Педагогический тренинг

Тимошкина Екатерина Юрьевна

«Оценка уровня коммуникабельности

педагога с родителями».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Слайд 2

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? Одной из причин является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. Сегодня мы и посвятим нашу встречу данной теме.

Слайд 3

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для • родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»? Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить? Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Слайд 4

Оценка ответов: «ДА» - 2 очка, «ИНОГДА» - 1 очко, «НЕТ» - 0 очков 30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь статъ общительнее, контролируйте себя. 25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями! 19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику « присматривания ». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

Слайд 5

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов. 9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение. 4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами. 3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.

Слайд 6

«Правила построения эффективного общения» «Правила трех плюсов» Самые универсальные – это: Улыбка - необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя собеседника – важно использовать Имя-отчество при приветствии, не просто « Здрась-те !», а « Здраствуйте , Екатерина Юрьевна!» Комплемент – мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружьё, рыбаку - удочка, а родителю - его ребёнок!

Слайд 7

Упражнение «Тренировка интонации» Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями . Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. Я благодарна Вам за оказанную помощь. Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). - А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу. - Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Слайд 8

Упражнение «Волшебная шляпа». Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу ) Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!». Анализ упражнения Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Слайд 9

Чтобы избежать противостояния с родителями: Необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; Подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; Показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству. Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей. Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Слайд 10

Спасибо за внимание!