Презентация к занятию Ситуации общения

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu_situatsii_obshcheniya.pptx87.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Курчатова Курской области Ситуации общения Автор : Онилова Наталия Сергеевна педагог дополнительного образования МАУДО «ДДТ»

Слайд 2

Ситуации общения Известно, что в человеческой культуре самое древнее искусство — это искусство общения . И если под этикетом понимается установленный порядок поведения вообще, то речевой этикет— это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе

Слайд 3

К нормам культуры поведения относятся: вежливость — доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми; корректность — умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях ;

Слайд 4

К нормам культуры поведения относятся: тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт — это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека ; деликатность — умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

Слайд 5

К нормам культуры поведения относятся: скромность — отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли; простота — отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице; обязательность — умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Слайд 6

Культура речевого поведения . Речевой этикет Принципу вежливости и его использованию в речевой деятельности посвящено немало работ. По мнению Джеффри Лича , принцип вежливости является определённой стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций, и находит своё отражение в шести максимах (постулатах):

Слайд 7

Максима - постулат максима такта (соблюдай интересы другого); максима великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других); максима одобрения (меньше ругай, больше хвали); максима скромности (не хвали себя); максима согласия (чаще соглашайся с партнером); максима симпатии (выражай симпатию к партнеру).

Слайд 8

Мы ежедневно и многократно употребляем выражения речевого этикета : обращаемся к людям , приветствуем их, прощаемся , благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, советуем, приглашаем, просим — и всё это с учётом и официальной или неофициальной обстановки общения, собственных ролей относительно ролей собеседника, конкретной ситуации общения, национальных привычек и обычаев.

Слайд 9

Признаки ситуации можно выразить в виде схемы : кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем

Слайд 10

формулы речевого этикета Для некоторых формул речевого этикета важны обстоятельства (где и когда )(например, объявление по вокзальному радио начинается со слов « Уважаемые пассажиры! ») , для других — место их применения (например, « На здоровье! » – в ответ на благодарность за еду); для иных — время их применения (например, « Спокойной ночи! »; « Доброе утро ! ») .

Слайд 11

Не учитывая каких-либо показателей в ситуации общения, можно не только обидеть человека, но и исказить суть речевого этикета — например, сказав малознакомому или немолодому человеку « Привет!»И наоборот, в общении с друзьями или близкими стилистически завышенные выражения типа «Позвольте поблагодарить вас!»окажутся совершенно неуместными. Каждая ситуация предполагает наличие целого ряда синонимических выражений, использование которых учитывает признаки адресата и обстановку общения.

Слайд 12

формулы речевого этикета Особенностью каждого языка являются формулы речевого этикета — способы выражения наиболее частых и социально значимых коммуникативных намерений, характерные для каждой конкретной ситуации, закрепившиеся в речевой практике — приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, поздравление.

Слайд 13

Формулы речевого этикета различаются стилистически: стилистически нейтральные выражения употребляются наиболее широко — и в повседневном, и в деловом общении (например, Добрый день!.. До свидания!.. Всего хорошего!.. Пожалуйста!.. и др.); стилистически повышенные этикетные формулы характерны для торжественных, официальных случаев, они также употребляются людьми старшего поколения (например, Рад приветствовать!..Позвольте поприветствовать вас!.. Разрешите откланяться!.. и др.); стилистически сниженные, грубовато-просторечные выражения свойственны непринужденному общению хорошо знакомых людей, часто используются молодёжью(например, Салют!..Хай !.. Здорово!.. Ну, будь!., и др.).

Слайд 14

Спасибо за внимание!