Доклад "Развитие учебной мотивации школьников через проведение разнообразных форм урока"

Смирнова Марина Валерьевна

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uchebnoy_motivatsii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                          тел.: 8(496)247-68-02; e-mail klinkorr@yandex.ru

Доклад

на ШМО учителей начальных  классов по теме:

 «Развитие учебной мотивации школьников через проведение разнообразных форм урока»

Учитель начальных классов:

Смирнова М.В.

Слайд 2 “Ум - это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который необходимо зажечь”

Плутарх 

     Слайд 3 Формированию мотивации учения способствует высокая познавательная активность школьника, которая может развиваться только в эмоционально благоприятной обстановке, в атмосфере творческого сотрудничества, на основе постоянной стимуляции инициативы.

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти”.

      Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний.

      Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на “мотивационный вакуум”.

     В нашей школе эта проблема стоит более остро из-за особенности наших детей,  а также низкого  уровня  образования родителей, неблагополучных  социально-бытовых  условий жизни. Такие условия не способствуют стремлению детей к интеллектуальным познаниям.

     Формирование учебной мотивации – одна из составляющих успехов в учебно-воспитательном процессе, и потому заслуживает пристального внимания.

    Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. На каждом уроке учитель имеет возможность влиять на мотивацию ученика.  Слайд 4. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

  • Ориентация на реалистический уровень притязаний;
  • Развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
  • Поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

         Развитие человека происходит, как утверждает психология, только тогда, когда он сам выбирает жизненные задачи из зоны ближайшего развития. Следовательно, если в педагогическом процессе нам удаётся создать условия веры ребёнка в себя, свои силы, то будет обеспечен рост успеха, то есть рост притязаний в соответствии с ростом возможностей. Переживаемый ребёнком успех становится началом и основой его саморазвития. Ориентация на успех, потребность в успехе рассматривается многими исследователями как устремлённость в будущее. Ребёнку необходимо помочь увидеть связь между его усилиями и результатами труда.

       Современное содержание учебных программ направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности.  Слайд 5. И чтобы интеллектуально развить, привить культуру обучения, научить самостоятельному творчеству, необходимо:

  • изучать и знать каждого ребёнка своего класса во всех аспектах, повышая его самооценку;
  • создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, в самостоятельном творчестве, в развитии коммуникативных отношений;
  • создавать благоприятные условия в классном коллективе для самореализации возможностей каждого.

     Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

     Слайд 6. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

“Запиши его”.

      Развить в каждом ребёнке любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогают  Слайд 7 интеллектуальные игры. Одна из таких игр – кроссворд. Вот особенно ценное мнение о пользе кроссворда, его высказал врач- психиатр: “Считаю кроссворды очень полезной “гимнастикой ума”. По моим наблюдениям, у них веские преимущества перед различными настольными играми, включая шахматы. Во- первых, тут нет информативной монотонности, присущей этим играм. Ведь обычные кроссворды с каждым определением переключают деятельность нашего мозга из одной сферы познания в другую. Во- вторых, момент разгадки зачастую сопровождается реакциями типа “ эврика!”, поэтому очень стойко наша память фиксирует новую информацию, что немаловажно. Не менее полезно и составлять кроссворды. Несмотря на то, что при этом приходится просматривать массу литературы, мозг, как не парадоксально, отдыхает, пополняя и обогащая свой отдел “ информации”.

     Учитывая преимущества этой интеллектуальной игры перед всеми остальными, на  уроках  можно использовать  данный игровой метод. Так на уроках письма по каждой орфографической теме можно использовать  кроссворды, которые подбираются  к данной теме или предлагаются  детям в качестве дополнительного домашнего задания. Ребятам нравится такая работа, и они с большим увлечением её выполняют. Для кроссвордов используем слова, которые ученики должны уметь писать правильно, так как соответствующие орфограммы им известны. Заполняя кроссворды, дети закрепляют полученные знания в необычной форме, что, несомненно, оживит работу памяти. Кроме того, дети узнают правильное толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов невозможно ясно излагать свои мысли. Кроссворд  расширяет кругозор, тренирует память, оттачивает сообразительность, учит настойчивости, умению работать со справочной литературой, способствует активизации общения - становится любимой игрой детей и их родителей.

    Не меньшую радость у ребят вызывает использование на уроках и во внеурочное время ребусов – головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, чёткой работы мысли. Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию орфографической зоркости. Главное – включить ребят в интересный процесс познания! В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

        Слайд 8. Различные виды самостоятельной работы помогают  проверить навык самостоятельной работы каждого ученика.  Учащиеся чувствуют ответственность, стремятся как можно лучше справиться с заданием, а для этого им приходится быть на уроках более внимательными и активными. Есть мотив, созданы условия, и, как следствие, появляется результат.

       Слайд 9. Для создания активной работы на уроке  помогает групповая форма работы. Ребята с восторгом принимают такую форму общения.

       Как и в любом деле есть ведомые и ведущие участники, но исследования учёных доказали, что такая форма работы позволяет ребёнку научить одноклассника порою более успешно, чем учителю. Поэтому часто ведомые становятся ведущими, что предаёт ученикам уверенности.

     Слайд 10.  Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

     Слайд 11.  Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.

      Слайд 12.  Необходимо  использовать  в своей практике приём положительного подкрепления и вселять  в своих учеников веру в его будущие успехи. Стараться  быть как можно более осторожной в своих оценках, ведь правильнее оценить не человека, а его деятельность и отношение ребёнка к ней.

Что необходимо  для повышения самооценки обучающихся?

Находить  то яркое зерно, то личностное качество в каждом, которое может послужить примером для других: кто-то замечательно рисует, поёт, лучше других читает стихи, решает задачи, отлично пересказывает тексты, у кого-то способности к языку, а кто-то просто надёжный человек, добрый, отзывчивый, внимательный к своим родным и одноклассникам.

Очень важно об этих хороших качествах никогда не забывать! Удачный ответ, правильно выполненное задание, интересный поиск решения задачи, удачно сформулированный вывод по теме урока - всё должно быть замечено и словесно оценено. Ребёнок должен видеть в учителе внимательного слушателя и помощника во всех его делах. Не скупиться  на похвалу! Придерживаться  мнения, что у ребёнка начальной школы самооценка должна быть высокой. Это придаст ему уверенности в себе, подвигнет к творчеству, раскрепостит.

Для создания ситуации успеха необходимо  постоянное повышение мотивации к обучению. Каким образом?

Стремления к успешной учёбе – основная направленность и задача  ребят. Дети  должны знать формулу успешности в жизни: будешь хорошо учиться - окончишь школу успешно,  получишь хорошую высокооплачиваемую профессию, станешь успешным человеком. Без хорошей учёбы не будет ни хорошей профессии, ни жизненных достижений. С позиции сегодняшнего дня эти ценности весомы, так как человек всегда стремится быть прежде всего успешным в жизни. Стараться подвести их к формуле, что учиться – это интересно и значимо. С человеком эрудированным, начитанным, знающим - интересно, ему легко расширять круг знакомства, а значит, легко социально адаптироваться. Поэтому учитель должен делать всё, чтобы интерес к учёбе не пропал.

        В третьем классе увеличивается объём самостоятельной деятельности учащихся, тем самым развиваются навыки контроля и самоконтроля. В результате многократно изменяющейся ум ребёнка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее.

       Для создания ситуации успеха, повышения интереса и повышения мотивации к учебе использовать  информационные технологии. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования  и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

      Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

      Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.                Презентации, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

 Как  создать  благоприятные условия в классном коллективе для самореализации возможностей каждого учащегося?

     Чтобы создать такие условия, вначале необходимо выстроить отношения между детьми. Ведь в младшем школьном возрасте отношения строятся не на учебных успехах, а на личностных. Необходимо выделить в каждом такую способность, как самосознание и определить к ней своё отношение. Мы знаем, что самосознание лежит в основе самооценки, так как на определённой ступени развития самосознание становится самооценкой. То есть  воспитывать  в каждом положительное отношение к самому себе. Дети верят в свои силы и возможности, без опаски берутся за новое дело.

      Считаю, что педагог никогда не может быть равнодушным. Мы должны каждого своего воспитанника понять, принять и помочь ему в становлении личности.

Таким образом, Слайд 13. целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к учению в целом.