Главные вкладки
Эффективные методы формирующего оценивания в контексте подготовки учащихся к итоговому сочинению
Общепедагогические технологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 498.51 КБ | |
| 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы технологии формирующего оценивания
в контексте подготовки учащихся к итоговому сочинению
Современное образование сталкивается с необходимостью подготовки учащихся к итоговым испытаниям, одним из которых является итоговое сочинение. Итоговое сочинение — обязательное условие допуска к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Без зачёта по итоговому сочинению нельзя написать ЕГЭ. В связи с этим актуальность выбранной мною темы в контексте подготовки к итоговому сочинению становится особенно значимой. Формирующее оценивание, как педагогическая технология, направлено на создание условий для активного обучения, где оценка выступает не только как способ контроля, но и как инструмент, способствующий развитию учащихся.
Рисунок 1. Схемы критериального оценивания и алгоритм его формирования
Изменения, проведённые в рамках обновленных ФГОС, фокусируют внимание на качестве образования и важности личностного подхода к обучению каждого ученика, что требует от педагогов применения различных оценочных инструментов. Например, одним из наиболее эффективных подходов становится использование критериального оценивания.
Критериальное оценивание является важным компонентом формирующего оценивания. Данный подход позволяет учащимся четко понимать, какие требования предъявляются к их работам для получения зачёта по итоговому сочинению.
=
Рисунок 2. Критерии оценивания итогового сочинения
Критерии служат ориентиром для учащихся, что способствует более целенаправленному и осознанному подходу к написанию сочинений.
Определение ясных критериев в контексте подготовки к итоговому сочинению имеет несколько преимуществ.
Во-первых, учащиеся точно знают, что от них ожидается в результате написания своего сочинения.
Во-вторых, они могут оценивать свои работы по установленным критериям, что позволяет им понять свои сильные стороны и области, в которых требуется доработка.
Третьих, это способствует развитию самостоятельности и ответственности за результаты своего обучения.
Важно отметить, что критериальное оценивание не только помогает в оценке работ, но и служит инструментом для самооценки учащихся, что является важным аспектом их личностного роста.
Рисунок 3. Блок-схема подготовки к итоговому сочинению
Эффективная подготовка к итоговому сочинению требует четкого понимания структуры задания и овладения алгоритмами написания текста. Пошаговый подход к этому процессу помогает учащимся уверенно справиться с задачей, начиная с организации своих мыслей и заканчивая написанием завершительного абзаца.
Первым шагом в подготовке к написанию сочинения является структурирование текста. Для упрощения этой задачи рекомендуется использовать унифицированный план, который предоставляет четкие рекомендации по расположению основных частей сочинения.
Итоговое сочинение обычно состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
План итогового сочинения:
I.Вступление (60-70 слов): идея и основной тезис.
II. Основная часть (200-250):
- аргумент 1: доказательство + микровывод),
- аргумент 2: доказательство или контраргумент + микровывод,
III. Заключение (60-70слов): итог рассуждений.
Это избавляет от необходимости самостоятельно подбирать последовательность и содержание сочинения, что особенно полезно для тех, кто только начинает освоение этого навыка.
Далее важным этапом является преодоление страха чистого листа. На данном этапе работу над сочинением следует начинать с небольших заметок или записи идей, чтобы запустить процесс написания. Этот метод позволяет устранить задержки на начальном этапе и способствует поступательному движению к завершению текста.
Следующий шаг — разработка алгоритма написания сочинения. Он включает в себя несколько ключевых этапов: написание вступления, разработку основных аргументов и, наконец, завершение работы заключением. Этот алгоритм служит не только практическим руководством, но и помогает структурировать работу, делая её более логичной и последовательной.
Работа над текстом не всегда подразумевает строгое следование прописанному алгоритму. Все элементы сочинения связаны между собой, и учащиеся могут работать над ними одновременно. Это похоже на создание пазла, где необходимо проанализировать все части и связать их в единое целое. Такой подход позволяет удерживать внимание на общем контексте, что может повысить качество конечного результата.
Развитие навыков написания требует от учащихся креативности. На этом этапе обучения учитель должен включать задания, где ученики смогут пофантазировать и выразить свои мысли. Необходимо создавать условия для активного воображения, вовлекая детей в обсуждения и ролевые игры, связанные с темой сочинения.
Важным аспектом подготовки к написанию итогового сочинения является соблюдение норм грамотности. Учащимся нужно оберегать свою работу от орфографических и пунктуационных ошибок, так как несоблюдение этих норм может отрицательно сказаться на общей оценке восприятия текста. Для этого полезно проводить занятия по разбору типичных ошибок и регулярные практики написания текстов в классе.
Регулярные репетиции и практические задания являются неотъемлемой частью подготовки к ИС. Также следует предусмотреть промежуточные этапы, где учащиеся могут получать обратную связь от учителя.
Обратная связь, как важный элемент формирующего оценивания, позволяет учащимся не только осознать свои ошибки, но и понять, как их можно исправить. Эта связь должна быть конструктивной, своевременной и конкретной, чтобы учащиеся могли использовать ее для дальнейшего улучшения своих работ. Важно, чтобы обратная связь не ограничивалась лишь указанием на недостатки, но и включала положительные аспекты
Рисунок 4. Метод обратной связи
Существует ряд методов, которые помогают организовать обратную связь в образовательном процессе. Один из них – «метод бутерброда», когда учитель совмещает критику с похвалой. Критика становится «начинкой», которую обволакивают приятные слова. Учащиеся начинают понимать свои сильные и слабые стороны, что позволяет делать акцент на тех аспектах, которые необходимо развивать или улучшать.
Рисунок 5. Метод взаимного обучения
Групповая работа как метод взаимного обучения, где ученик учит ученика, позволяет учащимся обмениваться мнениями и идеями по поводу своих текстов.
Принцип работы: группа учащихся выполняет одно и то же задание, например, пишут сочинение, после чего работы распределяются между участниками группы для оценивания и обратной связи. Ученики обсуждают свои сочинения и дают друг другу советы по их доработке.
Такая система обучения не только развивает навыки коммуникации, но и формирует чувство ответственности за общий результат, что является важным аспектом в подготовке к итоговому сочинению.
Индивидуальные консультации, как персонализированный подход, также играют важную роль в процессе подготовки. Они позволяют учителю учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и развивать его потенциал.
Таким образом, простые, но эффективные методы формирующего оценивания, такие как критериальное оценивание, пошаговая подготовка, обратная связь, групповая работа и индивидуальные консультации играют ключевую роль в подготовке старшеклассников к итоговому сочинению. Эти методы не только способствуют улучшению навыков написания, но и создают конструктивную атмосферу для взаимодействия между учениками, что в конечном итоге позволяет им более уверенно подходить к написанию итогового сочинения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План итогового сочинения: I .Вступление : идея и основной тезис. II . Основная часть : аргумент 1: доказательство + микровывод; аргумент 2: доказательство или контраргумент + микровывод. III . Заключение : итог рассуждений.
Метод обратной связи похвала критика снова похвала Метод «Бутерброд»
Метод взаимного обучения Взаимное обучение – это взаимная оценка (или p eer-to-peer оценка), когда ученик учит ученика. Индивидуальные консультации
Благодарю за внимание!




