Доклад "Особенности организации обучения на дому детей с интеллектуальными нарушениями"

Смирнова Марина Валерьевна

Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. И служит для достижения ребенком максимально возможных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_shmo_smirnova_m.v.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                          тел.: 8(496)247-68-02; e-mail klinkorr@yandex.ru

 

  1. Особенности организации обучения на дому детей с интеллектуальными нарушениями

Подготовила: Смирнова Марина Валерьевна

                                                                                                              учитель надомного обучения

                                                                         г. Клин, 2022

  1. Особенности организации обучения на дому детей с интеллектуальными нарушениями

Слайд 1

    Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Смирнова Марина Валерьевна. Я работаю учителем надомного обучения. Мое выступление посвящено особенностям организации обучения на дому детей не только с интеллектуальными нарушениями, но и со сложной структурой дефекта (например: синдром Дауна, нарушения речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, с расстройствами аутистического спектра (РАС).

    Внутренний мир ребенка с интеллектуальными нарушениями сложен. Как помочь ему почувствовать всё многообразие окружающего мира? Как помочь ему раскрыться, реализовать свои возможности и полноценно существовать в мире взрослых?  Учитель надомного обучения способен оказать помощь в решении этих задач. Для социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое содержит в себе гуманистические, познавательные ценности и влияет на нравственное и духовное становление личности, необходим человек, который сопроводит и поможет реализоваться в обществе и образовательном процессе.

        Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.

      Современные требования общества к развитию, личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полной реализации идеи индивидуализации обучения.

    Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. И служит для   достижения ребенком максимально возможных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Что такое обучение на дому?  

Слайд 2

Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школ.

Надомное обучение организуется для учащихся, которым по состоянию здоровья медицинским учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому. В соответствии с перечнем заболеваний и на основании заключения ПМПК.

Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания разрабатываются  специальные индивидуальные программы развития (СИПР) согласно учебному плану школы.

Слайд 3

СИПР – это документ, индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.

Слайд 4

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

СИПР должен быть ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, а так же  формирование социально-бытовых навыков.

Слайд 5

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей, на преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

 Образовательные задачи направлены на обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.

Слайд 6

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:

· реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);

· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.

Слайд 7

Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить в первой половине дня. В процессе обучения необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии, предполагающие физкультминутки и динамические паузы.

В работе использую следующие  принципы организации работы с детьми:

Слайд 8
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
 

  • учителю необходимо пересматривать объем заданий, чередовать виды деятельности, при переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами: тактильными, наглядными, слуховыми, двигательными, игровыми, постоянно поддерживать познавательный интерес;
  • на уроках математики деятельность строить на чередовании методов (наглядном, слуховом) и частой сменой деятельности (по учебнику, с наглядным счетным материалом, по числовой линейке, с раздаточным материалом).

    Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. Поэтому одна из главных задач коррекционно-воспитательной работы – это развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается в условиях надомного обучения.

       У обучающихся с ОВЗ отмечается   неадекватность самооценки,  нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности.

      Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить детей с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях.  Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их ценностных ориентаций.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

       Социализация ребенка средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

 В работе педагога, помимо образовательного компонента, на первый план выступают задачи реабилитации и коррекции имеющихся физических и психических недостатков, социальной адаптации.

Слайд 9

    Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, лепка из глины, оригами,  коллаж(с применением крупы, семян, пуговиц), комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д).

Слайд 10

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов обучающихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

Слайд 11

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое.

Слайд 12

        Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.

Слайд 13

     Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Но данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.

Слайд 14

Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Слайд 15

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

Слайд16
- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;
- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений;

-пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук;

-упражнения с предметами (перекатывание карандаша по столу и между ладонями; перебирание бус; завязывание и развязывание узлов и т.п.);

-упражнения с разнофактурными наполнителями ( поиск спрятанной в песок игрушки, предмета; «сухой бассейн» из фасоли и гороха);

- графическая работа с рисунком (обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки; штриховка, рисование по опорным точкам). Все обучение направлено на общее развитие и коррекцию   познавательных и физических возможностей ребенка.

Имеется ряд факторов, которые невозможно не учитывать при организации педагогической и коррекционно-развивающей работы с данным контингентом детей, а именно:

Слайд 17

- степень тяжести их дефекта;

- состояние здоровья;

- типологические и характерологические особенности ребенка;

- социальная среда и материальные условия формирования личности ребенка;

- наличие навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков.

  Обычно, у таких детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Для таких детей необходимо:

Слайд 18

- предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);

- расширение словарного запаса и представления об окружающем мире, формирование пространственно-временных представлений;

- давать время для обдумывания вопроса, не торопить с ответом. В случае затруднений, использовать все виды помощи.

Слайд 19

    Более успешной интеграции в общественную жизнь детей обучающихся на дому помогает обучение с использованием компьютерных технологий, навыков пользования сетью Интернет, а также других современных методов педагогической работы.

    Одним из видов работы с ребенком с ДЦП, я использую работу в Word. Обучающейся очень тяжело держать правильно ручку, писать письменными буквами, соединять буквы в слова и т.д. И если в дальнейшей жизни она не сможет самостоятельно написать необходимый текст, то сможет его правильно и грамотно напечатать.

Слайд 20

 Главное направление обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями — это трудовое воспитание. Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. Трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.

Слайд 21

  Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за одеждой, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается ребенок. Однако обучающиеся коррекционных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют.

  Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Слайд 22

      Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.

 Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Слайд 23

     Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий. Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще.

   Также трудовая деятельность влияет на формирование наглядно-действенного мышления. В процессе трудовой деятельности развивается восприятие, речь детей за счёт обогащения словаря, дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.

    На сегодняшний день трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. На уроках труда обучающиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.

Л. С. Выготский говорил о том, что трудовое воспитание является основой социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

    Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.

   Итогом образования человека с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Слайд 24

     В надомном обучении очень важна роль родителей. При организации работы с родителями, воспитывающими «особого ребёнка», необходим контроль и обучение родителей: на занятиях педагог показывает родителям как работает с обучающимся сам (приёмы, формы работы при выполнении того или иного задания), при этом демонстрирует, как могут действовать родители при закреплении или отработке учебного материала. Так как родители являются непосредственными участниками разработки СИПРа и тоже несут ответственность за её реализацию.

     В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали. 

Слайд 25
     Самое главное для учителя надомного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Слайд 26

Спасибо за внимание!