Элективные курсы в профориентационном самоопределении

Борисова Валерия Леонидовна

Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и своей жизнедеятельности. Профессиональное самоопределение предполагает наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних и внутренних препятствий. Решение проблемы самоопределения учащихся мы видим во внедрение в базисный план школы элективные курсы поддерживающий основной профиль школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopr_shk.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова В.Л.

Педагог – психолог МОУ «СОШ № 42»

г. Братска Иркутской обл.

Элективные курсы в профориентационном самоопределении

личности школьника

Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и своей жизнедеятельности. Профессиональное самоопределение предполагает наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних и внутренних препятствий. Решение проблемы самоопределения учащихся мы видим во внедрение в базисный план школы элективные курсы поддерживающий основной профиль школы.

Педагоги, работающие по программе профильного обучения нашей школы, стремятся стимулировать активность старшеклассников на их самоопределение и самоутверждение, дают возможность свободно выбирать тот дополнительный объем образования, который в наибольшей степени соответствует их интересам, потребностям и жизненным целям.

В специальной литературе выделяют несколько видов электив ных курсов. Первый вид - это своеобразное дополнение базовых про фильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения то го или иного учебного предмета. Второй вид - это курсы, направлен ные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи. Третий вид элективных курсов направлен на подготов ку школьников к сдаче ЕГЭ или на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т.е. имеет «репетиторскую» на правленность. Четвертая разновидность элективных курсов может быть ориентирована на приобретение школьниками определенных, часто узкоспециализированных навыков, необходимых для приобре тения определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда. Пятый вид элективных курсов носит внепредметный характер и не связан непосредственно с профилем обучения школьника. Такие курсы направлены на удовлетворение тех интересов учащихся, кото рые не связаны с рамками школьной программы и предназначены для расширения кругозора старшеклассников.

Наша же школа идет по пути развития у школьников определенных, специализированных навыков и умений, необходимых для приобретения желаемых профессий и адаптации их на рынке труда.

Работая по программе профильного обучения, представляю три программы элективных курсов, одна из которых проводится в 9-м классе, другая в 10-м классе и третья в  11-м классе. По мере расположения учебного материала и по его содержанию все программы связаны между собой. Проводимые раз в неделю уроки элективных курсов «Я подросток – мир профессий!», «Психология управления в экономике» и «Основы конфликтологии» по сути дела являются целостной системой уроков, направленных одновременно на укрепление гуманитарных основ личности школьника и формирование у него оснований профессиональной деятельности в системе «человек – человек».

Несомненным достоинством программ является детальная разработка каждого урока от постановки целей до содержания  форм контроля, подобран пакет диагностического материала и разработан урок – зачет. Тематика уроков направлена на организацию развития интереса изучать свой внутренний мир, интеллектуального и социального развития школьника, развитие лидерских устремлений.

Каждый элективный курс содержит четыре основных компонента: мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и личностный.

Мотивационный компонент обеспечивает направленность на творческое усвоение знаний, развивая любознательность, интерес, стремление к достижению цели и лидерству.

Интеллектуальный компонент включает в себя два взаимосвязанных компонента: интеллектуально-логический и интеллектуально-эвристический, т.е. осуществляется развитие способностей к сравнению и анализу, абстрагированию, умению объяснять и доказывать, а также развитие способностей ассоциативно мыслить, видеть противоречия, способность критически мыслить.

Коммуникативный компонент характеризуется способностями использовать опыт других, сотрудничать, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в своей правоте, способностью успешно разрешать конфликты.

Личностный компонент выполняет важные регулятивные функции в процессе развития личности подростка через развития таких качеств как честность, решительность, смелость, способность ставить перед собой цели и задачи, уверенность в себе и др.

Элективный курс «Я подросток – мир профессий!» представляет собой программу предпрофильного обучения для учащихся 9 классов. Данная программа рецензирована к.п.н., доцентом В.Д. Харченко, утверждена на заседании кафедры О. и СП. и рекомендована к реализации.

Программа курса создана на основе следующих программ:

  1. Программа учебного курса «Учись нравственному воспитанию» (автор – кандидат психологических наук А.А. Востриков).
  2. Программа интенсивного курса «Культура эмоций» (автор – кандидат психологических наук А.А. Востриков).
  3. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор- А.С. Прутченков).
  4. Программа учебного курса «Психологические занятия с подростками» (автор – О. Шевнина).

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов для учащихся.  Занятия проходят 1 раз в неделю в течение второго полугодия.

Цель:

  1. Помочь подростку стать  социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познания самого себя, человеческих отношений.
  2. Помочь определить свои жизненные планы, продвинуться в плане своего личностного развития и самоопределения.
  3. Оказать помощь в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Задачи:

  1. Выявить интересы и склонности учащихся, направленности личности, первичных профнамерений.
  2. Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции.
  3. Способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию, создавать условия для раскрытия творческого потенциала.
  4. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  6. Выявление интересов, склонностей учащихся и направленности личности.
  7. Определение социальных установок и оказание помощи в определении мотивации выбора профессии.

Элективный курс для учащихся 10 класса профильной группы «Психология управления представляет собой краткосрочный учебный модуль  профориентационного компонента учебного плана.

Курс состоит из практической и теоретической частей, и рассчитан на 18 тем, 34 часа в год (1час в неделю). Теоретическая часть включает в себя информационно-просветительские лекции общей психологии и психологии управлении. Практическая часть включает в себя:

  1. проведение исследований с учащимися направленных на выявление уровня мотивации обучения,
  2. уровня развития психических процессов и самоопределение личности,
  3. тренинговые и релаксационные упражнения, направленные на развитие умений учащихся позитивно вступать в контакт с людьми, вести деловое общение, планировать свою деятельность и уметь расслабляться после тяжелой и напряженной умственной деятельности.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с теорией психологии управления и дать основные знания из области практической психологии.
  2. Помочь определить свои жизненные планы, продвинуться в плане своего личностного развития и самоопределения.
  3. Оказать помощь в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты в области психологии управления.
  2. Формировать профессиональное сознание и осознанность профессионального намерения.
  3. Способствовать формированию активного самосознания.
  4. Способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию, создавать условия для раскрытия творческого потенциала.
  5. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Данная программа элективного курса рецензирована зав. кафедрой общей и специальной психологии, к.п.н., доцентом В.Д. Харченко, утверждена на заседании кафедры О. и СП (май, 2007г.) и рекомендована к реализации.

Элективный курс «Психология управления. Основы конфликтологии» составлен на основе  программы  «Практикум по конфликтологии» Емельянова Станислава Михайловича, таким образом, программа является адаптированной для учащихся 11-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений. Данная программа утверждена директором ГИМНЦ ДО г. Братска А.А. Беспаловой и заведующей ПМПК г. Братска А.Н. Исратовой. 

Цель курса: формирование и развитие у учащихся навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности.

Задачи курса:

  1. формирование интереса к другому человеку как к личности;
  2. развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование навыков самоанализа;
  3. развитие и укрепление чувств взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  4. развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
  5. развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Элективный курс рассчитан  на 36 часов в год (1 час в неделю) и содержит: 1 семинар, 9 лекционных занятий, 11 практических занятий и 1 занятие в форме контрольного зачета.

Содержание каждой темы включает краткое конспективное изложение основных теоретических положений, список источников для углубленного изучения темы, контрольные вопросы, а также методические разработки конкретных занятий. Всего в содержании 24 таких разработки.

При этом,  в зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки,  предлагаются самые различные формы проведения занятий: деловые, дидактические и ситуационно-ролевые игры, дидактические тренинги и др., в содержании некоторых практических занятий включены развивающие упражнения. Многие практические занятия проводятся методами изучения, анализа и обсуждения конфликтных ситуаций, выполнения тренинговых упражнений.

Контроль за системой усвоения теоретических знаний и практических учений осуществляется с помощью методов наблюдения (поведение во время тренинговых упражнений),  беседы (анализ проблемных ситуаций), анкетирования (теоретические вопросы раздела «Психология управления» и «Основы конфликтологии») и тестирования (личностный рост учащегося).                         

Завершающий штрих программ  - это список литературы, который представлен виде обязательной и дополнительной литературы для руководителя курса и учащихся, осваивающих данную программу.

Литература:

  1. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками». – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
  2. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». М.: Академия, 1998.
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  4. Ермаков Д.С. «Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения» / Профильная школа №3/,  2004. 
  5. Гришина Н. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
  6. Дружинина В.Н. «Психодиагностика общих способностей». – М.: ИЦ «Академия», 1996г.
  7. Козырев Г. И, Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.
  8. Кречжде С.П. «Психология формирования профессиональных интересов». Автореферат дис. док. псиол. наук. – Киев, 1982.
  9. Колесников А.Н. «»Психология делового преуспевания». – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 304 с.
  10. Курбатов В.И. «Искусство управлять общением». – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997г. – 352 с.
  11. Линчевскип Э. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика, 2000.
  12. Микляева А.В. «Я – подросток. Встречи с самим собой» программа уроков психологии. – СПБ.: Речь, 2003.
  13. Розанова В, Л, Психология управления: Учебно-практическое посо бие. — М.: Журнал «Управление персоналом», 1996. — Ч. 1; М., 1997.-4.2.
  14. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
  15. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб.: Лань, 1997.
  16. Черникова Т.В. «Профильное обучение. Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности». – М., 2006г. 
  17. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск: Амалфея, 1996.