Значение учета результатов международных исследований для формирования образовательной политики России

Типина Екатерина Павловна

Создание прочной исследовательской базы является одним из приоритетных направлений развитий системы российского образования. Это необходимо для выявления реальных тенденций в системе российского образования, качества образования причин и факторов влияющих на российское образование. Оценивается как образование по всей стране, так и в отдельных регионах, в отдельных образовательных организациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnye_issledovaniya.docx11.28 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

Создание прочной исследовательской базы является одним из приоритетных направлений развитий системы российского образования. Это необходимо для выявления реальных тенденций в системе российского образования, качества образования причин и факторов влияющих на российское образование. Оценивается как образование по всей стране, так и в отдельных регионах, в отдельных образовательных организациях.

На данный момент наша страна уже имеет значительный опыт участия в международных сравнительных исследованиях качества образования, которые проводились Международной Ассоциацией по оценке достижений «International Association for the Evaluation of Educational Achievements», а также Организацией экономического сотрудничества и развития «Organization for Economic Co-operation and Development».

Россия на данный момент, принимала участие и в других международных исследованиях, таких как «Trends in Mathematics and Science Study» (исследования направленное на оценку качества естественно-научного и математического образования), «Programme for International Student Assessment» (исследование, направленное на оценку способности учащихся использовать знания и опыт для решения практических задач), «Progress in International Reading Literacy Stud» (исследование, направленное на оценку читательской грамотности), «International Computer and Information Literacy Study» (исследование, направленное на оценку информационной и компьютерной грамотности), International Civic and Citizenship Study (исследование, направленное на оценку качества граждановедческого образования). Также Россия являлась участником таких международных сравнительных исследований, как TEDS (исследование, направленное на оценку качества подготовки будущих учителей) и «Teaching and Learning International Survey» (исследование, направленное на оценку особенностей преподавания и обучения). Также наша страна принимает участие в международных сравнительных исследованиях в области образования не только в системе общего образования. Например, Россия включилась в проект «The Programme for the International Assessment of Adult Competencies», предоставляющий собой программу международной оценки компетенций взрослого населения, а затем в исследование «Assessment of Higher Education Learning Outcomes» по направлению «Экономика» (исследование, направленное на оценку результатов обучения в высшем образовании).

Участие России в вышеперечисленных сравнительных исследованиях укрепляет аналитический потенциал нашей страны и является одним из стимулов для продуктивной коммуникации в международном научном сообществе, способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения исследований.

Целью проведения данных международных исследований, в том числе участия в них нашей страны, является осуществление сравнительной оценки подготовки учащихся, находящихся на разных ступенях образования в странах, имеющих различные системы образование, и определение тех факторов, которые имеют влияние на уровень подготовки. Можно выделить несколько основных направлений использования результатов международных исследований качества образования.

К примеру, одним из таких направлений является оценка качества образования Российской Федерации и определение ее положения в мировой системе образования относительно других стран с учетов международных образовательных стандартов, а также соотнесение Российской системы образования с системами образования других стран, имеющих более высокое положение в мировой системе образования.

К тому же, на основе результатов такой оценки осуществляется принятие решение о проведении реформ и модернизации российских федеральных государственных стандартов второго поколения, совершенствование существующей национальной стратегии развития кадрового корпуса системы образования, обновление прогресс повышения квалификации педагогических кадров, создание нового оборудования с учетом результатов анализа лучше образовательных практик.

Начиная с 2014 года в нашей стране проводятся Национальные исследования качества образования, которые направлены на развитие единого Российского образовательного пространства, определение тенденций в образовательной системе Российской Федерации, факторов, которые оказывают влияние на качество данного образования. Для Российской системы образования характерны некоторые особенности, а именно: ориентация на решение актуальных задач, которые стоят перед системой образования нашей страны, соответствие отечественным традициям преподавания, а также учитывается языковая и многокультурная особенности общества. Результаты национального исследования качества образования используют для анализа состояния системы образования на данный момент, на основе которого формируются программы развитие системы образования на всех ее уровнях.

Важную для системы Российского образования роль играет введение для выпускников школ Единого государственного экзамена, результаты которого предоставляют огромное количество объективных данных о состоянии систему образования Российской Федерации. Это происходит в результате участия в проведения Единого государственного экзамена выпускников школ нашей страны, а также в результате четкой организации проведения экзамена. Вследствие этого одним из важнейших направлений проведения Государственного итогового экзамена является анализ его результатов с целью последующего их использования для формирования инструментария, необходимого для осуществления мониторинга системы Российского образования на всех ее уровнях, характеристик как образования в целом, так и в отдельных регионах, а также на уровне муниципальных образований и отдельных образовательных организаций.

В результате проведения в последнее время (с 2016 года) Всероссийских проверочных работы появляется возможность осуществлять самоанализ и самооценку отдельной образовательной организации на основе инструментов, предоставляемых на федеральном уровне.

Благодаря участию Российской Федерации в проведении международных исследований по оценке качества образования в системе российского образования формируется комплексная и разноплановая система проведения научных исследований, мониторинга, анализа данных, которая направлена на развитие образования с целью повышения образовательных результатов. Совершенствование системы образования нашей страны способно повысить эффективность и результативность образования в будущем.