителем, могут  быть  кратко сформулированы  следующим образом:

  1. Научить детей:
  • Вслушиваться в слова учителя и других детей;
  • Сидеть за партой во время урока;
  • Готовится к ответу (припоминать, ранее услышанное), сдерживать желание без разрешения учителя высказывать ответ;
  • Выполнять правила поведения, общения на  уроке и вне его;
  • Повторять слова, действия учителя, других детей;
  • Называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты этих действий;
  • Пользоваться определенной группой терминов;
  • Работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить по шаблонам, трафаретам, писать буквы и цифры;
  1. Прививать  детям чувство ответственности, воспитывать  желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение;
  2. Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе , которая проводится на уроке, прививать желание находиться на уроке, выполнять задания учителя;
  3. Выявлять особенности учащихся, их возможности в обучении, результаты  общения, с тем, чтобы вовремя оказывать необходимую помощь.

                Чтобы сосредоточить внимание учеников и какое-то время удерживать его, создавала на уроках игровые ситуации, включала в урок драматизацию известных детям сказок, обеспечивая участие в событиях всех школьников. Разными способами активизировала деятельность ребят, использовала  похвалу и поощрение (дерево успеха).

6. Фронтальная работа на уроках.

                Основной вид деятельности учащихся на уроке – фронтальная работа. Ее старалась организовать таким образом, чтобы дети на основе показа, сопровождаемого словесной инструкцией, повторяли действия учителя и его слова. Поэтому нужно очень тщательно продумывать не только способ демонстрации, но и пояснения которые с ним связаны. То и другое  должно быть доступно для воспроизведения учащимися. Предложения, которыми пользуется учитель, не должны быть сложными, примеры и слова стараться брать из активного словаря детей. Добивалась умения осуществлять коллективное выполнение всех действий всеми детьми одновременно. Учитель выступает в роли руководителя в течение всего урока. Тем самым он не только учит манипуляциям с предметами, закрепляет связь между словесной инструкцией и предметно-практическими действиями, но и осуществляет, постоянное управление действиями детей, что препятствует рассеиванию внимания, отвлечению от учебного процесса, нарушению дисциплины. Учащиеся в течение всего урока не выходят из-под контроля учителя.

        Проговаривание хором помогает быстрее запоминать обороты речи, отдельные термины. Сначала дети проговаривают отдельные слова или фразы вместе с учителем, затем без него. Более способные ученики как бы ведут за собой остальных школьников.

          На уроках  письма и математики дети учились работать как  в рабочих тетрадях,  так и в печатных. На всех уроках учила детей работать с учебником, пользоваться закладкой, находить нужную иллюстрацию, отвечать на вопросы, выполнять различные задания.

          На каждом уроке отводилось время на сообщение нового материала и повторение ранее изученного.

7.Совместная работа учителя и воспитателя.

     Большую роль в обучении играет совместная работа учителя и воспитателя. Воспитатель закрепляет, полученные учащимися знания на уроках, во внеурочной деятельности. То есть в процессе самоподготовки, на прогулках, в играх и просто в неформальном общении.

  1. Результаты адаптации.

По завершению адаптации учащиеся показали  различный уровень положительной динамики в:

  • развитии тонкой моторики рук;
  • совершенствовании зрительного  и пространственного восприятия,  зрительной памяти;
  • развитии графических движений, зрительно-моторной координации;
  • развитии речи;
  • формировании элементарных математических представлений;
  • формировании общей осведомленности;
  • формировании навыков организации деятельности;
  • формировании логического мышления, памяти, внимания;
  • развитии познавательной активности и расширении кругозора;
  • формировании культуры здоровья.

Учитель:                       М.В. Смирнова