Проект Викторина "Ямал – родина моя» как одна из форм формирования патриотизма и любви к малой родине у младших школьников"

Рохтымова Кристина Вениаминовна

Проект Викторина "Ямал – родина моя» как одна из форм формирования патриотизма и любви к малой родине у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pitlasova_kv.docx24.95 КБ
Файл proekt_pitlasova_kv.pptx127.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: студент 2 курса,

гр. УиИвО 21.02 Питласова Кристина В.

Тема проекта:  Викторина «Ямал – родина моя» как одна из форм формирования патриотизма и любви к малой родине у младших школьников

Актуальность проекта: В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

Поэтому, очень важно, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

Объект: процесс формирования гражданственности и патриотизма у младших школьников

Предмет: викторина как средство формирования гражданственности и патриотизма у младших школьников

Цель: создание условий для формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание любви к малой родине у учащихся 3-их классов.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
  2. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  3. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

Сроки и этапы реализации проекта

Этап

Сроки реализации

Содержание

1

Подготовительный

Март 2023

Выбор темы проекта, обоснование актуальности, выделение объекта, предмета, целей и задач проекта.

2

Практический

Апрель 2023

(начало месяца)

Реализация проекта

3

Контрольный

Апрель 2023

Анализ и оценка деятельности

База реализации проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Шурышкары.

Участники проекта: учащиеся 3-их классов в количестве 27 учеников. Классные руководители.

Система управления реализацией проекта

Инфраструктурные ресурсы:

  • Учебный класс;
  • Ресурсы сети Интернет.

Материально-технические  ресурсы:

  • Учебно-методическая литература;
  • Спортивно-игровое оборудование для национальных игр;
  • Компьютерное и мультимедийное оборудование.

Планируемые результаты проекта

Для учащихся:

- сформировано чувство гордости за свою малую Родину, за ее национальную культуру, чувство уважения к своему и другим народам.

- сформировано осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, знание символики Ямало-ненецкого АО, района и села.

- положительные эмоции от участия в викторине.

Для педагогов:

- повышение уровня профессионального мастерства.

Результат-продукт: методическая разработка – конспект викторины ««Ямал – родина моя», интерактивная презентация.

Критерии и способы оценки

  1. Полнота реализации проектного замысла

Насколько воплощены исходные цели, требования, все ли задачи решены.

2. Соответствие контексту проектирования

Соотнесение проектного результата со средой, соответствие определенной культуре, времени.

3. Соответствие культурному аналогу

Соответствие общепринятым нормам: образовательному стандарту, программе и т.п.

4. Степень новизны

Новое должно обеспечить развитие

5. Социальная значимость

Степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической ситуации.

Содержание проекта

Этапы проекта

Содержание

1 этап – подготовительный

3-4 апреля 2023 г

объявление о проведении викторины (темой и типами заданий): проведение бесед на темы, связанные с историей и бытом нашего края, чтение стихов, поговорок, пословиц о Ямале, рассматривание иллюстраций символики малой Родины, проведение речевых и дидактических игр на уроках и переменах.

Объявление делается заранее - за несколько дней до проведения.

2 этап – организационный

5-7 апреля 2023 г

- формирование команды, выбор капитана: команды формируются заранее (обсуждается состав команд с детьми, при этом учитываются мнение и симпатии детей, или учитель предлагает сама состав команд, ориентируясь на уровень развития детей, степень их активности и некоторые личностные качества) или проводится какое-то отборочное соревнование перед викториной.

- подготовка команд (девиз, приветствие)

3 этап – основной

8 апреля 2023 г

ход викторины (реализация сценария): в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины.

4 этап – итоговый

8-9 апреля 2023 г

заслушивание итогов, участие в процедуре награждения: жюри (если таковое необходимо) награждает победившую команду, либо наиболее активных игроков.

Перспективы дальнейшего развития (продвижения) проекта

Утверждение проекта на постоянной основе

Участие в проекте остальных классов начальной школы

Перечень источников и литературы

  1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.; Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.-№2. - С.94-117.
  2. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17.

Приложения

Викторина «Ямал – родина моя»

Предварительная работа:  беседа с детьми о родном крае, проведение дидактических игр, чтение стихов, половиц о Ямале.

Материал:  малица, орнамент, клей, компьютер, презентация, видеозапись.

Ход занятия

Учитель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. (слайды)

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья,

Его я словно, воспеваю –

Ведь это родина моя!

- Так пишет о родном крае Л.В. Федорова.

- О чем сегодня мы с вами будем говорить?

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы, на Севере живем. (И.Г. Истомин)

 - Найдите на карте Ямал? (Видеозапись просторы Севера)

Малый кружочек на карте Ямальской,

А вот покрупнее кружок…

Все это дорого, все сердцу близко,

Все это наше, родное, дружок!

“Здесь начало России –

В этом снежном краю".

- Наш Ямал это “маленькое государство” внутри России. Он имеет свои символы.

- Кто из вас знает, что это такое?

- Символ это флаг, герб, гимн любого государства.

- Для чего нужны символы?

- Молодцы!

В сегодняшней викторине у нас участвует 4 команды, давайте поприветствуем друг друга! (команды по очереди представляются)

Начинаем викторину!

1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)

2. Столица Ямала? (г.Салехард)

3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком)

4. Что изображено на гербе, флаге Ямала?

5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)

6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)

7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.)

8. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)

9. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы)

10. Скажите название жилища коренных жителей тундры ? (чум)

11. Чем покрывают чум зимой?

12. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером)

Задание «Назови орнаменты» (по одному ребенку с каждой команды) для девочек.

Национальная игра «Перетяни палку» (для мальчиков).

13. Главное животное тундры?

14. Чем питается олень?

15. Назвать 3-4 вида животных тундры?

16. Какая птица ночует зарываясь в снег? (куропатка)

17. Назвать 3-4 растения Ямала?

18. Самое маленькое дерево на Ямале?

19. Какие насекомые обитают на Ямале? (3-4 вида)

20. Назовите 3-4 вида ягод?


Подведение итогов викторины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: Викторина «Ямал – родина моя» как одна из форм формирования патриотизма и любви к малой родине у младших школьников Выполнила : Студент 2 курса УиИвО гр 21.02 Питласова К.В.

Слайд 2

Актуальность: В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Слайд 3

Объект: процесс формирования гражданственности и патриотизма у младших школьников Предмет: викторина как средство формирования гражданственности и патриотизма у младших школьников

Слайд 4

Цель: создание условий для формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание любви к малой родине у учащихся 3-их классов. Задачи: Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

Слайд 5

Сроки и этапы реализации проекта № Этап Сроки реализации Содержание 1 Подготовительный Март 2023 Выбор темы проекта, обоснование актуальности, выделение объекта, предмета, целей и задач проекта. 2 Практический Апрель 2023 (начало месяца) Реализация проекта 3 Контрольный Апрель 2023 Анализ и оценка деятельности

Слайд 6

База реализации проекта МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный центр» с. Шурышкары Участники проекта: учащиеся 3-их классов в количестве 27 учеников. Классные руководители.

Слайд 7

Система управления реализацией проекта Инфраструктурные ресурсы: Учебный класс; Ресурсы сети Интернет Материально-технические ресурсы: Учебно-методическая литература; Спортивно-игровое оборудование для национальных игр; Компьютерное и мультимедийное оборудование.

Слайд 8

Планируемые результаты проекта Для учащихся: - сформировано чувство гордости за свою малую Родину, за ее национальную культуру, чувство уважения к своему и другим народам. - сформировано осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, знание символики Ямало-ненецкого АО, района и села. - положительные эмоции от участия в викторине. Для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства. Результат-продукт: методическая разработка – конспект викторины «Ямал – родина моя», интерактивная презентация.

Слайд 9

Критерии и способы оценки Полнота реализации проектного замысла Насколько воплощены исходные цели, требования, все ли задачи решены. 2. Соответствие контексту проектирования Соотнесение проектного результата со средой, соответствие определенной культуре, времени. 3. Соответствие культурному аналогу Соответствие общепринятым нормам: образовательному стандарту, программе и т.п. 4. Степень новизны Новое должно обеспечить развитие 5. Социальная значимость Степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической ситуации.

Слайд 10

Содержание проекта Этапы проекта Содержание 1 этап – подготовительный 3-4 апреля 2023 г объявление о проведении викторины (темой и типами заданий): проведение бесед на темы, связанные с историей и бытом нашего края, чтение стихов, поговорок, пословиц о Ямале, рассматривание иллюстраций символики малой Родины, проведение речевых и дидактических игр на уроках и переменах. Объявление делается заранее - за несколько дней до проведения. 2 этап – организационный 5-7 апреля 2023 г - формирование команды, выбор капитана: команды формируются заранее (обсуждается состав команд с детьми, при этом учитываются мнение и симпатии детей, или учитель предлагает сама состав команд, ориентируясь на уровень развития детей, степень их активности и некоторые личностные качества) или проводится какое-то отборочное соревнование перед викториной. - подготовка команд (девиз, приветствие) 3 этап – основной 8 апреля 2023 г ход викторины (реализация сценария): в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины. 4 этап – итоговый 8-9 апреля 2023 г заслушивание итогов, участие в процедуре награждения: жюри (если таковое необходимо) награждает победившую команду, либо наиболее активных игроков.

Слайд 11

Перспективы дальнейшего развития Утверждение проекта на постоянной основе Участие в проекте остальных классов начальной школы

Слайд 12

Список литературы Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.; Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.-№2. - С.94-117. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17.