Стимуляция речи у детей раннего возраста.

Игры и приемы работы на вызывание речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulyatsiya_rechi.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

                            Когда ребенок в возрасте 2 – 3 лет так и не начал говорить возникает вопрос как ему помочь. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, а  и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:

 • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;

• общение было интересным: об игрушках, действиях, впечатлениях;

• ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить

Речь запустится только на фоне эмоционального подъёма и хорошего настроения. Поэтому речь возникает в игре и игровой ситуации. Необходимо ограничить мультимедийный контент. Не включаем фоном во время игры или какой-либо деятельности телевизор, радиопередачи.

Хранить игрушки лучше в разных прозрачных коробках - машинки отдельно, животные отдельно, музыкальные инструменты отдельно - это учит классификации и называнию категорий.

Игрушки должны быть максимально приближены к натуралистичности - животные похожи на животных по цвету и форме

Вот игровые методики для стимуляции речи у неговорящих детей. Они помогают создать мотивацию для звукоподражания и первых слов:

1. Игры с эмоциями и звуками

"Звуковое эхо":

Корчите смешные рожицы, сопровождая их звуками (например, "Ой!", "Ах!", "Бу-бу"). Поощряйте ребёнка повторять.

Используйте зеркало, чтобы он видел свои движения.

"Громко-тихо":

Играйте с громкостью звуков (шепчите "ш-ш-ш" или кричите "Ааа!"). Дети любят контрасты.

2.Игры с предметами

  «Кап-кап-кап» Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап».

«Буль-буль» Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

Игра «Магазин»   игрушка(кукла, мишка..) Иду в магазин. Иду. Иду. Устали УХ, УХ, УХ, но надо идти..  Куда пришли?  В магазин. Берем бананы? ДА!

Кидаем в сумку БАЦ!

Иры с мячом.

         Взять мяч(предмет) – ЦАП. Отпустить его, бросить вниз – БАХ.

Мяч бросать вверх – УХ, УХ.

"Волшебный мешочек":

Доставайте из мешочка игрушки и проговаривайте их звуки ("мяу", "ляля", "ту-ту").

Побуждайте ребёнка показывать или повторять звуки.

"Прятки с голосом":

Прячьте игрушку под платок и спрашивайте: "Где собачка? Гав-гав!" Ребёнок может ответить звуком или жестом.

3. Двигательные игры с речью

"Прыжки и звуки":

Прыгайте вместе, говоря "прыг-скок" или "у-у-ух!". Движение помогает вызвать голос.

"Мыльные пузыри":

Дуйте на пузыри, стимулируя губные звуки ("ф-ф-ф", "пух").

4. Музыкальные игры

Простые песенки с жестами:

"Ладушки", "Мишка косолапый" — сопровождайте действия звуками ("хлоп-хлоп", "топ-топ").

Игра на дудочке/губной гармошке:

Учит контролировать дыхание, что важно для речи.

 «Будильник» «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке. приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз».

«Поезд» Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!»

Звуки и руки
Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», вытягиваем руки вперед на «Уууу», ставим руки в стороны на «Иииии, поднимаем руки над головой, соединяем пальчики на «Оооо» и т. д.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха

«Отгадай, что звучит» Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук

«Посмотрим, кто говорит» Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

"Похлопаем" Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Важно!

✔Хвалите любые попытки звуков — даже если это просто "а" или "бу".
✔ Не требуйте — игра должна быть в радость!
✔ Используйте интерес ребёнка (динозавры, машинки, куклы).

Старайтесь не говорить ребенку слово «скажи», а пользуйтесь словами:

 ДЕЛАЙ ТАК ЖЕ.

 ПОКАЖИ

СДЕЛАЙ

Надо помнить, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова