Программа наставничества "Путь к успеху" (форма ученик-учитель)

Чегодаева Настасья Валерьевна

Личностное развитие высокомотивированного ребенка, через участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva_chegodaeva_-_boyko.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

Рассмотрена на педагогическом совете

МБУ ДО «ДДТ»

от «_16_» _01_ 2023 г.

Протокол № __2__

Утверждена приказом № _______

от «_____»    ________________ 2023 г.

Директор МБУ ДО «ДДТ»

________________ М.М. Костенко

Программа наставничества

«Путь к успеху!»

(форма «учитель – ученик»)

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст, на которых рассчитана программа: 15-17 лет.

Срок обучения 1 год.

                                                                                       

Составитель: Чегодаева Настасья Валерьевна,

педагог-организатор МБУ ДО «ДДТ»,

высшая квалификационная категория

г. Губкинский, ЯНАО

2023 г.

Содержание

  1. Паспорт программы …………………………………………… стр. 3
  2. Пояснительная записка ………………………………….…….. стр. 5
  3. Этапы реализации…………………………………………….... стр. 6
  4. Условия реализации…………………………………………..... стр. 8
  5. Методическое обеспечение …………………………………… стр. 8
  6. Тематическое планирование ……………………………….… стр. 8
  7. Список литературы ………………………………………….…. стр. 10

Паспорт программы

Полное название программы

Программа наставничества «Путь к успеху вместе!» (форма наставничества «учитель – ученик»)

Нормативная база реализации программы

Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО».

Цель программы

Личностное развитие высокомотивированного ребенка, через участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов.

Задачи программы

Обучающие:

- стимулирование мотивации к получению знаний о социально-значимой деятельности и активной жизненной позиции;

- формирование умения анализировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи;

- формирование умения работать по предложенным инструкциям.

Воспитательные:

- воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией;

- привитие настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;

- повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни;

- формирование умения работать над проектом, исследовательской работой.

Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- развитие словарного запаса и навыков общения.

Срок реализации программы

Количество часов

1 год

36 часов (1 раз в неделю)

Адресат программы

(для какого возраста, какой социальной группы детей)

15-17 лет

Этапы реализации программы

1. Подготовка нормативной базы, информирование об участии в программе наставничества, привлечение социальных партнеров программы.

2. Организация совместной деятельности наставника и наставляемого.

3. Мониторинг и оценка эффективности реализации программы.  

Планируемые результаты:

- Повышение социальной активности у наставляемого;

- Количественный и качественный рост успешно реализованных социально-значимых проектов;

- Повышение навыков формулировать и излагать мысли, добиваться цели;

- Повышение уровня трудолюбия, целеустремленности и ответственности.

- Умение принимать решения и брать на себя ответственность.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Наставническая деятельность является одним из приоритетных направлений в системе образования РФ. Такая деятельность очень важна и актуальна для высокомотивированных детей.

Период становления и взросления у подростков не всегда проходит без проблем. Особенно часто они возникают у детей с высокоразвитыми внутренними и внешними потребностями. Таким детям хочется быть успешными во всех областях деятельности. Они хотят и умеют получать знания и применять их на практике, участвовать и побеждать в конкурсах, быть социально-полезными и значимыми.

Таким детям необходима помощь педагога-наставника, для координации деятельности и создания условий для успеха и самореализации такого подростка. Взрослый и опытный педагог, готовый поделиться своими знаниями, умеющий общаться и понимать внутренний мир ребенка, выявлять проблемы и недостатки, корректировать их.

Педагогическая целесообразность.

В ходе реализации программы наставничества решаются следующие педагогические задачи:

- формирование у ребенка гармоничных представлений о себе и своих способностей;

- гармоничное развитие ребенка, привитие навыков самоактуализации и саморазвития, стремления к дальнейшему развитию своего личностного, физического и интеллектуального потенциала;

-выработка эффективных способов взаимодействия ребенка – семьи – наставника;

        Отличительные особенности программы.

Программа является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 15-17 лет. Основным направлением взаимодействия наставник - наставляемый является экологическая деятельность. В ходе реализации программы выстраивается индивидуальная траектория взаимодействия с ребенком и с его семьей, которая помогает достичь наибольшего результата.

Форма наставничества: учитель – ученик.

Принципы наставничества:

-Принцип воспитывающего обучения;

-Принцип ориентации на успех;

- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

Методы работы и педагогические технологии.

- квест-технология;

- технология педагогического сопровождения;

- проектно-исследовательская деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- педагогика сотрудничества;

- проекты;

-анкетирование;

- совместная деятельность;

- общественно-полезная работа.

Формы подведения итогов реализации программы.

- диагностика эмоционального состояния;

- мониторинг личностных качеств на входе, середине и конце реализации программы;

- результативность участия в конкурсах;

- количественный показатель общественной деятельности.

Этапы реализации программы.

Этап

Срок реализации

Проведение анкетирования наставника и наставляемого на начало работы

Январь 2023 г.

Подготовка необходимых условий для реализации

Январь 2023 г.

Составление индивидуального плана наставляемого

Январь 2023 г.

Работа наставнической пары по реализации индивидуального плана

Январь – декабрь 2023 г.

Завершение наставничества

Декабрь 2023 г.

Мониторинг и оценка эффективности реализации программы

Январь 2024 г.

План-сетка программы

Наименование

Цель

Сроки

Диагностические мероприятия

Выявить потребности ребенка.

Январь  2023 г.

Работа с родителями

Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности.

Февраль 2023 г.

Участие в общегородских и общественных делах

Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции

Январь-декабрь 2023 г

Проектная деятельность

Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Март - май 2023 г.

Участие в конкурсах

Формирование портфолио достижений наставляемого

На протяжении реализации всей программы

Условия реализации программы.

Кадровые ресурсы:

- педагог-организатор;

- педагог-психолог. 

Материально-технические ресурсы:

- мультимедиа проектор;

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- МФУ

Информационные ресурсы:

- сайты;

- сервисы;

- базы данных;

- электронные библиотеки.

Методическое обеспечение.

- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;

- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;

- Индивидуальный план работы с наставляемым;

- Методические пособия по итоговой рефлексии;

- Мониторинговые таблицы.

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование.

-

1

-

1

2

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

-

1

-

1

3

Подготовка к онлайн-конкурсу ПТО

-

1

-

1

4

Участие в онлайн-конкурсе ПТО

-

1

-

1

5

Организация патриотического мероприятия с участниками СВО

0,5

0,5

-

1

6

Проведение патриотической встречи с участником СВО

-

-

1

1

7

Индивидуальное занятие по организации социальных акций

1

-

-

1

8

Разработка положения о проведении социальной акции.

-

1

-

1

9

Организация и проведение социальной акции «Подари улыбку»

-

-

1

1

10

Понятие «конструктивный проект»

0.5

0.5

-

1

11

Построение плана действий

0,5

0,5

-

1

12

Проект – это «пять «П»». Поиск информации

0,5

0,5

-

1

13

Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта.

0.5

0.5

-

1

14

Звездочка обдумывания

0,5

0,5

-

1

15

Технологическая карта.

0,5

0,5

-

1

16

Практикум по реализации проекта

-

1

-

1

17

Изготовление продукта проекта

-

1

-

1

18

Оформление документации

-

1

-

1

19

Презентация проекта

-

1

-

1

20

Изучение технологии «Мастер-класс»

1

-

-

1

21

Написание мастер-класса

-

1

-

1

22

Проведение мастер-класса

-

-

1

1

23

Общественная деятельность, участие в конкурсах

-

-

12

12

 24

Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика

1

1

-

2

Итого:

6,5

14,5

15

36

Список литературы

Для педагога

  1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обуче-нии: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47- 54.
  3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 
  4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
  5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обуче-ния учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.
  6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3.

Для учащегося

  1. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
  2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 144 с.
  3. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.