Об особенностях функциональной организации полушарий головного мозга и особенностях восприятия информации

Степанова Татьяна Игоревна

Большее значение при построении образовательных программ приобретает необходимость учитывать индивидуальные различия детей. В частности, особое внимание следует уделить таким аспектам как функциональная организация полушарий мозга и особенности восприятия информации. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности функциональной организации полушарий головного мозга и восприятия информации

Слайд 2

П.Блонский: «Детство – как временной отрезок жизни человека, раздвигает свои пределы по мере того, как общество переходит на более высокие ступени своего развития, по мере того, как увеличивается продолжительность человеческой жизни»

Слайд 3

Типы функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди); доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди); отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Слайд 4

Психологические особенности учащихся с доминирующим правым или левым полушарием. Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Восприятие материала Целостное Интонационная сторона речи Визуалы (зрительное) Кинестетики (осязательное) Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудиалы (слуховое) Переработка информации Быстрая Мгновенная Медленная Последовательная Интеллект Невербальный Интуитивный Практический Вербальный Логический Теоретический

Слайд 5

Деятельность Приверженность к практике Чувство тела, Чувство ритма Координация движений Пространственная ориентация Приверженность к теории Чувство времени Речь Интонация речи Синтаксис Семантика Смысл и структура речи Память Непроизвольная Наглядно-образная Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности) Произвольная Знаковая Слуховая

Слайд 6

Мышление Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное Трехмерное (в пространстве) Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное Рациональное Программируемое Двумерное (на плоскости)

Слайд 7

Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала Характерные ошибки Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных -другими Падежные окончания Методы проверки Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)

Слайд 8

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 9

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ Визуальные Организован Опрятный и дисциплинированный Наблюдателен Спокойный (не шумный) Ориентирован на внешний вид Более осмотрительный Меньше отвлекается на шум Помнит то, что видел Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел При разговоре подбородок вверх, голос высокий

Слайд 10

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ Аудиальные Разговаривает сам с собой Легко отвлекается Шевелит губами, проговаривает слова при чтении Легко повторяет услышанное Более предпочитает счет и письмо Легко осваивает языки Говорит ритмически Обучается, слушая Любит музыку Может имитировать тон, высоту голоса Помнит то, что обсуждал Самый разговорчивый! Любит дискуссии, рассказывает всю последовательность Внимание к интонации голоса

Слайд 11

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ Кинестетические Отвечает на физическое воздействие Стоит близко, касается людей Ориентирован физически Обилие движений Богатые физические реакции Раннее физическое развитие Обучается, делая. Запоминает, гуляя. При чтении водит пальцами Много жестикулирует Помнит общее впечатление Лаконичен, тактичен, использует активные движения Подбородок вниз, голос ниже



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Об особенностях функциональной организации полушарий головного мозга и особенностях восприятия информации»

12.11.2013.

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что - это период усиленного развития, изменения и обучения. Однако, это ещё и период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. 

По словам отечественного психолога П.Блонского: «Детство – как временной отрезок жизни человека, раздвигает свои пределы по мере того, как общество переходит на более высокие ступени своего развития, по мере того, как увеличивается продолжительность человеческой жизни».

Поэтому сегодня мы становимся свидетелями всех тех явлений, которые описывают научные исследования последних лет: снижение когнитивного развития детей, неразвитость внутреннего плана действий, дефицит произвольности в умственной и двигательной сфере, недостаточная социальная компетентность.

С повышением экономических возможностей семьи снижается количество времени, проводимое родителями с ребёнком. Компенсации общением с братьями и сёстрами также не происходит в связи с тенденцией к снижению количества детей в семьях. Ребёнок остаётся на попечении телеэкрана либо монитора компьютера. Всё это приводит к тому, что уже в дошкольном возрасте сужается уровень развития сюжетно-ролевой игры, где раньше дети приобретали опыт проживания тех или иных ситуаций, находили решения конфликтных моментов. Теперь этот опыт они получают в готовом виде из телевизионных программ и компьютерных игр в лучшем случае - в усечённом варианте. В худшем – решения проблем подаются как результат действия волшебных сил либо агрессивных воздействий.

Кроме того, всё большее распространение получает раннее обучение детей, что также не всегда является оправданным. Так, если не учитывать особенности развития детей в раннем возрасте, благое намерение может обернуться бедой. Например, в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.

Таким образом, мы подходим к мысли о том, что всё большее значение при построении образовательных программ приобретает необходимость учитывать индивидуальные различия детей. В частности, особое внимание следует уделить таким аспектам как функциональная организация полушарий мозга и особенности восприятия информации.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

По некоторым данным, созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. Такая оценка не лишена некоторых оснований, поскольку соотносится с определенными особенностями психического развития детей в дошкольном, а отчасти и в младшем школьном возрасте. Действительно, для маленьких детей характерны непроизвольность, невысокая осознанность поведения, эмоциональность, их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер.

Психологические особенности учащихся с доминирующим правым или левым полушарием.

 

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Восприятие материала

Целостное.
Интонационная сторона речи.
Визуалы 
(зрительное).
Кинестетики 
(осязательное).

Дискретное (по частям).
Смысловая сторона речи.
Аудиалы
 (слуховое).

Переработка информации

Быстрая.
Мгновенная.

Медленная.
Последовательная.

Интеллект

Невербальный.
Интуитивный.
Практический.

Вербальный.
Логический.
Теоретический.

Деятельность

Приверженность к практике.
Чувство тела.
Чувство ритма.
Координация движений.
Пространственная ориентация.

Приверженность к теории.
Чувство времени.

Речь

Интонация речи.

Синтаксис.
Семантика.
Смысл и структура речи.

Память

Непроизвольная.
Наглядно-образная.
Визуальная и мышечная 
(основа врожденной грамотности).

Произвольная.
Знаковая.
Слуховая.

Мышление

Наглядно-образное.
Оперирование образами.
Спонтанное.
Эмоциональное.
Интуитивное.
Трехмерное
 (в пространстве).

Абстрактно-логическое.
Оперирование цифрами, знаками.
Формальное.
Рациональное.
Программируемое.
Двумерное 
(на плоскости).

Результативный

этап

Право полушарные

учащиеся

Левополушарные учащиеся

 

Самоконтроль

 

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски

Свободная конверсация

 

Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала

 

Характерные ошибки

 

Ударные гласные

Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки

Имена собственные пишут со строчной буквы

 

Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака

Написание лишних букв

Замена одних согласных -другими

Падежные окончания

 

Методы проверки

 

Устный опрос

Задания с ограниченным сроком выполнения

Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)

 

Решение задач

Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения

 Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)

 

Известно, что люди по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты.

Для визуалов основной способ познания мира – зрение. Такой человек в своей речи часто использует слова, так или иначе связанные со зрением (видеть, яркий, светлый). Большое внимание он уделяет цветовой гамме окружающих его предметов: интерьера, одежды. У ребенка-визуала обычно хорошо развита зрительная, образная память,  часто в сочетании с моторной. Малыши любят рассматривать картинки, складывать пазлы, а школьники легко ориентируются в схемах, таблицах, географических картах, им нетрудно работать с учебником самостоятельно, а тетрадки обычно выглядят аккуратными.

Аудиалы – те, кто получает информацию преимущественно с помощью слуха. Их словарь часто включает лексику, связанную со слуховым восприятием (звук, слушать, тихий). Дети-аудиалы обычно очень общительны, разговорчивы, легко запоминают то, что слышали, о чем говорили, то есть имеют хорошо развитую слуховую память. Нередко они имеют богатый словарный запас, хорошо умеют убеждать и уговаривать. Любят слушать музыку, а подвижные игры их не очень привлекают. 

Кинестетики воспринимают информацию с помощью других органов чувств (осязание, обоняние, вкус), а также при участии моторики (двигательной активности). В их речи много слов, связанных с ощущениями (мягкий, теплый, нюхать, хватать). Дети-кинестетики обычно очень подвижны, с хорошо развитой моторикой, при этом им трудно бывает подолгу удерживать внимание на каком-либо предмете. Они особенно чувствительны к прикосновениям.

Дискреты – люди, которые воспринимают информацию путем логического осмысления. Считается, что эта категория людей довольно редка. Общение с миром с помощью размышления, речевой его реализации устанавливается позже, чем с помощью зрения и слуха, речь развивается дольше, к тому же в детском возрасте логическое мышление проявлено весьма слабо. Поэтому применительно к детям категорию дискретов вообще не выделяют, традиционно говорят только о визуалах, аудиалах и кинестетиках. 

Конечно, ни один канал восприятия информации не является единственным, все мы используем все каналы, но один, как правило, является доминирующим, и его легко выделить, просто понаблюдав за ребенком, за его речью, за тем, как он относится к тому, что видит, слышит, чувствует.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое воздействие

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателен

Шевелит губами, проговаривает слова при чтении

Ориентирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции

Более осмотрительный

Легко осваивает языки

Раннее физическое развитие

Говорит ритмически

Обучается, слушая

Любит музыку

Обучается, делая.

Запоминает, гуляя.

 При чтении водит пальцами

Меньше отвлекается на шум

Может имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует

Помнит то, что видел

Помнит то, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел

Самый разговорчивый! Любит дискуссии, рассказывает всю последовательность

Лаконичен, тактичен, использует активные движения

При разговоре подбородок вверх, голос высокий

Внимание к интонации голоса

Подбородок вниз, голос ниже

Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить то, что любой ребёнок, имеющий уровень умственного развития, позволяющий ему получать образование в школе, вполне способен с одинаковым успехом осваивать предметы как гуманитарного, так и естественно-научного и физико-математического цикла. Ведь, если в «дошкольном» детстве у ребёнка были возможности для гармоничного развития обоих полушарий мозга, то и способности к изучению любых наук будут у него развиты в относительно одинаковой степени. В большинстве случаев есть три причины, по которым детям не даются математика и другие точные науки. Главная — отсутствие контакта с учителем. Это — проблема обоюдная. Трудно переоценить, как часто отношения с учителем оказываются важнее природной склонности или несклонности ребенка к тому или иному роду деятельности. Далее — отношение родителей, их представления о будущей карьере ребенка. Они могут почти неосознанно внушать ребёнку чувство, что математика, например, — это сложно, скучно, не очень нужно. Наконец, действительно, изредка, попадаются дети, которые довольно охотно и много читают, в том числе исторические повести и романы, но не успевают по математике и другим точным наукам. Но тут надо иметь в виду, что у них, как правило, возникают проблемы и с иностранными языками — в части грамматики, и с русским — там, где уже не помогает «начитанная грамотность», и с историей — там, где требуются систематический анализ и обобщение.

Литература:

http://www.komi.com/Baby/Psychologist/Literature/Sirotuk/01.htm

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3487/Itemid,118/

http://pedlib.ru/Books/3/0318/3_0318-1.shtml

  1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  2. Сиротюк А.ЛОбучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001
  3. Безруких М.Леворукий ребенок в школе и дома.
  4.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2006.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 2005.