Активизация математического образования в российских школах: совершенствование содержания учебных программ, методик преподавания и подготовки учителей математики

Кудряшова Светлана Владимировна

Автор обращаает внимание на различные подходы к повышению мотивации познавательной деятельности и на качество образования. Большое внимание уделяется на содержание программ математики в средней школе, на методическую грамотность учителя,  а также на повышение квалификации  учителей и использования различных форм организации работы в процессе обучения. Большой акцент делается на информационные технологии. Связь средней школы с вузами очень важна. Так в докладе представлен пример программы взаимодействия ведущих вузов (МГУ,ВШЭ) со школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики  в Московском государственном университете  им. М.В.Ломоносова 23-24 ноября 2023 года

 Доклад

 "Активизация математического образования в российских школах: совершенствование содержания учебных программ методик преподавания и подготовки учителей математики"

Учитель математики высшей категории

Школы №1498 г. Москва

Кудряшова Светлана Владимировна

Качество математического образования в стране играет важнейшую роль в формировании академического и профессионального будущего учащихся. В данной работе рассматривается многогранная сфера математического образования с точки зрения таких компонентов, как содержание учебных программ, методология преподавания и методы подготовки учителей.  Для обеспечения комплексного подхода к совершенствованию математического образования учащихся в средней школе необходимо рассмотреть следующие ключевые моменты: обогащение учебной программы, разнообразие методик, цифровая среда, повышение квалификации учителей, сотрудничество и исследования. Это предполагает интеграцию современных математических концепций, навыков решения задач и их применения в реальном мире, способствуя более глубокому пониманию принципов и их актуальности.

Цифровая трансформация в образовании подразумевает пересмотр образовательных моделей с применением цифровых технологий, а следовательно и обновление образовательных программ, что позволило бы готовить выпускников в том числе и традиционных специальностей к работе в реалиях цифровой экономики. Цифровые технологии внедряются не взамен педагогической составляющей, а наоборот призваны повысить ее эффективность.

Наиболее  активно в рамках своей профессиональной деятельности учителя используют подключение к интернету, применяют мультимедийное оборудование , а также компьютерные программы.

В школах на уроках математики широко используются интерактивные доски, распространяется онлайн-обучение при работе со школьниками. Это одна из ключевых предпосылок формирования ЦОС. Наличие в образовательных учреждениях цифровой инфраструктуры в объеме необходимом для новейших образовательных программ и надлежащего качества.

Национальный проект “Образование” предусматривает реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового профиля. Важно оснащение школ современным оборудованием и еще влияние на образовательную деятельность школы и образовательные результаты обучающихся.

В рамках национального проекта страны реализуется федеральный проект “Цифровая образовательная среда”, ориентированный на создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды. С реализацией обеспечения формирования  ценностей к саморазвитию и самообразованию у обучающихся на всех уровнях образования путем обновления информационной коммуникативной инфраструктуры.

Использование и развитие технологий электронного обучения при реализации образовательных программ - одна из целей федерального проекта “ Кадры для цифровой экономики” национального проекта “Цифровая экономика”. Предполагается, что за период его реализации ( к 2024 году):

  • во всероссийских проверочных работах доля заданий будет выполняться при использовании цифровых ресурсов
  • будут разработаны цифровые учебно-методические комплексы, учебные симуляторы, тренажеры для реализации основных и дополнительных программ по предметам.

Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” предусматривает  совершенствование всех ключевых компонентов процесса:

  • методического инфраструктурного и квалификационного

Предлагается:

  • создание центра цифровой трансформации образования
  • создание и внедрение ЦОС в общеобразовательных организациях
  • разработка методологии для внедрения современных цифровых технологий в основные образовательные программы
  • профессиональная подготовка кадров со знанием современных информационных технологий

В последние годы московские школы были хорошо оснащены компьютерной техникой. Во многих школах были открыты инженерные классы, классы робототехники, цифровые лаборатории. По стандартам PISA( международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) результаты исследования показали, что по качеству образования Москва занимает  6-7 место в мире. Московское образование – одно из лучших в мире!

Благодаря информационным технологиям образовательные учреждения Москвы получили новейшие инструменты для решения психолого-педагогических задач, повышающих качество учебно-воспитательного процесса: повышение информационной грамотности, учебной мотивации учащихся, возможность индивидуализации и дифференциации обучения.

МЭШ дает возможность доносить информацию до учеников в наглядной форме. Учителя могут использовать  материалы МЭШ на каждом уроке. Они могут сами составлять сценарии уроков, писать авторские методические пособия и учебники, делиться ими с коллегами.

Решение неполных квадратных уравнений выполнено согласно специальным разработкам, которые можно найти в МЭШ. МЭШ-это хорошая педагогическая копилка. Начиная  с 8-11 классы библиотека МЭШ –это очень богатый, полезный материал для обогащения урока в любых классах по предмету. Электронный журнал и дневник дают возможность постоянно поддерживать связь учитель, ученик, родитель. Можно давать индивидуальные задания учащимся, размещать дополнительные электронные материалы необходимые для выполнения домашнего задания. В целом “Московская электронная школа” сочетает в себе лучшие традиции образования и современные технологии.

Разнообразие методик преподавания

Внедрение разнообразных методик преподавания имеет решающее значение для обучающихся. Интерактивное обучение, практическая деятельность, обучение на основе проектов и интеграция технологий должны быть включены в учебный процесс, чтобы сделать математическое образование интересным и практичным.

Развитие методики математики и дидактики тесно связано с развитием самой математики и педагогической науки. Старейшие известные методические работы по математике можно найти в древних культурах таких как древняя Греция, Рим, Китай.

В древней Греции математика считалась одним из основных предметов образования. Известный греческий математик Евклид разработал свое работу “Начала”, которая до сих пор считается важнейшим учебником по геометрии. Огромное влияние на развитие методики математики оказали работы  греческих математиков Пифагора, Архимеда и Диофанта.

В XIX веке все больше математика развивается в сфере научных исследований. Возникла потребность развития логического и творческого мышления у учащихся. Меняются и методы преподавания. Важное значение приобрели работы таких ученых, как Кантор, Гальберт.

В XX веке под влиянием развития информационных технологий в методике математики  стали активно использовать новые технологии в образовании. Сегодня математика продолжает активно развиваться и исследовать различные методы преподавания математики: использование игр, задач, моделирование и другие активные методы.

Развитие методики математики и дидактики происходит постоянно и адаптируется к новым вызовам и технологиям и это позволяет создавать более эффективные методы преподавания математики и способствует развитию математического образования в целом.

Современные подходы к преподаванию математики основаны на активном взаимодействии ученика с материалом и акцентирует внимание на развитие его математических навыков и логического мышления.

Современный ученик находится в центре обучения, самостоятельно занимается исследованием, сам анализирует и решает математические задачи. Использование проблемно-ориентированного обучения позволяет развивать у учеников навыки самостоятельного мышления, анализа и применения математических методов.

Один из современных подходов – это исследовательское обучение. В рамках этого подхода ученикам предлагается самостоятельно исследовать  математические законы, формулировать гипотезы, проверять их и делать выводы. В результате такой работы развивается математическая интуиция , навыки самостоятельной работы и исследовательского мышления.

Современный урок не представляется без интерактивных технологий, что позволяет ученикам самостоятельно выполнять задание, получать обратную связь и следить за своим прогрессом. Обучение становится более интересным и эффективным, способствует развитию компьютерной грамотности учеников.  На пример: моя ученица Давидова Ксения стала призером муниципального этапа в конкурсе “Использование математики в жизни” . Или работа математического кружка “ Шаг к успеху”, где рассматриваются олимпиадные задачи, задачи повышенного и высокого уровня сложности. Построение графиков , решение задач с числами и комбинаторные задачи.

Повышение квалификации учителей, подготовка преподавателей к работе с современными учениками очень необходима. Это обязательно следует делать систематически. Подготовка учителей имеет первостепенное значение. Изучение , составление программы по предмету, повышение квалификации учителей по овладению новыми знаниями и педагогическими приемами необходимо для эффективного преподавания математики. Необходимо обеспечить непрерывное обучение и поддержку, чтобы преподаватели были в курсе последних тенденций и технологий в области образования. Исходя из моего опыта, я стараюсь повышать свою профессиональную компетенцию на Летней школе МГУ, где можно получить много интересного и полезного  для себя материала. Также очень полезными являются курсы дополнительного образования от Высшей школы экономики.

Сотрудничество и исследования

Сотрудничество и связь между вузами, школами и школы с вузами имеет жизненно важное значение. Преподаватели вузов передают свой опыт школьникам, учителям, которые в свою очередь передают знания  ученику при изучении математики. Различные семинары и встречи для учителей математики в вузах обогащают, обновляют запас математических знаний учителей. Например: Университетская суббота при МГУ и других вузах.  Таким образом, обмен передовым опытом и результатами исследований может привести к повышению эффективности образования.

Повышение качества математического образования в российских школах и в вузах-это не единичная задача, а сложное взаимодействие усовершенствования учебных программ, тщательная подготовка учителей. Таким образом, российские учителя могут заложить в своих учениках прочный математический фундамент, который позволит им добиться успехов в учебе и внести вклад в интеллектуальный и экономический рост страны.  

Возникающие проблемы в преподавании математики могут быть:

1) некачественная подготовка учителей к преподаванию в современных  условиях

2) нехватка образовательных ресурсов: учебников, информационных технологий, которые препятствуют повышению качества математического образования

3) немотивированность ученика к изучению математики

Для достижений целей активизации математического образования в школах и получении качественного образования обучающимися необходимо обратить внимание на совершенствование учебной программы по математике: регулярное обновление учебной программы с целью включения в нее современных математических концепций и реальных приложений, что обеспечивает ее актуальность и увлекательность для учащихся.

Необходимо создать программы подготовки учителей, которые позволяют дать педагогам умения к эффективному преподаванию математики.  Все образовательные инструменты,материалы должны быть у всех учащихся и учителей- это повышает эффективность обучения. 

Список литературы

1. М. А. Донцова. Подготовка занятий элективного курса по математическому анализу с использованием МЭШ// Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. №2 (48).

       2. А. И. Доровская. Дидактические основы развития одаренности учащихся : учебное пособие. Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. - 209 с.

3. . Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

      4. З.Н. Субботкина. Проблемы преподавания математики в современной школе// Проблемы Науки. 2020. №11 (156).

5. Н. Б. Шугаль, Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова и др. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023.


Предварительный просмотр: