«Социальная адаптация личности младших школьников с нарушением интеллекта через развитие у них творческих способностей»

Смирнова Марина Валерьевна

Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_lichnosti.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                          тел.: 8(496)247-68-02; e-mail klinkorr@yandex.ru

Доклад на педсовете

«Формирование и развитие социально адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через использование ресурсов современной коррекционной педагогики.»

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ У НИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Учитель начальных  классов:

Смирнова Марина Валерьевна

2022

Слайд 2. Образование должно возбуждать интерес

 к знанию и охоту к обучению.

Я.А. Каменский

Подари тепло и свет тому, кто в нем нуждается.

Творчество – самый забавный труд и самая трудная забава.

         Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей.  Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

  Слайд 3. Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

         Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

    Слайд 4. Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношение  к окружающему ребенку легче выразить в  зрительных образах, чем вербально. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

   Слайд 5. Учащиеся нашей школы   имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий в кружках, участия в общешкольных мероприятиях, в областных конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных школ, в конкурсах художественной самодеятельности. Творчество -  это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Цель таких занятий - раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.

Ведущая идея - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей творческой индивидуальности.

 Слайд 6. В целях развития творческого потенциала учащихся проектируем и организуем систему работы, основываясь на учете следующих принципов:

•        принцип учета структуры дефекта;

•        деятельностный принцип;

•        принцип создания ситуации успеха;

•        принцип доступности материала;

•        принцип эмоциональной насыщенности;

•        принцип взаимосвязи разных видов деятельности;

•        принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

•        принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.

Слайд 7. Исходя из нашего опыта, определили следующие условия развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

        Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.

        Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.

        Слайд 8. Третьим условием развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение. Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей.

        Четвертое условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы.

Основанием для построения своей работы с ребенком с ОВЗ, прежде всего, выступает работа со школьным психологом, логопедом и родителями, что позволяет определить объем работы ученика, темп, критерии оценки, которые к нему предъявляются.

Из опыта работы, пришли к выводу, что при педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход.

  Слайд 9.  Мы заметили, что наиболее ярко особенности творческого развития   обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работы.

  Слайд 10,11,12. Для развития творческих способностей используем нетрадиционные техники на уроках рисования (рисование пластилином, свечой; коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, скорлупы; комбинированная аппликация – применение ткани, кружева, пуговиц и т. д).

  Слайд 13. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять, и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

               Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

              Как показал опыт, использование нетрадиционной техники пробуждает в детях интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

     

            Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психологического воздействия на ученика.

Слайд 14.   Для развития творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности. Привлечение детей к участию в предметных неделях.

Предметная неделя

•Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

•Повышение мотивации учеников к изучению предмета.

•Развитие творческих способностей учащихся.        

Задачи:

Личностные: оценивать ситуации и поступки; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределяться в жизненных ценностях.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; чтение и работа с информацией; сотрудничать в совместном решении проблемы; выполнять различные роли в группе.

Слайд 15,16

Слайд 17.   Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Задачи:

Личностные:

самопознание, самоопределение; (мотивация).

Познавательные:

логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией.

Коммуникативные:

участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Слайд 18. Ожидаемыми результатами нашей работы выделяем следующие:

1.для себя:

•Формирование системы работы с учащимися;

•Создание в школе условий развития творческой одаренности;

•Совершенствование форм работы с детьми ОВЗ;

•Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы;

•Повышение квалификации;

•Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы.

2.Для учащихся:        

•Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации;

•Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности;

•Развитие общей эрудиции детей;

Слайд 19. 3.Для родителей:

•профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

•профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

•оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

•выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

•подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Показателями эффективности опыта работы с детьми являются:

•Повышение уровня интеллектуального развития;

•Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету;

•Повышение уровня творческих способностей детей;

•Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

• Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

              Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.

             

Заключение

Слайд 20. Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования.

            Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Слайд 55.