Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы.
Тьюторство в старшей школе призвано обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, расширение социального пространства старшеклассника, опробование потенциальных возможностей и способностей, самоопределение в жизненном и профессиональном планах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.Н. Бондарчук
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника многопрофильной школы как средство самоопределения в жизни и будущей профессии
Тьюторство - это новая профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников будет проходить с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Л.И.Божович, известный психолог, исследуя периодизацию психического развития человека в старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, целями и задачами. Исходя из данной логики рассуждений, в старшей школе необходимо создать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно и результативно.
На наш взгляд, именно, тьюторство, тьюторское сопровождение в старшей школе призвано создать такие условия, которые способствуют формированию ответственности за выбор собственного образования, образовательного маршрута, за самоопределение в личностном и профессиональном планах. Как мы понимаем, на современном этапе развития общества задачами образования и воспитания являются не только развитие целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у старшеклассников индивидуальной активности в области самообразования, самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни. «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке). Ведь инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, требуют появления на рынке труда инициативных молодых людей, готовых к постоянным инновациям и изменениям в социальной, экономической, политической сферах страны.
В этом учебном году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос о создании необходимых условий для индивидуализации учебного процесса, расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников стал актуальным и насущным.
Особое значение, в данном случае, имеет тьюторское сопровождение старшеклассника многопрофильной школы, которое направлено на:
- индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- расширение пространства социальной деятельности обучающихся через включение их в различные формы публичных презентаций, конкурсов, олимпиад, форумов, организацией профильных проб, стажировок и практик «взрослой жизни»;
- организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, значимых образовательных историй и событий.
Организация тьюторского сопровождения в нашей школе предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:
- предметной компетентности старшеклассника – знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;
- управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация);
- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;
- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.
Осуществляя тьюторское сопровождение старшеклассника, используем специальные проектные и аналитические технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, ролевые игры, аналитические эссе, дебаты, коммуникативные игры, форумы, где старшеклассники получают огромный опыт опробования себя в той или иной деятельности, имеют возможность обсудить с тьютором свои успехи, достижения, поражения, наметить пути дальнейшего продвижения.
Мы считаем, что именно тьюторское сопровождение приведет к тому что ребята смогут:
- реализовать собственную индивидуальную образовательную программу;
- развить свой личностностный потенциал: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
- самоопределиться в выборе профессиональной сферы и будущей профессиональной деятельности;
- проявить образовательную активность;
- научиться анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;
- развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
- сформировать проектные, исследовательские, социальные компетентности;
- получить опыт работы в команде.
В ходе работы встал вопрос об отслеживании и фиксации результата тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы старшеклассника нашей школы, нами выделено несколько способов отслеживания результата:
- образовательный мониторинг;
- наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, эссе, образовательная картография, портфолио старшеклассника;
- анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
- анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;
- анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;
- анализ данных о жизненных траекториях выпускников.
Мы считаем, что тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы является средством индивидуализации и профилизации старшеклассников многопрофильной школы. На наш взгляд, старшая школа должна стать институтом социализации обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора и жизненных планов. Поэтому в старшей школе необходимы условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и перспектив.