Клятва детского психолога

Бондарчук Неля Николаевна

Клятва детского психолога

Эссе психолога

Разработка занятия с подростками

Школьные заповеди для обучающихся

Разработка занятий по предпрофильной подготовке  8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клятва  детского психолога

 

 Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.



Предварительный просмотр:

                                                              Эссе.   

Я  педагог- психолог.  А еще я  Мама,  Дочка – любящая и любимая. Люблю все  времена  года, а особенно, весну, солнце, цветы, пение птиц. Мне нравится смотреть, когда люди улыбаются, любят, дарят друг другу тепло и радость; мне нравится слышать детский смех, он как тысяча колокольчиков звенит и проникает в самое сердце.

  Я очень люблю Жизнь, где есть счастье и боль, веселье и грусть, встречи и расставания, смелость и страх, участие и безразличие…Любое из этих проявлений Жизни прекрасно, позитивные эмоции и чувства дают нам уверенность, спокойствие, определенность, а негативные дают нам огромную возможность двигаться вперед. Все проблемы решаемы, и необходимо  смело идти по пути к Свету.

     Каждый человек, который  приходит в этот  Мир  стремится к  любви, развитию, признанию. Каждый человек – это особая Планета, которая является  огромной ценностью Вселенной.  Это Звезда со своим особым внутренним миром, она уникальна тем, что не похожа на  других.

  Мне   очень нравится высказывание одного мудреца о том, что ни один человек не приходит в этот  мир просто так, в его появлении на Земле заинтересована Вселенная. Она нуждается в  нём,  потому что  именно  в этом  Человеке  заложены такие задатки, способности и таланты, которые необходимы Миру  сейчас,  в этот  период  его развития. Человеку  же необходимо развить и приумножить то, чем одарила его Природа, а помочь ему в этом  могут  родители и учителя, психологи.

 Мы, педагоги, являемся  свидетелями самого загадочного явления во Вселенной – развития личности ребёнка.

 Детство - самый важный период в его  жизни.  Все, что происходит в детстве: события, встречи, впечатления, -оставляют глубокий след в душе  маленького человека.  Чувства, эмоции, ощущения, испытываемые в этот период, будут сопровождать человека всю его жизнь.

  И поэтому  слова  В. Сухомлинского стали  девизом  моей работы  с детьми.

      «Каждое слово, звучащее в стенах  школы,  должно быть            продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным  и – это особенно важно - обращённым к совести  живого конкретного человека.

        Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который,  прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь  грубые рубцы».

  Каждый собеседник,  ребёнок или взрослый,  - это новый Учитель в моей жизни, поскольку все мы чему-либо учимся друг у друга.   А  ещё – это новая история судьбы, совершенно удивительная и особенная, не похожие на другие   Радость и  Печаль,  Горечь и Любовь, Успех  и Поражение.

  Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

      Пространство нашего  внутреннего мира- это страна, и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства,  желания, возможности, стремления служили нашему «Я» верой и правдой.

  В простоте много красоты. То, что просто,  близко  к  Истине.      

    Понимать и тонко чувствовать  ребёнка, человека - моё  призвание.

 Я  теперь точно знаю, что человеку для  счастья  нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха, и он пойдёт по лестнице Восхождения к  Свету и Истине. Ведь в каждом человеке  изначально заложено « Я –есть», « Я -хороший »,  « Я- могу».

     Всё, что нужно нашим детям, - это Любовь, безопасное пространство и семья, которая всегда готова принять без каких - либо условий.

  Хочу  закончить  свое  эссе   обращением к  учителям  и родителям.

  Обращение  к учителям!

  Уважаемые учителя! Прислушивайтесь к тому, что говорят  дети: именно они нас учат, как нужно жить, они знают,  как  радоваться каждому дню и ценить столь долгожданную улыбку на лице своих родных,  своего учителя, воспитателя. Давайте  поможем им сберечь и приумножить эти знания!

  Энергия любви - это то, что согревает и радует сердца, что позволяет не поддаваться тревоге, что порождает добрые слова и пожелания, сохраняет в душе веру, уверенность, побуждает  к знаниям, развитию.

 Обращение к родителям.

     Уважаемые родители!  Вы открываете дверь ребенку в этот мир. Он Ваше продолжение, но не Ваша собственность. Если Вы хотите добра своему  ребёнку, спросите себя, где кончается «ему это нужно» и начинается «я этого хочу»? Любовь, принятие помогут Вам услышать сердцем вашего ребенка. И самой большой наградой  будет то, что Ваш ребенок, захочет  заботится  о своих детях так, как Вы заботились о нем.

 Я желаю благополучия и тепла Вашим семьям, мудрых учителей детям…Но вместе с тем, помните, что именно Вы являетесь самыми главными воспитателями и учителями Ваших  детей. Даже самый высоко квалифицированный педагог не понимает и не чувствует настроения и чувства ребенка лучше Вас.  УДАЧИ  Вам, ЛЮБВИ и УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

Занятие с младшими подростками

Тема: В  поисках мирного пути выражения чувств.

Цель: Нахождение  учащимися мирного пути  выражения чувств, способствующего  установлению доброжелательных отношений и взаимопонимания.

  1. Приветствие.

     Цель: Развитие  эмпатии, дружеских отношений, положительный       настрой  на  занятие.

  Добрый день, Солнце, Добрый День, Небо, Добрый День, Всем.

  Посмотрели друг на другу, улыбнулись друг другу, пожелали мысленно друг другу  всего хорошего.

       

       2. Психологическая разминка. знакомство

 Цель:  Актуализация знаний о настроении, чувствах человека

         

       Каждый назовёт своё  имя и  цвет своего настроения, которое он испытывает

Все в кругу по очереди передают мячик и называют своё настроение.

У  всех разное настроение и разные чувства. Все мы  разные.

       Основная часть.

     3.Найдите спрятанные слова,  которые помогут определить вам  тему нашего разговора.

      ТЦКТИЩРАДОСТЬГНПВОЧЯЗГРУСТЬСЧЦГДОБИДАФФВЕСЕЛЬЕКНГ

   РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, ВЕСЕЛЬЕ.

 

О чём мы с вами сегодня поговорим о чувствах, которые  испытывает человек в своей жизни.

Всем знакомы эти чувства.

     4.Какие ещё знаете чувства, которые испытывает человек  в жизни:

     

     веселье                     злость

     обиду                        досаду

удовлетворение       разочарование

удивление                счастье

тревогу                     страх

радость

   

5.Можно ли эти чувства  разделить на группы.

Позитивные чувства  и негативные чувства

Игра: Продолжи  предложение.  

Поиграем со словом радость.

Я испытываю радость, когда…

Я испытываю грусть…

радость                                    злость

веселье                                    гнев                            

удовлетворение                     страх

счастье                                    тревога

6. Соотнесение картинки и  чувства, как вы узнали?

По мимике, жестам, движениям, позе.

Как ведёт себя человек,  который испытывает  положительные  чувства?

Как ведёт себя человек, который испытывает отрицательные чувства

7.Как ведёт себя человек, который испытывает радость?

Предположительные ответы детей фиксируются на доске.

Ему радостно и хорошо и тем, кто рядом с ним тоже радостно и хорошо, он смеётся, радуется, открыт к общению, приятно общаться.

 

8.Когда человек испытывает злость,  обиду, страх, тревогу?

     -  когда его не поняли;

-  незаслуженно наказали;

- обидели;

- когда у него что- то не получается;

9.Как ведёт себя человек, который испытывает  злость, обиду, страх:

Плачет, злится ,агрессивен,  хочется  ударить, обозвать.

10. А всегда ли хорошо находиться рядом с человеком, который испытывает  боль, грусть, злость, обиду.

Ответы детей фиксируются на доске.

-   грубит, хочет ударить, обозвать.

11.Когда человеку бывает больно и обидно:

- когда его не поняли:

- когда его обвинили;

- обманули;

- не выслушали;

- не выполнили обещание.

12. Рассмотрим схему « Мои чувства»  и подумаем, как  можно выразить свои чувства.

                                               

                                         

                                             

                                      Мои чувства

Факт

                                                                     

                                                               

                                                           

                                                                     

                                                             

Поделились на группы:

Друг взял у меня книгу на три дня.  Она  мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня,  а книги нет. Я звоню другу и говорю: «…»

Правила группы:

  1. выбирать секретаря.
  2. выбирать того, кто будет  представлять  мнение группы.
  3. остальные ребята- генераторы идей,- предлагают свои версии.

 

Предложенные версии  ребята разбирают  по схеме.

Подавить чувство: не выразить никак, будто ничего не произошло, говорю, как будто не испытываю боли. Это вредно для здоровья.

Выразить агрессию: угрозы, оскорбления, всем больно и обидно.

Выразить мирно: говорю о своём чувстве, но не обвиняю тебя. Говорю дружелюбно.

Нашли  мирный путь выражения чувств?

Итог:

           1. Что запомнилось из того, что происходило на занятии.

           2. Выскажите своё отношение к занятию.

     

     



Предварительный просмотр:

                              Школьные   заповеди  для  обучающихся.

          1. Всё главное в судьбе человека начинается со школы.  Каким ты станешь в  школьные  годы, таким ты будешь в последующей жизни.

       

        2.  Школьная жизнь сложна и однообразна: в ней немало радостей, но есть и печали. Учись мужественно переносить печали и неприятности. Не ошибается  тот, кто  ничего не делает. " Не срывай " неудачи и плохое настроение на  одноклассниках  и  учителях..

       3.   Ты постоянно растёшь, развиваешься, изменяешься. Помоги сам себе стать

   хорошим человеком. Займись самовоспитанием.

      4.  Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы

    людям с тобой было хорошо.

       5. Если случится ошибиться, оступиться – не выкручивайся и не ври . Будь честен  прежде  всего перед самим собой.

      6. Если возникнут проблемы, не оставайся с ними наедине. Обратись к человеку, которому ты доверяешь, расскажи ему о своих переживаниях. Это поможет  тебе решить твои проблемы. Запомни, что из каждой ситуации есть выход.

 

   7. Хочешь, не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям  жить плохо.

   8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя  попросят.

 9.  Дорожи школьными друзьями, не предавай их. Старайся оставить о себе

  добрую память.

       

       

                                       



Предварительный просмотр:

                      Конспект   урока  по теме  « Я и Мир профессий».     8 класс

Цель урока:  Оказание   информационной   поддержки   в  развитии  профориентационной   компетентности ( знание о разных профессиях,

потребность в выборе будущей профессии).

Задачи:

      1. Расширить  знание  о  мире  профессий.

2. Познакомить  обучающихся  с  престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.

3.Развивать навыки группового  взаимодействия ( умение выслушать и понять другого).

4. Познакомить обучающихся  с житейским способом выбора профессии.

Материал:  карточки разных цветов,  презентация по теме урока,

карточки с  описанием  профессий,  карточки  с  адресами сайтов  по профориентации.

Ход  урока.

Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру  (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета,  садятся за определённый стол.

Учитель даёт характеристику  группам учеников  в зависимости от выбранного цвета.

Те, кто выбрали:

- синий цвет- чувствительные и впечатлительные  люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и  хорошим эстетическим развитием;

- зелёный  цвет-  испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний,  озабочены собственным статусом в коллективе;

- жёлтый  цвет- мечтательны с богатым воображением,  любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

     - красный - активные, энергичные,  деятельные, напористые, шумные.

     Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями,  интересами, каждый из нас -  это отдельный мир  знаний, эмоций, чувств,  переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Ребята  называют  общее, то ,что их объединяет,  педагог- психолог фиксирует  на  доске.

 Ход урока.

Педагог- психолог.

Сегодня мы с вами проведём  урок- игру.  Тему  этого урока вы  назовёте  сами, когда решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

Расставьте буквы на свои места и вы  сможете назвать тему урока.

На слайде   анаграмма:  ИРМСПФРСЕОЙИ.(  Мир профессий)

Тема  урока: Я и мир профессий.

Педагог- психолог.

Мы  познакомимся с   престижными, редкими и новыми  профессиями, узнаем о предмете труда  этих профессий, поговорим  о способах выбора профессии.

Начнём с  игры.  Какая команда  назовёт больше профессий на заданные буквы.  

На  слайде   даны  буквы   К, М, Ф, П.  Нужно  написать  профессии, которые начинаются  на эти буквы.

Подводим  итоги игры, зачитываем  названия  профессий,  называем предмет  труда каждой профессии.

Педагог- психолог.

Мы с вами перечислили  профессии, которые знаем,  о которых  слышали. Всего профессий и  специализаций  существует около 40 тысяч.

Где можно  получить информацию  о профессиях?

Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

Учитель  показывает слайд  с адресами  интернет- сайтов  профориентации.

-портал «Учёба.ру,

раздел «Профессия».

-справочник профессий

на сайте E-xecutive.

-www. zarplata.ru

-   Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ 

 - Человеческие ресурсы Урала «Профориентация» [Электронный      ресурс].  Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation 

-      Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ 

Педагог- психолог.

Мы   живём  в  информационном,  в   высокотехнологичном   мире,  где  появляются  новые  профессии.  Какие  новые профессии  вы знаете?

После ответов обучающихся  учитель показывает слайд:

Бренд-менеджер, букмекер, диджей , имиджмейкер, риелтор

крупье, логистик,  маркетолог , мерчендайзер , продюсер.

Ребята вместе  с учителем  дают характеристику предмета труда каждой профессии.

В ряду с новыми профессиями  существуют и редкие профессии.

Почему их называют редкими?

Педагог- психолог   показывает слайд с  перечнем редких  профессий.

Дегустатор, кинолог , лесник/ егерь, художник — мозаичник,

специалисты  по запахам, ремюер, священник, стеклодув,

трубочист, частный детектив/ сыщик.

Педагог- психолог.

Вы все слышали о том, что существуют престижные  профессии.

Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным ?

Ребята перечисляют, учитель фиксирует на доске.

     Менеджер,  врач, банкир/ служащий банка, экономист/ финансист,

бизнесмен/ предприниматель, министр/ депутат/ государственный служащий, работник компьютерной фирмы/ программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса.

           Почему эти профессии называют  престижными?

          Ответы детей: об этих профессиях  часто говорят в СМИ,  это    востребованные профессии,  это высокооплачиваемые профессии. Модные профессии.

Педагог- психолог.

А сейчас  проведём игру  – дискуссию  «Кто нужен нашему городу».

Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

Обсуждение:  

  1. Сможет ли жить и процветать наш город   с таким набором профессий? Почему?

                Выводы жителей города.

Городу нужны  разные профессии и  специалисты  разных уровней из

всех сфер общественного производства.

Престижность профессии  зависит от человека, от его способностей,

возможностей  и умения реализовать себя, добиться успеха в  профессии.

Житейский способ выбора профессии.

          ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

          ПРОФЕССИЯ -  должна соответствовать  возможностям и способностям  

           человека;

          ПРОФЕССИЯ – должна быть  востребованной на рынке труда.

                                                         Педагог- психолог Бондарчук Н.Н.

                                                        МОУ « СОШ №14» г. Нефтеюганск

                                                        ХМАО, Тюменская обл.

           Литература.

1.Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по  организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

2.Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3.Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального  самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2000.