Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в ДШИ»

Как нам, преподавателям художественных дисциплин, вызвать интерес и желание к обучению у всех учащихся? Постараюсь дать ответ на этот вопрос, опираясь на труды и опыт известных педагогов, который мы применяем в нашей работе, а также на собственный педагогический опыт.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г. Струве»

Доклад  на тему:

«Развитие познавательного интереса  и творческих   способностей учащихся в ДШИ»

Скиба Алина Игоревна

преподаватель  живописи

г. Железногорск, январь 2023г.


«Верьте в талант и творческие

 силы каждого воспитанника».

В.А. Сухомлинский


I. Введение.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».  Как-то сказал Василий Андреевич Сухомлинский.
 Как нам, преподавателям художественных дисциплин, вызвать интерес и желание к обучению у всех учащихся? Постараюсь дать ответ на этот вопрос, опираясь на труды  и опыт известных педагогов, который мы применяем в нашей работе, а также на собственный педагогический опыт.
Ученик запоминает и усваивает ту информацию, которая ему больше всего запомнилась и близка по теме.  «Мне все понятно тогда, когда мне интересно!», говорят мои ученики.
Сегодня образовательными тенденциями являются учёт внутреннего потенциала обучающегося детской школы искусств, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение ребенком не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности, по моему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных интересов обучающихся в учебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности учащихся.

    Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить познавательные и творческие интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.
II.Основная часть.
 Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь
познавательный интерес становится основой положительного отношения к
учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он
сам постоянно и активно ищет. 

Одной из ведущих педагогических идеей можно назвать идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская).

Цель данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

У Ирины Сергеевной Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.

Ведущей педагогической идеей опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию не только художественно-творческих способностей учащихся, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

Основной задачей уроков художественного отделения является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках по живописи, рисунку и скульптуре, школа тем самым вооружает школьников знаниями, представлениями о изучаемых дисциплинах. Работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства.

Значение уроков по художественным дисциплинам для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

Обучаясь на уроках учащиеся стремятся создавать красивые работы, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами для преподавателя, на мой взгляд, являются:

-Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

-Вести детей по дороге счастья и добра.

-Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

-Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

-Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей необходима стратегия развития творчества:

-Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, скульптура и т.д.)

-Для достижения успеха важна мотивация

-Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

-Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Какие же условия способствуют развитию познавательного и творческого интереса в области изобразительного искусства?

1. Развитию познавательного и творческого интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу творческого труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно - поисковые, деятельностные технологии обучения .

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у учащегося ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью  ответов на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание - внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса  и  творческих способностей, имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром Иоганн Генрих Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Выстраивать систему занятий таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении ученика.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию познавательного интереса и творческих способностей личности.

1. Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- на уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,

2. На занятиях по живописи и рисунку, скульптуре происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, различные графические материалы, скульптурный пластилин и т.д. ). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

3. На уроках я использую следующие художественные техники:

-рисование (в различных видах и жанрах),

-скульптура(лепка из скульптурного пластилина)

    От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

     Важным условием развития художественных способностей учащихся является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

    Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же на своих уроках стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

     Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ.  Не редко на своих уроках применяю метод обучение с использованием ИКТ.  И использую метод «мозгового штурма». Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности.  Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей. Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.  
   Также,
ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) технологии мною активно используется в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития  воображения, фантазии, творческих способностей ученика, который вместе с учителем начинает творить, созидать и преобразовывать то, что недавно казалось непостижимым, недосягаемым и даже невозможным. Роль учителя в данной технологии – это роль «новатора и толкателя». От учителя может исходить идея, задача, направление, обстоятельства и мн. другое, чтобы побудить учащегося «подключиться» в творческий процесс, завести свои тайные резервы, продемонстрировать неординарное мышление и создать свой микро мир из своих представлений, из совокупности набранных знаний за определенный период жизни и уровня обученности на данный момент, из фантазийных образов. Где использую ТРИЗ технологию, я затрудняюсь ответить и конкретизировать то точное место и ту единственную тему или раздел из неё, где точечно я ее использую эту технологию. Скажу так, что это совокупная деятельность, где обучение, решение головоломок, поиск выхода из ситуации, нахождение или решение изобретательных задач и составляют основу моих предметов, опираясь на ТРИЗ технологию, базируясь на ее подходах и направлениях в учебном пространстве.
    Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье. На мой взгляд, на уроках  нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки - умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

III. Методические рекомендации

 Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

    Уроки по художественным дисциплинам должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.

Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков:

Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов.

На уроках связанных с этой темой мы изучаются и выполняются эскизы архитектурных деталей, памятников народного зодчества, и др.

Урок – репортаж с выставки. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Примером такого урока можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия, например, «Пейзажная живопись».

Урок – викторина.Учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области изобразительного искусства, показывают свои умения и знания. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы.

Урока - игра.Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Например, урок по теме: «Русский костюм и современная мода», где они разрабатывают модели одежд для кукол.

Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок по теме «Жанры в изобразительном искусстве».

Уроки-познания:учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Так, показ работ учеников из методического фонда, накопленных за годы, настолько поражают воображение, что все прекрасно начинают выполнять свои «шедевры», так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования творческой деятельности учащихся. Нарисуй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим учащимся.

 Известны случаи в педагогической практике по созданию семейных мастерских для того, чтобы ребенок и родители были в одной творческой команде, решали цветовые, декоративные и прочие задачи, учились понимать мысли друг друга.

Немаловажно значение персональных выставок учащихся на отделении изобразительного искусства, на базе детской школе искусств.

Самое главное, чтобы ребенок хотел не просто показать то, что он делает на занятиях, а проявил творческую активность, выставляя не только работы с уроков, но и свои собственные задумки и творения.

Одна из форм поощрения - это участие в школьной выставке для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.

Коллективные работы. Для детей очень важно принимать участие в создании единой работы, поэтому на занятиях практикуются коллективные работы. В 1 классе на первом занятии детям легче адаптироваться и познакомиться друг с другом делая общее задание. Они учатся договариваться друг с другом, советоваться, решать проблемы, которые возникают в процессе создания картины или панно.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Различные формы деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка

Таким образом, отбирая для урока эффективные методы обучения, более интересные формы его организации, современные информационные средства обучения, мы решаем задачу большой социально-педагогической значимости – стремимся воспитать личность не равнодушную к познанию, увлечённую самим процессом образования, способную к самообразованию, и развитию познавательного интереса и творческих способностей.

Список литературы:

1.Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // – 1994.

2.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3.Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –

4.Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.

5. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.-М.,1991.

6. Комарова Т. С.Обучение детей технике рисования.-М.,1994.

7 Комарова Т. С.Дети в мире творчества.-М.1995.

8. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

10.Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на- Дону, издательский центр «Март», 2006
11.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006

12.С.Д. Якушева. Учебное пособие «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.