Воспитание потребностей и навыков здорового образа жизни у учащихся на уроках ОБЖ

Янчий Маргарита

Современное общество является информационным из-за внедрения в жизнь человека множества разнообразных информационных технологий, которые не только упрощают жизнь человека, но и во многом заменяют физический и интеллектуальный труд. Многие технологии заменили человека на предприятиях, а также технологии стали заменять активный отдых человека на пассивное нахождение человека в статической позе, просмотр видео, игровые компьютерные технологии плотно внедрились в отдых человека. Многие люди предпочитают замену активному отдыху, физкультуре и спорту более простые виды отдых как времяпровождение за компьютером или у экрана телевизора. Данные виды времяпровождения снижают уровень здоровья человека в целом, так как у человека в процессе подобного отдыха может развиваться гиподинамия, что может привести к низкому уровню двигательной активности, а в дальнейшем и к развитию хронических заболеваний.

Замена или отказ от физической активности, а также пристрастие к разного рода вредным привычкам, которые сейчас становятся модными среди молодежи и поколения среднего возраста, только вредят здоровью и противоречат здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, который направлен на укрепление своего здоровья, физическое развитие и совершенствование, а также поддержание своего психического здоровья. ЗОЖ направлен на правильное распределение времени на трудовую деятельность и отдых, а также рациональный выбор форм и методов отдыха, трудовой деятельности для поддержания и укрепления собственного здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное общество является информационным из-за внедрения в жизнь человека множества разнообразных информационных технологий, которые не только упрощают жизнь человека, но и во многом заменяют физический и интеллектуальный труд. Многие технологии заменили человека на предприятиях, а также технологии стали заменять активный отдых человека на пассивное нахождение человека в статической позе, просмотр видео, игровые компьютерные технологии плотно внедрились в отдых человека. Многие люди предпочитают замену активному отдыху, физкультуре и спорту более простые виды отдых как времяпровождение за компьютером или у экрана телевизора. Данные виды времяпровождения снижают уровень здоровья человека в целом, так как у человека в процессе подобного отдыха может развиваться гиподинамия, что может привести к низкому уровню двигательной активности, а в дальнейшем и к развитию хронических заболеваний.

Замена или отказ от физической активности, а также пристрастие к разного рода вредным привычкам, которые сейчас становятся модными среди молодежи и поколения среднего возраста, только вредят здоровью и противоречат здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, который направлен на укрепление своего здоровья, физическое развитие и совершенствование, а также поддержание своего психического здоровья. ЗОЖ направлен на правильное распределение времени на трудовую деятельность и отдых, а также рациональный выбор форм и методов отдыха, трудовой деятельности для поддержания и укрепления собственного здоровья.

Актуальность исследования состоит в том, что для того чтобы подрастающее поколение понимало значимость здорового образа жизни в образовательных организациях уделяется большое внимание воспитанию потребности в здоровом образе жизни у детей разных возрастов, а также прививают навыки здорового образа жизни с помощью разнообразных форм и методов в рамках процесс обучения и воспитания, например, на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Уроки ОБЖ является важным компонентов в процессе обучения и воспитания ребенка. Они способствуют развитию личностных качеств человека, который ценит свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих его людей, умеет грамотно действовать в сложной ситуации, а также чрезвычайной ситуации, соблюдает здоровый образ жизни для поддержания и укрепления здоровья и т.д.

Предмет исследования: воспитание потребности и навыков здорового образа жизни у учащихся

Объект исследования: Воспитание потребности и навыков здорового образа жизни у учащихся на уроках ОБЖ

Гипотеза исследования: уроки ОБЖ улучшаю уровень знаний школьников об основах здорового образа жизни.

Цель исследования: изучить особенности воспитания потребности и навыков ЗОЖ у учащихся на уроках ОБЖ

Задачи исследования:

- изучить понятие здорового образа жизни;

- рассмотреть особенности здорового образа жизни;

- выделить методы воспитания потребности и навыков здорового образа жизни у учащихся на уроках ОБЖ;

- составить программу экспериментального исследования.

Методы исследования: изучение психологической и педагогической литературы, анализ, обобщение, анкетирование, математическая обработка данных.

1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Понятие здорового образа жизни

Здоровье человека – это важное условие активной и нормально протекающей жизнедеятельности человека в целом, а самое главное ребенка. Здоровье – главная ценность человека, эта ценность является основным источником радости, счастья [2,3].

Понятие здоровья рассматривается в различных аспектах науки:

  1. Медицинский аспект – здоровье - это отсутствие болезней, их симптомов;
  2. Биомедицинский - здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  3. Биосоциальный - здоровье - это способность к полноценному выполнению социальных функций, как возможность приспособления к меняющимся условиям окружающей среды.
  4. В контексте социальной модели здоровье рассматривается как необходимая предпосылка полноценной жизни.
  5. В экологии человека термин «здоровье» используют в широком смысле как показатель полного физического, психического и душевного благополучия.
  6. Здоровье это и экономическая категория. На современном этапе развития здоровье просто необходимо рассматривать как экономическую категорию – как основу человеческого капитала [3, 7].

Понятие «здоровье» впервые было определено Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году.

Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние физического, психического и социального благополучия [3, 7].

Далее рассмотрим понятие здорового образа жизни (ЗОЖ), что является вытекающим понятием из определения здоровья. Формирование ЗОЖ является основой поддержания здоровья человека. Составляющими здорового образа жизни становятся правильное питание, соблюдение личной гигиены тела, закаливание, спорт и т.д.

Выделим понятие здорового образа жизни. Всемирная организация здоровья определяет образ жизни, как способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивид. Рассмотрим теперь одно из важнейших понятий в нашей теме, здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие [10, 12].

Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья. Так же ЗОЖ - это индивидуальная система поведения человека, которая направлена на сохранение и укрепление своего здоровья [10, 12].

Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности. Как указывалось ранее, он включает в себя:

  • оптимальный двигательный режим;
  • плодотворную трудовую деятельность;
  • гигиену;
  • правильное питание;
  • отказ от любых вредных привычек;
  • закаливание [9, 12].

Таким образом, здоровый образ жизни – это одна из важных основ сохранения и укрепления здоровья человека на протяжении всей его жизни, здоровый образ жизни включает в себя множество компонентов, которые необходимо осуществлять человеку для поддержания собственного здоровья в хорошем состоянии. От привычек и соблюдения элементарных правил здорового образа жизни и зависит человеческое здоровье.

Особенности здорового образа жизни

Как указывалось ранее, здоровье человека – это важная ценность без которой невозможно правильное функционирование организма, полноценная жизнедеятельность, счастливая жизнь каждого отдельно взятого человека. Но стоит отметить, что и здоровье в совокупности некоторой группы людей также становится важным элементом для функционирования общества в целом. Общественное здоровье позволяет не только плодотворно жить отдельному человеку, но и отвечает за здоровье общества в целом, как социального организма государства. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и одно зависит от другого [11, 18].

Индивидуальное и общественное здоровье включают в себя множество составляющих, основой которых становится отсутствие заболеваемости, хронических болезней, высокую трудоспособность общества, а также включает в себя формы поведения человека, которые позволяют поддерживать собственное здоровье, здоровье окружающих, поведение которое не несет вреда самому себе и окружающим, безопасное поведение, поведение которое улучшает жизнь свою и окружающих людей, позволяет самореализоваться, достигать успехов в той или иной трудовой деятельности [11, 18].

Благополучие касается всех сфер жизни человека, а не только его физической формы:

- Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям.

- Социальное благополучие отражает социальные связи, коммуникабельность, материальное обеспечение.

- Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека и с совершенствованием тела [16, 19].

Основой человеческого здоровья все чаще выступает духовная его составляющая. Человек наделен интеллектов, с помощью которого человек способен анализировать свои поступки делать выводы, сопоставлять разнообразные явления, таки образом делать свою жизнь качественной и благополучной, вести здоровый образ жизни.

Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться постоянно в гармонии, для того чтобы обеспечивает высокий уровень здоровья. Поэтому, рассматривая вопрос об общем индивидуальном здоровье, необходимо иметь в виду эти две его составляющие. Духовное здоровье - это здоровье психическое, а физическое здоровье - здоровье тела человека.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Психическое здоровье человека обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Психическое здоровье достигается умением жить в согласии с собой, родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять алгоритм своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, правильным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из своей жизни пагубных привычек. Состояние окружающей среды также влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия на организм загрязненного воздуха или воды. Но также природа и окружающая среда может и благоприятно влиять на здоровье человека.

Силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями, ведущих здоровый образ жизни, активный отдых. Солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение воздуха вызывают определенные изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [14, 17].

В процессе физической активности естественные силы природы используют по двум направлениям:

  • как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм человека;
  • как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся фактором активного отдыха и повышают эффект восстановления [14, 17].

Также для поддержания здорового образа жизни активно используются гигиенические факторы, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия активного образа жизни на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна [4, 13].

Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, но зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, мотивации и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни [7, 16].

Социальные факторы также в значительной мере влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а, следовательно, и здоровья может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание и т.д. [10, 13]

При рискованном же образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается. Подобного рода поведение не только вредит собственному здоровью и не относится к здоровому образу жизни как к некоторой системе, но и приносит вред окружающим людям – семье, друзьям, обществу в целом. Рискованное поведение может быть опасно для окружающих как в физическом плане так и психическом [10, 17]. Люди, которые употребляют разнообразные вещества, которые приводят к изменению сознания, могут быть опасны для окружающих людей, принести физические травмы, материальный ущерб, своим поведением пугать окружающих, принести психологические травмы. Люди, которые обладают рискованным поведением, вредными привычками, не могут быть полезны для общества в целом, так как большинство из людей не способны плодотворно работать, качественно осуществлять свою трудовую деятельность [10, 18].

Таким образом, здоровый образ жизни – это система жизнедеятельности человека, которая включает в себя разнообразные аспекты, позволяет человеку создавать благоприятные условия для физического и психологического здоровья, как личного, так и окружающих его людей, а также позволяет избежать заболеваемость, возникновение хронических заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека.

Методы воспитания потребности и навыков здорового образа жизни у учащихся на уроках ОБЖ

Как указывалось ранее, формирование основ здорового образа жизни является важной задачей образовательной организации и воспитания в целом. Ребенок должен учиться ухаживать за собой, понимать значимость сохранения здоровья, а также должен понимать о вреде пагубных привычек человека.

Младший школьный и подростковый возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, применение в своей повседневной жизни активного отдыха, избежание вредных привычек [4, 6].

Образовательная организация должна выполнять свои образовательно-воспитательные задачи, инновационные технологии по развитию потребности школьников в здоровом образе жизни, а также формированию навыков здорового образа жизни и в дальнейшем применение их в повседневной и трудовой деятельности. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здорового образа жизни, которая основана на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью [11, 18].

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей и подростков [6, 9].

Формирование у детей и подростков представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

- определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья» - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей [6, 9].

Урок – это основная часть построения образовательного процесса в современной школе, он непрерывно связан со всей системой образования в целом [1, 3].

На каждом уроке осуществляется решение части общих задач учебно-воспитательного процесса. Он является этапом (начальным, промежуточным, заключительным) в формировании знаний, умений и навыков (ЗУН), в развитии положительных качеств у учащихся, в осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей, должен соответствовать основным принципам обучения, также на уроке основ безопасности жизнедеятельности решаются и задачи приобщения детей к здоровому образу жизни, формирования у них навыков здорового образа жизни [1,3].

Каждый урок направлен на достижение образовательных воспитательных и коррекционно-развивающих целей.

Образовательные задачи включают в себя изучение непосредственно учебного материала. Воспитательные задачи разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, которые затрачивает педагог на их достижение [1, 2].

На каждом уроке необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальные познавательные особенности каждого ученика, личный опыт. Ученики лучше усваивают материал, если он связан с личным опытом, знаниями, связанными с жизнью.

Выделим основные дидактические требования к уроку. К ним относятся:

  • Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков.
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
  • Реализация на уроке всех дидактических принципов.
  • Создание условий успешного учения учащихся [2, ].

К методическим требованиям к современному уроку относятся:

  • Урок должен быть нацелен на конкретные результаты, на определенный вклад в развитие личности школьника, на одновременное повышение качества обученности, его эффективности, а также уровня учебной мотивации, школьного самочувствия учащихся, вплоть до оптимального.
  • Урок должен быть относительно самостоятельным звеном в целостной самостоятельной системе обучения и строиться как система, в центре которой развивающиеся взаимодействия учителя и учащихся.
  • Урок должен строиться на основе учета программных требований, требований учебных стандартов, диагностики потребностей и возможностей учащихся, классных коллективов, самооценки возможностей учителя.
  • Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (тип) и свои неповторимые особенности.
  • На каждом уроке с учетом образовательных возможностей должны комплексно решаться образовательная, воспитательная и коррекционная задачи.
  • Урок должен иметь рациональную структуру и темп.
  • На уроке необходимо применять разнообразные формы, методы и средства обучения. Особое внимание следует уделять тем из них, которые способны обеспечить максимальную эффективность урока.
  • На уроке должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, должны создаваться условия, способствующие становлению и развитию учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  • Для качественного проведения урока необходимо создать благоприятные условия для развития готовности ученика к самоопределению, создать благоприятный психологический климат.
  • Для проведения урока необходим план, являющийся творческим документом учителя.
  • Учитель должен проводить рефлексию урока, самоанализ [1, 2].

Таким образом, урок имеет достаточно много критериев как дидактических, так и методических. Представленные выше критерии помогают наладит плодотворный образовательный и воспитательный процесс в школе, а также помогает достигнуть основных задач урока - образовательных, воспитательных, коррекционных.

Существуют различные формы взаимодействия педагога и учеников на уроке, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют:

  1. индивидуальная форма обучения (взаимодействие преподавателя с одним учеником).
  2. в групповых формах обучения (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах).
  3. фронтальная форма обучения (работа преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами).
  4. коллективная форма обучения (учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия) [4, 7].

Формы организации уроков могут быть разнообразными, например, игра, викторина, экскурсия, лекция и т.д. Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь [4, 7].

Отметим основные методы организации учебного процесса на уроках ОБЖ, которые будут способствовать воспитанию потребности и навыков ЗОЖ у учащихся. Методы бывают словесные, наглядные, практические, интерактивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские. [4, 9]

Беседа в формировании ЗОЖ является необходимым методом работы с детьми. Темы могут быть абсолютно разными, но, тем не менее, должны затрагивать те проблемы, которые волнуют детей. Приоритетными могут быть темы душевного, нравственного здоровья, милосердия, доброты, тема гигиены, правильного питания, тема здоровых привычек и профилактика вредных [5, 9].

Одна из важных форм поддержания здоровья - это движение, поэтому невозможно рассматривать формирование ЗОЖ у школьников без применения на занятиях двигательных упражнений, прогулок. Для детей младшего школьного возраста использование прогулок является элементом отдыха, организации подвижных игр, которые играют немаловажную роль в развитии младших школьников. Посредством игр и прогулок формируются основы и важность активного отдыха, дети учатся взаимодействовать друг с другом, укрепляют свое здлоровье естественными силами природы. Для школьников старшего возраста двигательные физкультминутки позволят научиться активно отдыхать от монотонной учебной деятельности, делать разные виды гимнастики, которые позволят избежать возникновение хронических заболеваний глаз, опорно-двигательного аппарата, важно научить школьников делать гимнастику во время работы за компьютером [5, 9].

В формировании положительного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра. Игра - эффективный вид деятельности, который позволяет продлить продуктивную работоспособность ученика. Учитель может использовать игру на уроке подчинять ее правила целям и задачам урока, для обучающихся такой метод проведения урока наиболее интересен, привлекает внимание, способствует активной интеллектуальной деятельности, материал полученный во время такого урока запоминается крепче [9, 11].

На уроках ОБЖ, целью которых становится формирование у школьников основ здорового образа жизни, можно использовать чтение с его дальнейшим анализом. Например, использование отрывков из знаменитых произведение, где герои подвержены вредным привычкам. Школьники могут научиться анализировать собственные поступки и поступки окружающих, воспитывается негативного отношение к вредным привычкам [9, 11].

Проектная или исследовательская деятельность для школьников может выполняться как группами, так и индивидуально на разнообразные темы, которые изучаются на уроках ОБЖ. Вначале происходит определение проблемы, которая может быть актуальна, найти пути решения. Продукт проекта может быть разнообразен, школьники могут оформить плакаты, стенгазеты, сборники, презентации на тему исследования и представить их своим одноклассникам.

Важную роль играют для современных школьников проведение уроков с использование современных интерактивных технологий. Современные интерактивные технологии могут включать в себя применение на уроках видеороликов, мультимедийные презентации, элементы компьютерных игр, викторин, тестов и т.д., которые направлены на формирование здорового образа жизни у школьников [11, 12].

Таким образом, формирование у школьников потребности к соблюдению норм здорового образа жизни, основ и принципов сохранения своего здоровья, навыков здорового образа жизни является важной составляющей обучения и воспитания ребенка в рамках уроков основ безопасности жизнедеятельности. Именно в младшем школьном и подростковом возрасте закладываются фундамент отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, основы безопасности, а также основы здорового образа жизни.

На уроках основ безопасности жизнедеятельности используются множество форм и методов работы, которые можно использовать для плодотворной работы со школьниками, воспитания потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков здорового образа жизни.

2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель, задачи и методики диагностики констатирующего эксперимента

В данной части работы выделим цель, задачи и методы диагностики школьников в области здорового образа жизни.

Целью экспериментального исследования становится выявление знаний о здоровом образе жизни.

Задачи экспериментального исследования:

- составить общую характеристику знаний о здоровом образе жизни у школьников с помощью анкетирования участников исследования.

- составить и провести анализ эффективности урока ОБЖ, целью которого становится воспитание у школьников потребности вести здоровый образ жизни.

- на основе полученного материала провести анализ эффективности урока ОБЖ, целью которого становится приобщение школьников к здоровому образу жизни.

Для выполнения исследования были использованы такие методы как: наблюдение, эксперимент, анкетирование, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.

  1. Анализ научной и методической литературы.

С помощью изучения и анализ литературных источников по теме исследования была подтверждена актуальность темы, поставлена цель и задачи исследования, так же выделены основные методы исследования.

  1. Эксперимент - это специально организованный процесс, в котором оценивается учебно-тренировочный процесс без вмешательства в его течение. Целью педагогического эксперимента становится получение дополнительной информации о предметах исследования. Эксперимент позволил осуществить контроль за эффективностью проводимых мероприятий [7].

Применение данного метода в комплексе с другими позволило достаточно объективно оценить изменения уровня знаний старших школьников о правилах пожарной безопасности с применение современных технологий.

  1. Статистическая обработка данных позволила нам объединить и обобщить полученные данные в процессе эксперимента, построить наглядные графики для отражения полученных результатов, а также выявить закономерности.

Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 93 города Архангельска. Директор данной организации Ракитина Любовь Сергеевна.

МБОУ СОШ №93 функционирует с 1 сентября 1956 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3 ступеней образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

На сегодняшний день в школе обучается 461 человек, работает 28 педагогов.

Для организации учено-воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 93 имеются 42 учебных кабинета, 4 компьютерных класса, 1 спортивный зал, медицинский кабинет. 2 кабинета для проведения опытно-экспериментальных работ по предметам, мастерские технического и обслуживающего труда, кабинет психолога, социального педагога, столовая, библиотека. Кабинеты оборудованы современными средствами обучения: интерактивными досками, аудио и видео системами, компьютерами и т.д.

В школе 1 ступени после уроков организована группа продленного дня, которую посещают учащиеся 1-4 классов. Ведется бесплатное дополнительное образование.

В исследовании принимали участие ученики 8 А класса в количестве 15 человек (10 юношей, 5 девушек).

Учащиеся ранее изучали основы здорового образа жизни на уроках ОБЖ, а также в рамках ситуативных бесед с классным руководителем.

Для выявления знаний о ЗОЖ у школьников предлагаем использовать анкету, которая будет включать в себя вопросы на проверку имеющихся у школьников знаний о ЗОЖ. Представим анкету далее.

Вопросы:

- Что такое ЗОЖ? Расшифруй аббревиатуру. (Ответ: Здоровый образ жизни).

- Зачем необходимо придерживаться правил ЗОЖ? (Ответ: для того чтобы быть здоровым, активным, хорошо учиться)

- Какие правила ЗОЖ ты знаешь? (Ответ: правильное питание, занятие физкультурой и спортом, гигиена, режим труда и отдыха, исключение вредных привычек и т.д.)

Оценка уровня знаний школьников по приведенной анкете:

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

3 балла - высокий уровень.

2 балла - средний уровень.

0-1 балл - низкий уровень.

Перечисленные выше методы применялись на всех этапах исследования и позволили нам изучить особенности знаний о ЗОЖ у школьников.

Результаты констатирующего эксперимента

В данной части работы отметим особенности констатирующего эксперимента, в котором отражены особенности знаний о ЗОЖ у школьников.

В рамках данного этапа исследования, как указывалось ранее составить общую характеристику знаний о ЗОЖ с помощью анкетирования участников исследования.

Результаты констатирующего этапа исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты констатирующего этапа исследования

Исследуемый

Общий балл

Уровень знаний

1

Низкий

1

Низкий

2

Средний

2

Средний

1

Низкий

2

Средний

2

Средний

1

Низкий

2

Средний

1

Низкий

1

Низкий

2

Средний

1

Низкий

1

Низкий

1

Низкий

Средний балл по группе

1,4

Низкий

Из таблицы видно, что с тестом справились на среднем уровне 6 человек, они ответили на 2 вопроса правильно, что составляет 40 % исследуемой группы. 9 человек ответили на 1 вопрос правильно, что указывает на низкий уровень знаний о ЗОЖ, что составило 60 % исследуемой группы.

Средний балл знаний о ЗОЖ по группе был 1,4, что соответствует низкому уровню. Таким образом, исследуемая группа в целом на констатирующем этапе исследования обладает низким уровнем знаний о правилах здорового образа жизни.

Конспект урока основ безопасности жизнедеятельности, направленный на воспитание потребности и навыков здорового образа жизни у учащихся старшего школьного возраста

В данном параграфе привели конспект урока по развитию знаний правил здорового образа жизни.

Тема урока: Здоровый образ жизни и его составляющие.

Возраст: школьники 14-15 лет

Цель урока: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью

Развивающие:

  • формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;
  • развивать способность применения полученных знаний,
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитание потребности придерживаться норм здорового образа жизни
  • стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,
  • показать практическое применение полученных знаний.
  • Повышение общей информационной культуры учащихся [15].

Ход урока.

#1054;рганизационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания в виде ответов на тестовое задание.

Учащиеся отвечают на 5 вопросов в раздаточных карточках, по пройденным теме: «Гражданская оборона», «Защита населения от ОМП» [15].

2. Основная часть.

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня «Урок выбора». Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: Выявить приоритеты жизненных ценностей обучающихся.

Анкета «Жизненные ценности»:
1 Деньги
2 Образование
3 Высокооплачиваемая работа (должность)
4 Семья
5 Карьера
6 Здоровье
7 Недвижимость
8 Престижное образование
9 Престижная работа
10 Счастье

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

Работа по теме: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

Вводная беседа учителя начинается с вопросов:

- Что вы в первую очередь желаете себе?

- Чего вы в первую очередь желаете близким?

- Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

- Правильно, ответом на все эти вопросы будет одно – здоровье.

- Какое определение вы можете дать понятию «здоровье?

Заслушиваются ответы [15].

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – «это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Вопрос к учащимся: что является главным критерием здоровья человека?

Ответ: Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций [15].

Рассмотрим продолжительность жизни населения.
ЕВРОПА - лет.
США - лет.
КАНАДА - лет.
РОССИЯ - лет (мужчины).
ЯПОНИЯ - лет.
ИСЛАНДИЯ - лет.

Учитель: Как вы думаете, какие факторы влияют положительно на здоровье человека?

Факторы, положительно влияющие на здоровье человека:

  1. Соблюдение режима дня;
  2. Рациональное питание;
  3. Закаливание;
  4. Занятия физической культурой и спортом;
  5. Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
  6. Изучение нового материала начинается с вопроса учащимся о составляющих компонентах ЗОЖ.

Индивидуальное здоровье человека зависит от следующих факторов

1. Биологические факторы 20 %

2. Окружающая среда (природная, социальная, техногенная) – 20%

3. Служба здоровья - 10%

4. Индивидуальный образ жизни – 50%

На этом уроке мы рассмотрим основы, составляющие ЗОЖ, что вы думаете по этому поводу?

И так, что мы отнесем к базисным, основным компонентам своего индивидуального образа жизни. Мы постараемся с вами к концу урока понять основы нашего индивидуального ЗОЖ, построить «дом» (в виртуальном смысле) в котором мы хотели бы жить. Понять, что нам нужно для дальнейшей успешной жизни, построения карьерной лестнице, достатка и семейного благополучия [15].

Дискуссия по включению данных компонентов в ЗОЖ.

Еще раз повторяем, что такое ЗОЖ (повторение).

Здоровый образ жизни – это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. 2 мин.

Что мы можем включить в понятие ЗОЖ

Определяем компоненты ЗОЖ (соединить понятия):

Двигательная активность

Закаливание

Рациональное питание

Соблюдение режима труда и отдыха

Гигиена

Отсутствие вредных привычек

Экология

Психологическая и эмоциональная устойчивость

Рассмотрим каждый компонент по отдельности:

Двигательная активность – совокупность двигательных актов - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека [15].

Что такое гиподинамия?

Одна из проблем сегодняшнего времени – Гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и медленнее течет по сосудам, снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз, остеапороз – уменьшение костной массы, искривлению позвоночного столба, ослабление мышечной массы.

Рациональное питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетическое равновесие

2. Сбалансированное питание

3. Соблюдение режима питания

Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител. Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов. Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. К разряду углеводов относятся пищевые волокна (клетчатка), играющие важную роль в процессе переваривания и усвоения пищи. В последние годы пищевым волокнам уделяется большое внимание как средству профилактики ряда хронических заболеваний, таких как атеросклероз и онкологические заболевания. Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины [15].

Соблюдение режима труда и отдыха - называется упорядоченное чередование времени работы и перерывов для снятия утомления. Правильное обоснование режима труда и отдыха гарантирует устойчивую высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья, улучшает настроение людей, открывает широкие возможности для продолжения образования, культурного отдыха и развлечений [15].

Отсутствие вредных привычек - опасные для здоровья отдельного человека и общества (наркомания, алкоголизм, и табакокурение) есть результат наследственности, воспитания, образования и культуры человека.

Медицина.

Гигиена - это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища,

Закаливание -это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определенным образом организованные и соподчиненные между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Регулярное прохождение медосмотров - диспансеризация, профосмотры и другие плановые осмотры.

Экология - — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Психическая и эмоциональная устойчивость.

Сегодня этим явлением называют свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние сильного эмоционального возбуждения при выполнении трудной деятельности.

Формирование эмоциональной устойчивости приведет к гармонии с самим собой и внутренним миром. Используйте такие инструменты как медитация, правильное питание, прогулки, регулярная физическая активность и общение с природой [15].

По данным здравоохранения физическое состояние населения за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за последние 2 года составил 20%). Как вы думаете, почему так происходит?

Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

  • Научно-технический прогресс упростил быт и избавил человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, - человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.
  • Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество новых вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.
  • Свободное время, материальная независимость и духовная «свобода» породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.
  • Человек приобрел личную свободу, но утратил совесть. Современный человек «чтобы совесть не мучила» прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить себя и «жить по совести». Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень неврозов — обычные спутники жизни современного человека.
  • Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести…).
  • Люди научились бороться с инфекциями, но стали страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезни цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развитие и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека [15].

Предлагаю сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни. Ответы учеников.

3. Заключительная часть.

Учитель. А теперь похлопаем в ладоши. Почему у вас улучшилось настроение?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель. Да ребята, на ладонях у нас огромное количество биологически активных точек, которые «массажируют» через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение. Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

Упражнение: «Я желаю всем…».

Каждый из учеников высказывает пожелание своим одноклассникам. Учителю необходимо направить ход мыслей учеников, чтобы пожелания были связаны со здоровым образом жизни [15].

Приведенный конспект урока способствуют формированию знаний правил здорового образа жизни у школьников, проходит в интересной для школьников форме, с применением современных образовательных технологий - групповой работы, игровых методов работы, просмотра видеороликов. Данный урок так же может использоваться для внеклассной работы.

Таким образом, приведенный конспект позволит систематизировать работу педагога по формированию знаний о ЗОЖ, применение полученных знаний на практике.

Результаты контрольного эксперимента

Результативность представленного урока была проверена экспериментально, с помощью повторного анкетирования, с помощью той анкеты, которая предлагалась школьникам на начальном этапе исследования. Данная анкета представлена ранее.

В исследовании приняли участие ученики 8 А класса в количестве 15 человек (10 юношей, 5 девушек). Учащиеся посетили урок ОБЖ, активно работали в рамках занятия.

В рамках данного этапа исследования проанализируем полученные и сформированные знания старших школьников с помощью урока ОБЖ, целью которого было изучение правил здорового образа жизни человека.

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа исследования

Исследуемый

Общий балл

Уровень знаний

3

Высокий

2

Средний

3

Высокий

3

Высокий

3

Высокий

3

Высокий

2

Средний

2

Средний

3

Высокий

2

Средний

3

Высокий

3

Высокий

3

Высокий

3

Высокий

2

Средний

Средний балл по группе

2,7

Средний

Из таблицы 2 видно, что на высоком уровне с анкетированием справились 10 учеников, которые ответили на все вопросы правильно, что составляет 67 %, на среднем уровне справились 5 человек, они ответили на 2 вопроса правильно, что составляет 33 % исследуемой группы.

Средний балл знаний о здоровом образе жизни по группе равен 2,7, что соответствует среднему уровню знаний школьников о ЗОЖ. Таким образом, исследуемая группа в целом обладает средним уровнем знаний о здоровом образе жизни.

Сравним полученные результаты на констатирующем и контрольном этапе исследования в таблице 3.

Рисунок 1 - Результаты контрольного этапа исследования

Таблица 3 - Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

Результат исследования

Констатирующий этап

Контрольный этап

Динамика

Высокий

0

10

+10

+

Средний

6

5

-1

+

Низкий

9

0

- 9

+

Представим наглядно на рисунке 2 сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

Рисунок 2 - Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

Таким образом, из таблицы 3 и рисунка 2 видно, что после проведения урока ОБЖ по изучению правил здорового образа жизни, знания школьников значительно увеличились. Сравнивая констатирующий и контрольный этапы исследования, можно отметить, что низкий уровень владения знаниями о ЗОЖ значительно снизился. На констатирующем этапе низким уровнем знаний обладали 9 человек, на контрольном этапе - 0 человек. Средний уровень знаний о ЗОЖ на контрольном этапе снизился. На констатирующем этапе средним уровнем знаний обладали 6 человека, на контрольном этапе - 5 человек. Также и увеличился высокий уровень знаний. На констатирующем этапе высоким уровнем знаний обладали 0 человек, на контрольном этапе - 10 человек.

Представленные экспериментальные данные говорят о том, что урок способствуют формированию знаний о ЗОЖ у школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уроки ОБЖ улучшаю уровень знаний школьников об основах здорового образа жизни, что подтверждено на практическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе изучили особенности воспитания потребности и навыков ЗОЖ у учащихся на уроках ОБЖ.

Выявили, что здоровый образ жизни – это одна из важных основ сохранения и укрепления здоровья человека на протяжении всей его жизни, здоровый образ жизни включает в себя множество компонентов, которые необходимо осуществлять человеку для поддержания собственного здоровья в хорошем состоянии. От привычек и соблюдения элементарных правил здорового образа жизни и зависит человеческое здоровье.

Здоровый образ жизни – это система жизнедеятельности человека, которая включает в себя разнообразные аспекты, позволяет человеку создавать благоприятные условия для физического и психологического здоровья, как личного, так и окружающих его людей, а также позволяет избежать заболеваемость, возникновение хронических заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека.

Формирование у школьников потребности к соблюдению норм здорового образа жизни, основ и принципов сохранения своего здоровья, навыков здорового образа жизни является важной составляющей обучения и воспитания ребенка в рамках уроков основ безопасности жизнедеятельности. Именно в младшем школьном и подростковом возрасте закладываются фундамент отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, основы безопасности, а также основы здорового образа жизни.

На уроках основ безопасности жизнедеятельности используются множество форм и методов работы, которые можно использовать для плодотворной работы со школьниками, воспитания потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков здорового образа жизни.

В практическом исследовании принимали участие ученики 8 А класса в количестве 15 человек (10 юношей, 5 девушек).

Учащиеся ранее изучали основы здорового образа жизни на уроках ОБЖ, а также в рамках ситуативных бесед с классным руководителем.

Для выявления знаний о ЗОЖ у школьников предлагаем использовать анкету, которая будет включать в себя вопросы на проверку имеющихся у школьников знаний о ЗОЖ.

После проведения исследования выявили, что на высоком уровне знания учеников о ЗОЖ были у 10 учеников, которые ответили на все вопросы правильно, что составляет 67 %, на среднем уровне справились 5 человек, они ответили на 2 вопроса правильно, что составляет 33 % исследуемой группы.

Средний балл знаний о здоровом образе жизни по группе равен 2,7, что соответствует среднему уровню знаний школьников о ЗОЖ. Таким образом, исследуемая группа в целом обладает средним уровнем знаний о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уроки ОБЖ улучшаю уровень знаний школьников об основах здорового образа жизни, что подтверждено на практическом уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся [Текст]/ Н.П. Абасканова: Автореф. докт. дис. Барнаул, 2018. – 147 с.
  2. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. - 144 с.
  3. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учеб. пособие [Текст]/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург:ОГПУ, 2017. – 248 с.
  4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов. - М. : Дашков и К', 2018. - 676 с.
  5. Бендерская, Н.И. Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ [Электронный ресурс]/ Н.И. Бендерская. Режим доступа: , свободный (дата обращения: ). – Заглавие с экрана
  6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.: Пресса, 2017. - 174 с.
  7. Боголюбов, В.И. Перспективы развития педагогических технологий [Текст]/ Боголюбов В. И. // Школьные технологии. - 2015. - №3. - С. 10 - 15.
  8. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст]: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 112 с.
  9. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – И.: ЮРАЙТ, 2019. – 314 с.
  10. Зайцев Г.К., Педагогика здоровья [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб, 2020. – 224 с.
  11. Иванова, С.И. Структурные элементы урока [Текст]/ С.И. Иванова// «Завуч», 2020. - №1, 107 с.
  12. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов [Текст]/ С.С. Кашлев. - Мн.: Университетское, 2020. - 214 с.
  13. Лопатина, Д.П. Формирование у учащихся потребности к здоровому образу жизни на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]/ Д.П. Лопатина. Режим доступа: , свободный (дата обращения: ). – Заглавие с экрана
  14. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]/ Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2018. – 461 с.
  15. Мухамедзянов, Р.Г. Урок «Здоровый образ жизни и его составляющие» [Электронный ресурс]/ Р.Г. Мухамедзянов. Режим доступа: , свободный (дата обращения: ). – Заглавие с экрана
  16. Назарова, Е.Н., Здоровый образ жизни и его составляющее [Текст]/ Н.Н. Назаров, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 89 с.
  17. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ П.И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2017. - 430 с.
  18. Сластенин, В.А. Педагогика [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - электронные текстовые данные. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 576 с. - Режим доступа: , свободный (дата обращения: ). - Заглавие с экрана
  19. Умарова, Н.А. Определение понятия здорового образа жизни [Электронный ресурс]/ Н.А. Умарова. Режим доступа: , свободный (дата обращения: ). - Заглавие с экрана
  20. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья [Текст]/ А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2019. – 210 с.