развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Хухринова Екатерина Михайловна
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.   Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

        И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

        Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма..

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр. Воспитатель: Хухринова Е.М. МДОУ Детский сад № 24 « Солнышко» г. Красный Кут 2021 год

Слайд 2

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста: Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания. - Использование разнообразного дидактического наглядного материала , способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами. - Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности. обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микро группы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками . - Организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог - дети ”, “ дети - дети ”

Слайд 3

Цель Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Слайд 4

Задачи 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и с слуховое восприятие; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Слайд 5

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова , Е. К. Бережная) . Что такое мелкая моторика

Слайд 6

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами , счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Актуальность выбранной темы:

Слайд 7

Что такое мелкая моторика Ребенок постоянно изучает , постигает окружающий мир . Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать , трогать , гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом.

Слайд 8

Основные направления работы с детьми на занятиях. - Пальчиковая гимнастика - Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок) - Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. -Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). - Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий). - Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Слайд 9

-совместная деятельность воспитателя с детьми -индивидуальная работа с детьми -свободная самостоятельная деятельность самих детей. Формы работы:

Слайд 10

-совместная деятельность воспитателя с детьми -индивидуальная работа с детьми -свободная самостоятельная деятельность самих детей. Формы работы:

Слайд 11

Работа с родителями: Сентябрь Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Октябрь Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Ноябрь Памятка «Пальчиковые игры для малышей» Декабрь Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Январь Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.» Февраль Создание картотеки потешек для работы с детьми. Март Фотовыставка «Наши с мамой руки» Апрель Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» Январь-май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Слайд 12

Самореализация: Изучение литературы по данной теме. Подбор материала по теме. Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Оформить картотеку пальчиковых игр. Написать конспект НОД в 1 младшей группе на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.

Слайд 13

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н.А. Бернштейн В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока- Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые ко­роткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие 1вижения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Слайд 14

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо­ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые поло­жения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице). 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражненияш , он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее). 7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Слайд 15

I группа. Упражнения для кистей рук — развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; — учат напрягать и расслаблять мышцы; — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; — учат переключаться с одного движения на другое.

Слайд 16

II группа. Упражнения для пальцев условно статические — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Слайд 17

III группа. Упражнения для пальцев динамические — развивают точную координацию движений; — учат сгибать и разгибать пальцы рук; — учат противопоставлять большой палец остальным. Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Слайд 18

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возра­ста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме­сяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

Слайд 19

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: 1) поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз; 2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; 3) растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной фор­ме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Слайд 20

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений групп ребёнка нужно учить: — катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; — рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; — перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы). После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то от­рабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Слайд 21

1 . Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра­вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере­ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. 2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча­стие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно. 3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий. 4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного об­раза. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выпол­няться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показыва­ете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Пальчиковая гимнастика:

Слайд 22

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инст­рукции, затем на счёт «раз-два». Или : «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последователь­ность упражнений. 2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории (с. 58-60). Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл па­роход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д. Рассказать с помощью рук итоговую сказку (с. 58) помогут карточки для темы «Пальчиковая гимнастика», которые вы найдёте в конце книги (предварительно их нужно разрезать). Чтобы карточки дольше сохранились, обклейте их прозрачной плёнкой или скотчем. Эти же карточки можно использовать в самом начале занятий, при разучивании упражнений, а также для лучшего запоминания серии упражнений. Например, Вы кладёте перед ребёнком три картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убираете, а малыш выполняет упражнения в нужном порядке. Когда маленький непоседа уже без труда выполняет все упражнения, приступай­те к ещё более сложному заданию: разложите на столе несколько карточек и попро­сите ребёнка придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем ис­торию надо рассказать с помощью рук. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

Слайд 23

1.Апельсин Мы делили апельсин . (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.) Много нас, а он один . (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.) Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра . (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.) А для волка... кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда . (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.) 2.Пальчиковая игра «Овощи» У девочки Аринушки Овощи в корзиночке. ( Сложить ладони «корзиночкой») Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко. Помидор и огурец. ( Сгибать пальчики, начиная с большого ) Вот Арина — молодец. ( Показать большой палец ) 3.Раз, два, три, четыре, пять , ( сжимают-разжимают пальцы) Будем фрукты мы считать : ( хлопают); Груша, персик, мандарин , ( поочередно загибают Абрикос и апельсин . пальцы рук); Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы) Фруктов было ровно пять . (раскрывают пальцы). Сентябрь

Слайд 24

1.Наши умные головки". Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать, Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся 2. Пальчиковая игра: "Дом мы строим для зверят". Дом мы строим для зверят: Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Молоточки все стучат: Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В доме крыша, окна, двери Вот порадуются звери. 3.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим. Движения прямыми ладонями Мы морковку трем, трем, Потереть ладони друг о друга Мы капусту солим, солим. Сложить пальцы в щепотку. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки. Октябрь

Слайд 25

1.У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (руки за спиной) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять, (показывают руки) У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять, (показывают уши) У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз). 2. Пальчиковая гимнастика: «Снежинки » Руки в кулачки сожмем И немного подождем На ладошки мы подуем Все снежинки мы с них сдуем. 3.Одевайтесь, потеплей Закрывайте дверь плотней Одевайтесь, потеплей Шапки шарфы и шубки Для Танюшки, для Мишутки Вот оделись наши крошки И гуляют по дорожке . Топ, топ, топ Ноябрь

Слайд 26

1.Пальчиковая гимнастика «Снег» На дорожках снег, снег, На деревьях снег, снег, Много снега намело Все кругом белым бело! 2. Развитие мелкой моторики, самомассаж . На дворе мороз и ветер Во дворе гуляют дети. Носик – носик потирают, щечки – щечки потирают Ушки – ушки потирают Ручки, ручки потирают, ручки ,ручки согревают . Чтобы не мерзли ручки – крошки , мы похлопаем в ладошки . Вот как хлопать мы умеем , вот как ручки мы согреем . 3. Пальчиковая гимнастика На дворе большой мороз (перекрестно ударяют руками себе по плечам) Отморозить можно нос (трут ладошкой нос) Теплый шарфик нужен всем Не замерзнуть чтоб совсем, (имитируют надевание шарфика на шею) Чтоб не мерзли ножки Попрыгаем немножко(прыжки на двух ногах на месте) Декабрь

Слайд 27

1.Жил-был зайчик, Длинные ушки, Отморозил зайка Носик на опушке Отморозил лапки Отморозил хвостик Прибежал он греется К ребятишкам в гости На дорогах лужи, Ну а мы не тужим. По водичке: шлеп- шлеп. (ладошкой) П/г :Как у нашего кота. 2.Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топ-топ по лавочке, Цап-царап за лапочки. Январь 3.Пальчиковая гимнастика: « Сидели два медведя» Сидели два медведя Раз куку, два куку На тоненьком суку, Оба шлепнулись в муку! Один мешал сметану Нос в муке, рот в муке Другой месил муку. Ухо в кислом молоке! 4.Пальчиковая гимнастика «кулачки» Есть у любого два кулачка Стукнет один по- другому слегка Но, а ладошки не отстают Следом за нами весело бьют Кулачки быстрее бью До чего стараются А ладошки тут как тут Так и рассыпаются

Слайд 28

1.Пальчиковая игра «Наши стульчики» Где ваши ручки? Поиграем с ручками. Мне сиденье покажите, Ручками его держите. А сейчас чуть-чуть привстаньте, Ручкой ножки вы достаньте. Теперь на стульчик посмотрите, Ручкой спинку покажите. 2.Пальчиковая гимнастика Мы с посудою играем, Мы посуду называем; Вот ложка, вот тарелка, Вот чашка, вот блюдце… Осторожно, они бьются. Февраль Пальчиковая игра: «Помирились». Плохое настроение у нас в семье с утра. И потому в семье у нас не ладится дела. ( Голова опущена вниз, повороты вправо, влево) У дедушки нашего весь день болит спина. (Наклоны вперед, руки за спину). У старенькой бабушки, кружится голова. (Круговые движения головой) Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу в друг попал. (Стучим кулаками друг о друга). У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал. (Смотрим на раскрытые ладони). Давайте будем их мирить, Семью свою нужно любить. Друг другу улыбаемся и за руки возьмемся. (Взяться за руки и улыбнуться друг другу). Дружно все обнимемся и тогда помиримся. (Семью помирили) 3.П/ игра «Наша дружная семья» Дети приглашают Машеньку поиграть . Наша дружная семья (Дети маршируют на месте) Папа, мамочка и я (Разводят руки в стороны) Папа сильный и большой, (Тянутся вверх) Ходит он гулять со мной. (Идут по кругу) Мама ласковая очень, (Гладят себя по щечкам). Любит мама меня точно. 4.Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре! Кто живет в нашей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать! Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!

Слайд 29

1.Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики 2.Пальчиковая игра «Сидит белка не тележке». Сидит белка не тележке Продает она орешки: Лисичке- сестричке Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому. Март 3. Покажи, покажи, свои глазки покажи. Здравствуйте, здравствуйте, глазки! Покажи, покажи, свой носик покажи. Здравствуй, здравствуй, носик! Покажи, покажи , свой животик покажи. Здравствуй, здравствуй, животик! Покажи, покажи, свои пальчики покажи. Здравствуйте, здравствуйте пальчики!

Слайд 30

1. Светит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату! Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку! 2. Кулачки быстрее бьют До чего стараются А ладошки тут как тут Так и рассыпаются. Апрель 3.«Пальчик-мальчик, где ты был?» — «С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел».

Слайд 31

Мы платочки постираем . Крепко , крепко их потрём . Вот так , вот так . Крепко , крепко их потрём . А потом , а потом мы платочки отожмём . Вот так , вот так . Мы платочки отожмём ! Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) "Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал" . (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла: "Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок) Май Бабушка очки надела И внучонка разглядела. - Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Слайд 32

Желаю удачи!