Формы обучения младших школьников и их характеристика

Юдина Анна Сергеевна

В презентации рассматривается форма обучения как дидактическая категория, происхождение форм обучения, их виды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы обучения младших школьников и их характеристика Выполнила обучающаяся группы 15. ПООМ.20.НО.1 очной формы обучения, факультета психологии, Юдина Анна Сергеевна

Слайд 2

Понятие формы обучения Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников процесса и др.

Слайд 3

Понятие формы обучения Выделяют такие формы обучения: индивидуальные групповые фронтальные коллективные парные аудиторные и внеаудиторные классные и внеклассные, школьные и внешкольные

Слайд 4

Понятие формы обучения Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Слайд 5

Понятие формы обучения Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

Слайд 6

Понятие формы обучения При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные , классные и внеклассные , школьные и внешкольны е , связаны с местом проведения занятий.

Слайд 8

Происхождение форм обучения Индивидуальное обучение - была единственной в античное время, в период Средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. Индивидуально-групповая форма организации обучения

Слайд 9

Концепция коллективного обучения детей (16в.), применялась в братских школах Белоруссии и Украины Братские школы - учебные заведения, создававшиеся православными братствами и были открыты в Бресте(1591), Могилёве(1590—1592), Минске(1612), Полоцке(1633), Вильнюс В этих школах доминировал катехизический метод преподавания , построенный на вопросах и ответах. В дидактических целях устраивались театральные представления, в братских школах предусматривалась организация хора и музыкальное образование.

Слайд 10

Классно-урочная система обучения (17 в.) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс , который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию . Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

Слайд 11

основной единицей занятий является урок ; работой учащихся на уроке руководит учитель , он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Слайд 12

Белл-ланкастерская система обучения 1798г Цель: увеличение количества обучаемых одним учителем Это система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися Применялась: Индия, Англия. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты

Слайд 13

Батавская система обучения конец 19в. начало 20 в. Работа учителя делилась на две части: Первая часть — это урочная работа с классом в целом, вторая — индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в таких занятиях; либо для того, чтобы не отставать от общепринятых норм, либо с теми, кто изъявлял желание углубить свои знания, т.е. с теми, кто отличался сравнительно развитыми способностями.

Слайд 14

Маннгеймская система обучения – возникает одновременно с Батавской в Европе (г.Мангейм) Основатель этой системы Йозеф Зиккенгер Учащиеся распределялись по классам на слабых, средних и сильных. Элементы этой системы сохранились и сегодня в практике работы современной школы в Австралии, США и Англии. В России создаются специализированные школы, классы коррекции

Слайд 15

Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения , впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в первом десятилетии XX в. в городе Дальтон (штат Массачусетс). Ее же нередко именуют лабораторной или системой мастерских . Классы как таковые заменяются лабораториями или предметными мастерскими, уроки отменяются, отменяются объяснения учителем нового материала. Ученик занимается в лабораториях или мастерских индивидуально на основе полученного задания от учителя и при необходимости обращается за помощью к учителю, который постоянно находится в этих лабораториях и мастерских. Задания выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки.

Слайд 16

Коллективный способ обучения – КСО Разработчик: А.Г.Ривин 20-ые г. 20 века Основа: работа учащихся друг с другом ( в парах, в группах). Метод обучения: организованный диалог. Занятия проводились без уроков и расписания. Полностью на КСО не перешла ни одна школа, но элементы этой формы обучения используются во многих современных школах, называя их «Методом Ривина»

Слайд 20

Спасибо за внимание!