Музыкальное воспитание детей в истории дошкольной педагогики

Одна из самых актуальных проблем, которая стоит перед современным российским обществом – это угроза духовно обеднеть и опасность потерять ориентир нравственности. Поэтому, в настоящем времени воспитание дошкольников нужно направлять в сторону очень важных проблем современного общества, особенный уклон нужно делать в сторону воспитания нравственности, духовности, возрождению желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Музыка украшает нашу жизнь и делает её более насыщенной и интересной. Она играет ведущую роль в работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие личности ребёнка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется процесс мышления, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Современное общество заинтересовано в сохранении и передаче нашим детям духовных ценностей, втом числемузыкальнуюкультуру. Поэтомубудущее поколение должно развиватьсячерезпознания культурногонаследия, воспитываться так, чтобы они могли его приумножать.

В процессе общения смузыкой, дети всестороннеразвиваются, совершенствуется их физический облик, устанавливаютсяцельные гармоническиесвязи. Во время пенияудошкольниковразвиваетсямузыкальныйслух, певческий голос, голосовой двигательный аппарат. Ритмические движения побуждают детей к формированию правильной осанки, а также координации движений, их гибкости и пластичности.

Детиспособны почувствовать характер инастроение услышанной мелодии, сопереживать, проявлять своё эмоциональное отношение к ней, понимать музыкальный образ, отличать хорошее от плохого, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Дошкольники могут внимательно вслушиваться, сравнивать, оценивать самые яркие и понятные для них музыкальные явление. Музыка влияет на всестороннее развитие и формирование личности ребёнка. Это влияние обеспечивается с помощью тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, а также умственным и физическим. На формирование личности ребёнка влияет гармоничность музыки, которая может быть достигнута при использовании всех форм организации музыкальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moiseeva_vera_viktorovna_kursovaya_2.docx65.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра дошкольного образования

Моисеева Вера Викторовна

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (Л.В.ВИНОГРАДОВ, Н.А.ВЕТЛУГИНА, А.МАККЕРОНИ, К.ОРФ И ДР. )

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование

Профиль – Дошкольное образование

Научный руководитель:

к.п.н., доцент – Дудникова Светлана Александровна

Ростов-на-Дону 2021г

Содержание

Введение

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

1.2 Системы музыкального воспитания детей Л.В.Виноградова, Н.А. Ветлугиной, А.Маккерони, К.Орфа

1.3. Особенности теории в современном образовании

Заключение

Список литературы

Введение

Одна из самых актуальных проблем, которая стоит перед современным российским обществом – это угроза духовно обеднеть и опасность потерять ориентир нравственности. Поэтому, в настоящем времени воспитание дошкольников нужно направлять в сторону очень важных проблем современного общества, особенный уклон нужно делать в сторону воспитания нравственности, духовности, возрождению желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Музыка украшает нашу жизнь и делает её более насыщенной и интересной. Она играет ведущую роль в работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие личности ребёнка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется процесс мышления, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Современное общество заинтересовано в сохранении и передаче нашим детям духовных ценностей, втом числемузыкальнуюкультуру. Поэтомубудущее поколение должно развиватьсячерезпознания культурногонаследия, воспитываться так, чтобы они могли его приумножать.

В процессе общения смузыкой, дети всестороннеразвиваются, совершенствуется их физический облик, устанавливаютсяцельные гармоническиесвязи. Во время пенияудошкольниковразвиваетсямузыкальныйслух, певческий голос, голосовой двигательный аппарат. Ритмические движения побуждают детей к формированию правильной осанки, а также координации движений, их гибкости и пластичности.

Детиспособны почувствовать характер инастроение услышанной мелодии, сопереживать, проявлять своё эмоциональное отношение к ней, понимать музыкальный образ, отличать хорошее от плохого, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Дошкольники могут внимательно вслушиваться, сравнивать, оценивать самые яркие и понятные для них музыкальные явление. Музыка влияет на всестороннее развитие и формирование личности ребёнка. Это влияние обеспечивается с помощью тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, а также умственным и физическим. На формирование личности ребёнка влияет гармоничность музыки, которая может быть достигнута при использовании всех форм организации музыкальной деятельности детей.

Поэтомумузыкальное воспитание можетоказатьочень значимое содействие в полноценном развитии ребёнка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, а также развивающих игр, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Цель исследования: изучить проблему музыкального воспитания дошкольников в истории педагогики

Объект исследования:педагогическое наследие Л.В. Виноградова, Н.А. Ветлугиной, А.Маккерони, К.Орфа

Предмет исследования:музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

1.Определить значение музыкального воспитания для формирования личности на всех этапах развития музыкального воспитания

2.Изучить педагогическое наследиеЛ.В. Виноградова, Н.А. Ветлугиной, А.Маккерони, К.Орфа и др.

3.Определить основные положения педагогических идей ученых о музыкальном воспитании в современном дошкольном образовании

Гипотеза исследования: педагогическое наследиеЛ.В. Виноградова, Н.А. Ветлугиной, А.Маккерони, К.Орфа музыкального воспитания детей  является актуальным в современном педагогическом образовании.

Методы исследования:для написания работы использовались теоретические и аналитические методы исследования (изучение и анализ литературы по проблеме исследования).

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка через влияние искусства музыки — формирование интересов, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им музыкального опыта. Вот поэтому воспитание музыкой проходит в процессе усвоения детьми общественно — выработанных способов и действий.
Умение передать детяммузыкальное произведение, приблизитькнему, влияяна их чувства имысли, —этовысокаяиочень серьезная задача. Воспитывать музыкальную культуру в детях должен педагог-профессионал, очень творческий, который владеет искусством и любит своих подопечных. {23.115}

Теория и практика музыкального воспитания детей всегда совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко  обобщается. Ребенок с успехом овладевает различными видами музыкальной деятельности, когда уделяется внимание его индивидуальным особенностям, возрастным возможностям.
Музыкальное развитие — это следствие становления ребенка при активной музыкальной деятельности. Определённое значение имеют индивидуальные особенности в отдельности каждого ребёнка.
Всегда развитие проходит:

- эмоционально — от непроизвольных отзывов на простейшие явления в музыке к более ярким и различнымотражениям;

- вощущениях, восприятии ислухе—отнекоторых отдельно взятых музыкальныхзвуковкцелому, осознаваемому иживому восприятию музыки, к различению высоты звука, ритма, окраски голоса, громкости;

- впроявленномотношении —отпеременчивогоувлечениякнаиболее твёрдыминтересам, потребностям, кпервымпроблескаммузыкальноговкуса;

- висполнительской деятельности — от выполнения по показу,(подражанию),  к свободным,ярким и творческим успехам в пении и ритмике.

Музыкальное образование — это путь воспитания, в котором педагог приходит на помощь в накоплении музыкального опыта,в приобретении простой информации. При этом ребёнок успешно осваивает это.
Воспитание иобучение должно стоять впереди развития ивестиего за собой. Развитие музыкальности у ребенкаопределяется процессом воспитания и обучения. Уровень развития детей можно определить, глядя на ихповедение  на музыкальных занятиях, обращая внимание на творчество в самостоятельной деятельности. Когда ребенок желаетучаствовать в пении, ритмических движениях, музицировании и выполняет это ярко и верно, то это говорит о высоком уровне музыкального развития. В музыкальном воспитании следует уделять большое внимание особенностям и интересам каждого ребёнка отдельно. Всегда нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка и также различия между группами детей, что помогает контролировать развитие и выявлять отклонения, которые появились в развитии и воспитании.
На коллективных занятиях педагог должен применять индивидуальные задания, которые отличаются степенью сложности, что делает занятия интересными для детей. {9.95}

Задачи музыкального воспитания в детском саду относятся кодной цели целостного и слаженного воспитания личности ребенка и строятся, учитываяоригинальность музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
1.Вызвать активный интерес и любовь к музыкальной культуре, сформировать чувства и переживания детей,эмоциональную отзывчивость.
2.Накапливать музыкальные впечатления,знакомив с различными произведениями и информацией о них.
З. Приобщить к различным видам музыкальной деятельности, обучить пению песени музыкально — ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
4.Сформировать певческие навыки дошкольников, добиться насыщенного и яркого пения, чёткости и ритмичности движений, их координации. Точности в музицировании. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
5.Мотивировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, складывание элементов танца).
6.Побуждать к самостоятельной деятельности: высказывать свои впечатления  о прослушанном произведении, исполнять знакомые песни;
7.Воспитывать музыкальный вкус детей, учить оценивать прослушанные произведения, исполнения песен, танцев,
хороводов, игр.

«Программа воспитания в детском саду» —это государственный документ, который направляет всё воспитание на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, на их подготовку  к школе. Первой частью этой программы стала программа  музыкального воспитания дошкольников. {6.35}

Материал программы распределяется по видам деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Порядок музыкального воспитания определяется как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на взаимодействии взрослого и ребенка. Методы указывают на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоциональной отзывчивости, восприятия, оценивания, выразительного исполнения.
В работе раскрывается влияние музыкального воспитания на общее развитие и воспитание ребёнка. Из этого мы видим, что музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.

Музыкальное воспитаниесильно влияет на эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка. Музыкальными средствами дети приближаются к культурной жизни, они знакомятся с важными общественными событиями. У детей при восприятии музыки начинает развиваться познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. {16.50}

Музыкальное искусство  –одно из важнейших видов искусства, который доступно воспринимает ребёнок с ранних лет. Музыкальные образы передают все чувства и их оттенки, Передавая через музыкальный образ всю гамму чувств и их оттенков, она обогащает представления детей о человеческих чувствах, которые проявляются в реальной жизни.

Ребёнок воспринимает музыку намного раньше, чем любые другие виды искусства. Только музыкальное искусствоявляется эмоционально-оценочным стержнем, который позволяетпривить детям красоту восприятия других видов искусства, а также развить воображение и эстетическое сознание. И из всего этого можно сделать вывод, что очень важно очень важно закладывать детям основы музыкальной культуры, а через музыку эстетической культуры в целом. {11.150}

Для того, чтобы успешно развивать творческие способности детей, нужно больше внимание уделять к таким видам деятельности, как игровая, учебная, художественно-речевая, театрализованная, изобразительная, музыкальная – это и есть главное условие развития творчества у детей.

Специалисты, которые занималисьразвитием творческих способностей детей, являются ведущимив области детского художественного творчества. К ним относятся такие, как Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.И. Акулина, В.Д. Теплов и др. Они всегда выделяли приоритетность значения и большие потенциальные возможности изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и игровой деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Работы ученых-психологов, педагогов, главных специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста имеют особое  значение для того, чтобыосмыслить роль музыкального искусства во полнооценном воспитании детей и развитии их музыкального творчества. Такими специалистами являются: Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Е. Алмазов, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Д.Б. Кабалевский, А. Карасев, А.Н. Леонтьев, Т. Ломова, Н.А. Метлов, Карл Орф, О.П. Радынова, М.А. Румер, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович, Г.А. Фортунатов и др..

Умножение интонационного опыта восприятия классических произведений музыкального искусства, а также развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, является важнейшим условием формирования основ музыкальности дошкольников. Этот опыт переживаний – переходит в основание положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке. Именно в этот период у детей формируются эталоны красоты, основы художественного вкуса. Поэтомуочень важно помочь ребёнку с раннего детства получитьполноценные музыкальные впечатления, а вместе с тем – обеспечить привыкание к интонационному языку народной, классической и современной музыки, постигая «интонационный словарь » музыки разных эпох и стилей.{15.87}

Сильное эмоциональное воздействие на детей через музыку способствует и интеллектуальному развитию. Слушая и исполняя музыкальные произведения,  ребёнокприобретает знания и представления об окружающем мире. Систематически слушая музыку, ребята учатся определять характер произведения, т.е. настроение, эмоциональную окраску.

При гармоническом развитии личности важным компонентом является объединение эмоциональной и интеллектуальной областей психики ребёнка. А музыкальное воспитание является уникальным средством для формирования этой целостности, потому что именно воспитание музыкой влияет на эмоциональное и на познавательное развитие детей, так какмузыкальное искусство несёт в себе не только эмоции, но и прекрасный мир идей, мыслей, образов. Но  это средство становится достоянием ребёнка только благодаря  специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого музыкальнее занятия должны проходитьс целью воспитания эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование элементов музыкальной культуры. Именно на этих занятиях вдетском садупедагог развивает эмоции, интересы, мышление, фантазию, вкусы детей, а также формирует основы музыкальной культуры в целом.

С давних времён музыка стала частью воспитательного процесса маленьких детей. Каждая новая эпоха предъявляла свои требования и новые задачи, которые нужны для полноценного воспитания детей. Во все времена считалось, что формирование и развитие полноценного человека не может быть без влияния музыки и потому музыкальные занятие с детьми были необходимы.  {3.90}

Развитие музыкальной педагогики в истории России – это период развития системы музыкального образования в целом и системы воспитания дошкольников. Становление и формирование этой системы начиналось тогда, когда эта система имела устную, фольклорную форму музыкальной деятельности.

В  XI веке в России началосьзарождение музыкального воспитания.Это воспитание формировалось, основываясь на двух источниках: это музыкально-художественная культура восточных славян и византийская эстетика, которая проникла в древнюю Русь вместе с принятием христианством.

Хоровое пение на Руси стало входить в список учебных предметов очень давно. Именно чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения.

Музыкальное воспитание людей в форме церковного пения в этот периодбыло неотъемлемой частью жизни народа. В этой музыкальной форме выявлялсяхарактер людей, психология, особенность быта, история; в ней накопилось большое количество эстетических и нравственных произведений. Это по-настоящему великое наследие русского народа. Духовная музыка к ХI-ХVII вв. является незаменимой частью музыкальной культуры страны, которую она представляет.

В этот период можно выделить несколько этапов развития музыки:

Первый этап приходится на XI-XIVвв.. Он характеризуется одноголосием и только устной форме обучения. Первые церковные книги были ненотированными, и обучающийся читая текст, одновременно слушал пение педагога. Такой способ обучения называют «пением по преданию» или «пением по обычаю». Также в этот период все знания, умения и навыки певцы получали в практике церковного пения.

Во втором этапе (XV-XVI вв.) появляется знаменное пение, проявлявшееся как самостоятельное, и появлением многоголосия. Этому способствовало появление письменной традиции обучения. С начала XV в. вместе с церковными певческими книгами стали появляться специальные учебники - певческие азбуки. В этот же период появились первые придворные хоры. Так, известен хор государственных певчих дьяконов, состоявший из 30-35 лучших певцов и при Иване IV достиг расцвета .

Третий этап (первая половина XVII в.) стал знаменит своими кардинальными изменениями в музыкальном образовании и всей русской культуре. Это характеризуется тем, что вместе с церковным пением стало появляться и светское.

Немаловажное влияние древнерусская духовная музыка XI-ХVII вв. оказала на музыкальное воспитание детей, потому что духовная музыка, как единство религии и искусства, стала средством эстетического и нравственного воспитания и способствовала философскому осознанию окружающего мира. Через духовную музыку ребёнокприкасался к вечным нравственным истинам и раскрывал для себя высшую гармонию мироздания.

Благодаря светскому воспитанию после зарождения классической музыки в Европе, в России стало распространяться домашнее музицирование и пение. Каждая богатая и знатная семья приобретала домашних педагогов музыки для обучения своих детей игре на музыкальных инструментах, пению, музыкальной грамоте. Такое музыкальное воспитание получили почти все знаменитые русские композиторы.

Домашнее музицирование влияло на становление личности ребёнка, развивало эстетические чувства, эмоции, художественный вкус, формировало музыкальную культуру. А также домашнее музицирование помогало социально адаптировать детей в обществе, выявляло их художественных способностей и имело место в музыкально-профессиональной мотивации. Всё это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях домашнего воспитания и обучения, которое осуществлялось домашними педагогами. {21.77}

Постепенно начали появлятьсяразные типы учебных музыкальных заведений в России. Музыкальное воспитание в течение нескольких веков ориентировало на профессионализм, стремилось внедрить классические каноны западной музыкальной культуры, но также не забывать русские традиции музыкального воспитания.

Также большую роль в воспитании играло фольклорное музыкальное творчество.Так как оно передавалось из уст в уста, то дети постигали его в быту, в обыденной жизни. Наиболее распространёнными являются былины. Период расцвета былин приходится на XII-XIV вв. и самыми известными на тот период были такие былины, как "Василий Буслаев" и "Садко". В них впервые видна нравственная ценность человека как личности, о его праве на свободное развитие и проявление своих способностей. Василий Буслаев становится знаменитым благодаря своей природной силе, храбрости, лидерским качествам. Садко становится победителем, проявляя силу собственного музыкального таланта и смекалку.

Следовательно, можно сделать вывод, что былины воспевали свободную, сильную, смелую, почитающую православную церковь и её святых, образованную и эстетически развитую личность.

Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что в XI - начале XVII вв. в Древней Руси существовала налаженная, музыкально-воспитательная система, которая регулировалась государством. Эта система включала религиозное, общее и профессиональное воспитание.  Фольклорное  творчество также продолжает развиваться и  в наши дни, оказывая влияние на воспитание музыкальности русского народа. В этот период закладывались традиции самобытной музыкальной педагогики и исполнительства, которые раскрылись в полной мере  только в XIX -ХХ столетиях.

Во всей работе раскрывается суть музыкального воспитания, которая заключается в педагогическом воздействии на личность, развивая при этом эстетический вкус у ребёнка. Система музыкального воспитания опирается на эстетическое воспитание личности. Она основывается на особенностях музыкального мышления и языка. В процессе музыкального воспитания происходит воздействие на эмоциональное состояние личности. Музыка способна удовлетворить духовные и художественные потребности человека.

1.2 Системы музыкального воспитания детей Л.В.Виноградова, Н.А. Ветлугиной, А.Маккерони, К.Орфа

В музыкальном развитии детей все виды музыкальной деятельности имеют свои особенные возможности. Существовали различные подходы музыкального воспитания, которые базировались на некоторые виды музыкальной деятельности детей, являясь в данной системе ведущими.

Такой педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки, как Ветлугина Наталья Алексеевна, жила  в 1909-1995 годы . Она стала основоположницей отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников, которые были построены на идеях Б.Л.Яворского, Л.С. Выготского, В.Н. Шацкой и были признаны во всем мире. Наталья Алексеевна занималасьпроблемой детского творчества, формированием и развитием творческих способностей дошкольников, в ходе целенаправленного педагогического руководства.

Она доказала музыкальная деятельность играет большую роль в полноценном развитии детей, целостном педагогическом процессе детского сада. Также положилаоснову музыкальной педагогики от теории до практики, в которую входили технологии, на которых основываются современные исследования и практические разработки в этойобласти.

Главные принципы, на которых основываются программы музыкального воспитания и художественно-творческого развития дошкольников, являются:

- взаимодействие с современными требованиями педагогической науки и практики;

- поэтапное развитие музыкальности ребенка;

- преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах;

- объединение музыкального развития с различными видами детской деятельности, связи разных типов образного самовыражения ребенка;

- художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару для детей.

Ещё одним великим педагогом является Орф Карл, живший 1895-1982годах. Это австрийский композитор, драматург и актер, а также музыкальный деятель.

Карл создал вместе с Доротеей Понтер школу, в основу которой были положены идеи Айседоры Дункан и Э. Жака-Далькроза. Эта школа музыкального воспитания детей, которая не учитывала уровень одарённости детей, степень развития музыкальных способностей.

Основные принципы К.Орфа:

- активизация творческого начала каждого ребенка;

- не учитывать музыкальные способности детей, их можно развить независимо от уровня их развития нет;

- коллективная работа, совместное музицирование;

- оптимизация чувства ритма и музыкального слуха;

- элементарное музицирование (немузыкальных звуков и звукоизвлечения - щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.);

- мелодико-интонационное произнесение;

- соединение музыки, движения, слова и театра;

- импровизация;

- творчество;

- импровизационный спектакль - результат начального музыкального образования.

Карл Орф создал уникальную музыкальную школу «Шульверк». Вместе с К.ЗаксомОрф придумал музыкальные инструменты для детей, с помощью внешнего вида и характера звучания которых, можно заинтересовывать детей.Благодаря глубокому поиску и инновационному опыту развития музыкальности детей был создан Зальцбурге Институт Орфа – огромный центр подготовки музыкальных воспитателей для детей. Он и сейчас является и не теряет своей актуальности.

Следующим выдающимся педагогом является Лев Вячеславович Виноградов–профессиональный музыкант, психолог, автор универсальной системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей,  создатель музыкальных инструментов в традиции Карла Орфа, а также участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».

Он разработал систему воспитания и обучения детей музыкальному искусству, которая называется «Элементарное музицирование».  Она была построена на основе психолого-педагогическойсистемы «Развивающее обучение» Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Виноградова объединяет музыкально-педагогические системы великих музыкантов-педагогов самых разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ванХауве в Голландии. Все их системы основываются на коллективном музицировании.

В данной системе музыкальное искусство представляется как средство развития у детей и музыкальных и общих способностей. Одновременно ребята учатся чтению и пению нот с листа, свободному музицированиюи импровизации, участию в ансамблях, оркестрах, пению соло и хоровому пению.

Незаметно для себя ребёнок приобретает необходимые знания, умения и навыки, в результате цели не направленной на сознательные усилия. Все эти занятия превращаются в весёлую игру и никак не похожи наработу. Но внутри такой работы поэтапноформируются основные музыкальные способности.

Дети старше 3х лет пытаются применять музыкальные инструменты в ролевых играх. И ребята начинают использовать своё воображение по максимуму. Например, звон бубенцов и стук деревянной коробочки представляется детям в образе лошадки, которая бежит.

Объединение  этих инструментов даёт представление детям о лошадке, которая везет телегу со скрипящим колесом. Благодаря собранию этого аккомпанемента на данных инструментах получается весёлая песенка про лошадку.

Стихотворение «Вышла курочка гулять», которое знакомо детям и озвучиваемо ударными музыкальными инструментами, разворачивается в музыкальную композицию, в которой дошкольники поют и сами себе музицируют.

Дошкольный возраст привлекателен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. Поэтому, чтобы развивать воображение у детей, следуют использовать игры с музыкой.  Звуки музыки, воспроизводимые самими детьми, песни или пьесы дети воспринимают как сигналы в играх. Складывание этих звуков и становится результатом действия их воображения.

Дети дошкольного возраста только начинают познавать детские музыкальные инструменты в их основном значении. Эти инструменты в самом начале необходимы для общение со взрослыми.

Всё занятиестроится наэтом общении: всё нужно делать вместе с детьми, а не стоять в стороне. Для того чтобы дети перестали нуждаться в помощи взрослых в общении с другими детьми и чужими взрослыми, нужно постепенновводить его в самостоятельную деятельность.

Опираясь на опыт общения с детьми до шести лет, родителям можно научиться приятно петь, а детям нужно предложить настоящие музыкальные инструменты с хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или гитару). Именно вданном  возрасте дети уже могут получать удовольствие от разных приятных звуков и любят использовать ударные инструменты, по которым можно сильно стучать. Благодаря этому они ощущают большую энергию, а ритмичные удары по ним позволяют ребёнку организовать себя, развивают моторику и координацию тела. Но к звукам, которые имеют высоту звучания и окраску звука он относиться лирически. Дети предпочитают инструменты и голос со средним или низким регистром звучания.

Исходя из всего этого можно организовывать совместные мероприятия с помощью этих музыкальных инструментов. В таком общении родители получат удовольствие от знакомства с музыкальными инструментами, а детям доставят много полезных и познавательных минут. Извлечение звуков всегда привлекательней, чем слушание их. Тем самым этом способствует активности, любознательности и полезности.

1.3. Особенности теории в современном музыкальном образовании

Музыкальное образование — это освоение ЗУНов в музыкальной области, необходимые для профессиональной музыкальной деятельности.

Основной тенденцией в этой области в настоящее время является изучение музыкально-педагогического наследия и правильное использование его в воспитании и образовании детей.

Признаниемузыкальногоискусства как одного из средств в формированииценностногомира личности имеет еще другие основания. Музыка заставляет направлять эмоции и мысли слушающего на какой-то  объект и оказывает сильное воздействие на его внутренний мир.  Музыка обладает особыми возможностями, чтобы познать душевный мир человека, способствует развитию чувства бескорыстной заботы и терпимость к другим. Также благодаря музыке приходит творческое осмысление личностных и нравственно-эстетических ценностей, приобщая детей к духовному опыту мира. Через музыкальные произведения осуществляется связь между поколениями. И, наконец, в настоящее время музыка набирает успехи в такой деятельности, как арттерапия.

Музыкальное искусство в наши дни стало частью общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составляющий элемент общего процесса познания мира и одновременно является особенной формой эстетической деятельности. Особенность искусства характеризуется по своей природе "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры.

Нынешняя  методика обучения и развития музыкальных способностей делает акцент на такие принципы, в которое особо выделяется направление на художественную сторону воспитания. Исходя из этих принципов нужно приобщать детей к искусству, учить внимательному вслушиванию в музыкальную речь, осмыслять ее и работать над качеством звучания. Материал для слухового воспитания должен быть доступен и интересен детям.

Еще Р. Шуман и группа передовых музыкантов и педагогов, стали  предъявлять к музыкальному педагогике новые требования. Идеальный педагог, по их мнению, должен быть не только виртуозным исполнителем, но и художником, который выражает в совершенстве прекрасные чувства. Взгляды Шумана являлись новейшими и имели резкий контраст с общепринятыми. И они в то время не всегда воспринимались в полной мере и должным образом.

«Познавая в творческой деятельности окружающий мир, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к нему, чувствует себя «активным деятелем», который постоянно  открывает что-то новое» (Л.А. Венгер).

Приобщение ребёнка к эстетическим ценностям, близкое подведение его к монументальному искусству – это является основной задачей и целью эстетического воспитания по Л. Выготскому.

Музыкальное воспитание детей – это именно то особое явление, которое характеризуется своей особенной ролью в развитии личности ребенка. {3.65}

Изучая современные программы музыкального образования России, можно легко увидеть сочетание традиций и инноваций. Стали пересматриватьсясмысловые подходы, совершенствуются формы, методы, технологии организации музыкального образования. Такие технологии, как личностно-ориентированные, мультимедийные, деятельностно-практические в России стали важными на сегодняшний день, в связи с чем потребовалась реализациякомпетентностного, дифференцированного подхода, вариативности музыкального образования.

К специальным и общим способностям детей, которые проявляются не в самих ЗУНах, а в развитии их приобретения, предъявляются определённые требования каждой деятельностью отдельно. Именно от способностей зависит качество выполненной деятельности, ее успех и степень достижений. Но когда проходит процесс обучения искусству, то он должен сочетаться с творчеством ребенка и культурой его художественного восприятия.

Музыкальная педагогика –включает в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки. Необходимо, чтоб особенность этой деятельность связывалась с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии. Занятия с ребёнком – это каждый раз новая творческая задача. Решение этой задачи никак не обходится без развитого педагогического мышления,  опирающееся на достижения современной науки. Чтобы улучшить эффективность учебного процесса нужно вести в направлении преодоления недостатков в развитии музыкального слуха, ритма, памяти, инициативы и творческого воображения.

Основным принципом в работе должна стать ориентированность на становление личностной профессиональной позиции педагога и побуждение его к самообразованию.

В системе музыкального образования имеется три основных аспекта совершенствования музыкального образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему организации дополнительной деятельности, проблему освоения овладения педагогом  новых технологий, которые направлены на формирование личностных качеств. Всей работой по внедрению новых стандартов, должен заниматься педагог, которому необходимо разобраться во всех новых технологиях и методиках, кардинально перестроить ход своего занятия, научиться по-новому оценивать способности и знания детей, путем методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, самонаблюдения, самодиагностики, обобщения педагогического опыта, сравнения, сопоставления, графического анализа, обобщения.

Таким образом, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на дошкольника. Одним из таких средств может быть декламация с использование стихов. Данные материалы встречаются в фортепианной литературе, в частности при изучении нотной грамоты. Возникает вопрос о подборе и систематизации имеющихся декламационных материалов по теме, для применения в практике обучения, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности их использования в развитии чувства ритма и музыкальной памяти. 

В современных условиях главным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-другому взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и важность составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, которая обеспечивает его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств. {11.350}

Эстетическое воспитание предусматривает введение детей в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осознанием детьми образов искусства. Одной из главных задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с разными разделами работы, которые включаются в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по знакомству с окружающим миром, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают различные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в различных формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Важное значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста имеет интегрирование искусства и разных видов художественной деятельности. Искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, архитектура и т. д.) - главная составляющая интегрированных занятий, которая имеет немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции.

В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, которые необходимы для реализации творческих потребностей детей. Музыкальное воспитание играет одну из основных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка.

Многовековой опыт показал, что только музыкаможет влиять возбуждающе и успокаивающе на ребёнка, на физиологию и психику человека. Она занимает важное место в системе общего воспитания.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве сложно восполнить потом. Поэтому музыкальное воспитание следует начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет похожую с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений различных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Занимаясь музыкальным воспитанием, обязательно нужно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют маленький опыт представлений о чувствах человека, которые существуют в реальной жизни. Как говорил Аристотель: «По средствам мелодии и ритма можно вызывать любые чувства. Следовательно, при помощи музыки, человек приучается испытывать правильные чувства, таким образом, музыка обладает силой формировать характер». Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости.

Помимо различнойинформации о музыке, которая имеет познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей будет обогащаться образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что тоже влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Благодаря музыкальным занятиям у ребенка развиваются чувство прекрасного, эстетический вкус, а также через музыку ребенок узнаёт мир, поведение людей, жизненные ситуации, отраженные в музыке. Не зря Платон говорил: «Музыкальное воспитание - намного более действенный инструмент, чем любой другой, потому что и ритм, и гармония проникают в самые сокровенные уголки души, закрепляются там и при правильном воспитании придают душе человека привлекательность и изящество».

Как говорил Д. Шостакович: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему интересуетсямузыкой. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так же медленно учатся узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов.

Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, появляется потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся очень тонкими и различными. Восприятие музыки тесно связано с мыслительным процессом т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать.

Музыкальные занятия - этоочень интересный процесс, развивающий художественный вкус детей, воспитывающий любовь к музыкальному искусству, формирующий нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. {4.83}

Роль музыки в формировании духовного образа личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, так как влияет на самые тонкие душевные струны.«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д.Д. Шостакович.

Заключение

Исторический обзор музыкального воспитания говорит о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Главной  задачей музыкального воспитания было и есть - приобщение детей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его - в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.

Музыкальное воспитание осуществлялось: любителями, которые сохраняют традиции домашнего музицирования; профессиональными музыкантами учебных заведений, обществ и организаций, которые устраивают публичные концерты; меценатами, которые способствуют поддержке и развитию музыкального искусства; государством.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: результаты музыкального воспитания сказываются как на общем духовно-нравственном, культурном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов. Изучение исторического опыта возникновения, становления и развития музыкального воспитания даёт толчок к творческой фантазии в совершенствовании форм и методов организации этого вида деятельности.

Анализируя состояние музыкального воспитания в современной России, можно сказать, что  в настоящее время страна переживает период возрождения музыкального воспитания; его значимость осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального воспитания.

Однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению, не самое большое место. Целое поколение российской молодёжи и детей было воспитано на развлекательной, которая не даёт пищи уму и сердцу, безнравственной музыке.

Кабалевский Д.Б. считает, что становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечение неизбежно ведёт к пресыщенности, умерщвляя все эстетические идеалы и способности. Так естественная потребность человека в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, которая отделяет его от настоящих эстетических ценностей, от настоящего большого искусства». Понадобятся долгие годы усердной работы, прежде чем восстановятся утраченные Российские традиции музыкального воспитания .

Список используемой литературы:

1. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. - 336 c.
2. Бодраченко, Ирина Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. - М.: Айрис-пресс,2011. - 176 c.
3. Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты,2011. - 160 c.
4. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение,2013. - 176 c.
5. Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2-4 года) / Н.В. Зарецкая. - М.: АРКТИ,2016. – 549c.
6. Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2010. – 560c.
7. Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). Ст. гр. Комплект / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - Москва:СИНТЕГ, 2012. – 606c.
8. Каплунова, Ирина Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа (+ аудиоприложение на 2 CD) / Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 236 c.
9. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий 2003, 2010. – 401c.
10. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение,2012. - 144 c.
11. Конкевич, С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. - М.: Детство-Пресс, 2010. – 406c.
12. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина,2017. - 112 c.
13. Лунева, Т. А. Музыкальные занятия. Вторая младшая группа. Разработки и тематическое планирование / Т.А. Лунева. - М.: Учитель, 2013. - 216 c.
14. Людмила, Малахова Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. - М.: Феникс,2018. – 835c.
15. Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. - М.: Сфера, 2015. –107c.
16. Минина, Е. А. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду. Конспекты занятий, музыкальный репертуар, критерии оценки результатов / Е.А. Минина. - М.: Академия развития,2012. - 256 c.
17. Песни для детей на стихи Виталия Татаринова. Ласковая ласточка. - М.: Владос,2011.830c.
18. Петухова, А. А. Музыкальное развитие детей 2-3 лет. Планирование деятельности на каждый месяц. Сентябрь-май: комплект из 36 тематических карт-планов с методическим сопровождением / А.А. Петухова. - Москва:СПб. [и др.] : Питер, 2016. – 713c.
19. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах. Конспекты занятий с нотным приложением / О.П. Радынова. - М.: Сфера, 2014. - 128 c.
20. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015. - 176 c.
21. Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва:СПб. [и др.] : Питер,2017. - 144 c.
22. СвердельЛ. В музыкальном зоопарке. Песенки-картинки, стихи, загадки, сказки, игры, викторины / СвердельЛ.. - Москва:СИНТЕГ,2017. – 419c.
23. Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе "Детство" / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. - М.: Учитель, 2011. – 564c.
24. Сычева, М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева. - М.: Феникс,2013. - 368 c.
25. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 288 c.
26. Три поросенка. Инсценировка английской народной сказки. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2012. –613c.
27. Тур, В. Сказка о глупом мышонке / В. Тур. - М.: Невская нота,2015. – 1000c.
28. Фирилёва, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 160 c.
29. Фролова, Ю. Веселая музыкалочка / Ю. Фролова. - М.: Феникс, 2017. – 856c.
30. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет / З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. –154c.