Отчет по практике

Мария Михайловна Овчинникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_praktike_peredel_11.docx260.39 КБ

Предварительный просмотр:

акт3

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИC:\Users\user\Desktop\фон.jpg

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

(институт)

Психология

(кафедра)

ОТЧЁТ ПО ПРАКТИКЕ

по учебному курсу «Производственная практика (психолого-педагогическая практика) ДППП»

Студент

Овчинникова М.М

(И.О. Фамилия)

Группа

ПСХбд-1800д

Преподаватель

Кулагина Ирина Васильевна

(И.О. Фамилия)

Тольятти 2022

Введение

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) проходила на базе ГБДОУ №123 Центрального района города Санкт-Петербург.

Цель – рассмотрение основных особенностей осуществления педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Уметь разрабатывать и проводить различные учебные занятия;
  2. Узнать основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса в системе образования
  3. Применять методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
  4. Овладеть современными активными и интерактивными методами обучения инновационных технологий;
  5. Уметь выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий;
  6. Уметь анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и предпринимать действия по их разрешению.

Рефлексивный отчет реализации

воспитательного мероприятия

Достижение этой цели осуществляется путем организации специально подобранных игр и игровых упражнений. В игре учащиеся совершают новые открытия, переживают моменты вдохновения, именно в игре развиваются воображение и фантазия учащегося, а значит основа формирования цели - потребность в здоровом образе жизни.

Мероприятие прошло успешно. Дети были в хорошем настроении, ответственно и увлеченно провели мероприятие, активно участвовали в играх, отвечали на вопросы, реализовывали свои фантазии, воображение, актерское мастерство. Образовательное мероприятие было хорошо организовано. Содержание мероприятия имело большую смысловую нагрузку, сценарий соответствовал возрастным особенностям и потребностям учащихся. Минусов в мероприятии не было.

В ходе подготовки к мероприятию с детьми была проделана большая коллективная работа: разучивание стихов, игр, песен, подготовка сценария мероприятия, подготовка подарков, украшение актового зала, выбор музыкального сопровождения. Все это помогло собрать команду детей, способствовало развитию качеств целеустремленности и ответственности.

Конечно, были трудности, особенно на начальном этапе организации мероприятия. Хочется, чтобы родители не только были рядом, но и активно участвовали в подготовке и проведении мероприятия. Потребовалось некоторое усилие, чтобы встряхнуть их.

Основными способами преодоления трудностей были личные встречи с родителями, уговоры и личный пример.

Я осталась довольна результатом. Все участники получили массу положительных эмоций и отличное настроение. Самое главное, они приобрели знания о здоровом образе жизни.

Я считаю, что цели и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, полностью выполнены и реализованы.

Также отдельно хотелось бы отметить всестороннее развитие дошкольников, а именно нравственное воспитание.

Вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения, всегда были приоритетными для педагогики. В понимании основ нравственного воспитания выявляются четыре традиции: патерналистская (предполагающая в качестве обязательного компонента почитание старших); религиозно-церковный (основанный на поддержании авторитета веры и Церкви); воспитательная (в том числе активное освоение научных знаний, подлежащих осмыслению разума) и коммунитарная (основанная на идее общественного строя, что способствует развитию общественных связей и формированию коллективизма.

Существенные социальные изменения, произошедшие в конце XX-начале XXI вв. - глобализация, массовая информатизация, открытость, разрушение старой идеологии и др. - привели к тому, что сегодня приоритетное положение в нравственном воспитании занимает коммунитарный подход. Это проявляется даже в ведущих терминах и понятиях, используемых в педагогической теории и практике. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) ориентирован на духовно-нравственное развитие, совершенствование, духовно-нравственную культуру и соответствующие ценности. На это, безусловно, повлияла опубликованная в 2009 году «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Сегодня словосочетание «нравственное воспитание» постепенно заменяется на «социально-нравственное воспитание» и «социально-нравственное развитие». Эта подмена подчеркивает, что мораль понимается не просто как свод правил, определяющих поведение одного человека, а как некий механизм, регулирующий существование конкретного общества. Нравственность определяется как процесс взаимодействия индивидов и групп индивидов через их отношение к общественным явлениям и жизни в целом (А. В. Архангельский, О. Г. Дробницкий, Е. В. Коротаева, И. С. Марьенко, П. Л. Трошин, И. Ф. Харламов, Д. И. Фельдштейн и др.).

Отметим, что в примере образовательных программ дошкольного воспитания не используется словосочетание «духовно-нравственное», а обозначается как «социально-нравственное развитие и воспитание» (Л. В. Абрамова, Р. С. Буре, С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселёва и др.).

Не случайно методы диагностики, позволяющие сделать вывод об уровне нравственного развития дошкольника, основаны на осмыслении ситуаций общения и контакта со сверстниками и взрослыми. И это также рассматривается как основа коммунитарного подхода в образовательном процессе. Эмпирические исследования социально-нравственного развития дошкольников помогают выявить синергию взаимодействия субъектов образовательного процесса, рассмотреть деятельность субъектов через детерминацию социальных общностей, социальных институтов, общественного сознания в целом.

Это направление встречается и в дошкольной педагогике (работы Р. С. Буре, Н. Е. Веракса, А. Г. Гогоберидзе, Л. В. Коломийченко, В. Г. Нечаева, И. Ф. Слепцова и др.). Так, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с 2010 г. обозначили одно образовательное направление «социализация», которое имело наиболее распространенное название и находилось на четвертом месте в списке десяти образовательных направлений. Но в ФГОС дошкольного образования 2013 г. изменилось и название «социально-коммуникативное развитие» и его место, возглавившее перечень пяти образовательных направлений. Содержание этой области раскрывается через морально-этические ценности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование у детей и взрослых уважения и чувства сопричастности к своей семье и сообществу. дошкольная организация.

Очевидно, что это изменение не могло не отразиться на соответствующих программах, разработанных для практики дошкольного образования. Например, «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) была чрезмерно идеологизирована, а раздел о нравственном воспитании дошкольников разработан недостаточно подробно и не соответствовал реалиям общественной жизни. В то же время в примерной программе «От рождения до школы» область социально-коммуникативного развития дошкольника была более четко структурирована и декомпозирована:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание морально-этических качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои действия и действия сверстников;

-формирование у детей готовности к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;

-развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

-формирование образа Я в семье, в организации, детском и взрослом сообществе и др.

Очевидно, что сегодня для дошкольника становится более чем актуальной задачей приобретение опыта нравственного поведения в социальном общении на основе понимания им особенностей личности в результате опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, переживаний социальные чувства (уважение, ответственность, вовлеченность и др.), а также способность оценивать свои действия и действия сверстников с позиций общего благополучия.

Таким образом, выявляется неоднозначность оценок качественного состояния социально-нравственного развития дошкольников. Воспитатели, непосредственно участвующие в образовательном процессе, в повседневном контакте с детьми, не избегали субъективизма в оценке коммуникативных качеств личности дошкольников.

В целом дети, как и положено в этом возрасте, ярко проявили свою жизнерадостность, отзывчивость, ответственность, щедрость. Однако, к сожалению, качества, необходимые для конструктивного взаимодействия в социальном общении, такие как внимательность к людям, правдивость, честность, оказались на последних строчках рейтинга качества.

Полученные данные доказывают необходимость целенаправленного построения взаимодействия педагогов и детей, допускающего и учитывающего наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, разногласий.

Известно, что дошкольники имеют специфическое мышление и небольшой жизненный опыт (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Поэтому необходимо строить стратегию социально-нравственного воспитания дошкольников на основе накопления положительного жизненного опыта ребенка. Например, оказание взаимопомощи (если ты помогаешь, то тебе помогут), установление правдивости и честности в отношениях (неправда обязательно когда-нибудь станет известна и тебе не поверят) и т.д. знания не должны сообщаться учителем, а должны быть пережиты и поняты каждым ребенком индивидуально. Это чувство будет основой единства, согласия и нравственной общности детей. К правилу, нравственной норме дети должны подходить в процессе рассуждения. В этом случае нормами нравственности будут их личные выводы, полученные в процессе практического опыта.

Можно использовать набор карточек, демонстрирующих как правильное поведение (помощь, уступчивость, доброжелательность, одобрение, радость для другого человека), так и деструктивное взаимодействие в детском коллективе (ссора, невнимание друг к другу, эгоизм и т. д.) с последующим обсуждение этих ситуаций и придумывание жизненных историй детьми.

В процессе объяснения ситуаций и сочинения историй дети понимают, что личное благополучие возможно только в том случае, если выбор согласуется с благополучием другого человека.

Этого можно достичь, если в отношениях с другими людьми руководствоваться намерениями, которые вы считаете лучшими и наиболее подходящими для себя.

Сохраняя социально-нравственный вектор в воспитании и развитии дошкольников, можно рекомендовать воспитателям разработать программу, включающую четыре последовательных этапа: «Это Я»: помочь ребенку сформировать представление о себе, выявить свои или ее личностных черт, осознавать себя как субъекта деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.).

«Я и ты»: учить дошкольника строить диалоговое общение со сверстником (сверстниками), помогать видеть в собеседнике друга, корректировать его представления о нравственном поведении (своем и других).

«Я и Мы»: расширить представления ребенка о себе как части сообщества (группы), выявить зону комфорта и зону риска в общении и взаимодействии со сверстниками, со взрослыми, усвоить правила социального взаимодействия .

«Я и мир»: вести к осознанию включенности дошкольников в социокультурное пространство (детский сад, школа, семья, микросоциум и др.), что очень важно в дошкольном периоде, формировать готовность к новому социальному этапу — обучению в школе, к новым социальным контактам, к новой социальной роли, осознанию ценности учебы и т. д.

Данная стратегия социально-нравственного воспитания позволит дошкольникам приобрести опыт понимания себя и личностных особенностей в результате взаимодействия в детском коллективе, испытать радость и счастье как социальное чувство, развить личностные отношения и привязанность, укрепить общность детских команда.

Заключение

В результате прохождения производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) я рассмотрела основные особенности осуществления педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Помимо этого, я научилась разрабатывать и проводить различные учебные занятия; узнала основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса в системе образования.

Также я овладела методами контроля и оценки профессионально-значимых качеств детей.

Я научилась использовать современные активные и интерактивные методы обучения инновационных технологий.

Я научилась выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий.

Я научилась анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и предпринимать действия по их разрешению.

Список использованных источников

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. - М.: Айрис-Пресс, 2018.

3. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

4. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2018

5. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2018.

6. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

7. Зебзеева В.А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2018.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2019.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2018.