Психологический тренинг "Круг помощи"
Развитие групповой сплочённости, развитие эмпатии у участников тренинга, умения общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умения осуществлять рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zanyatie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 56
Московской области
Психологический тренинг
«Круг помощи»
Подготовила:
педагог-психолог
Гавшина М. И.
2012 г.
Цель: развитие групповой сплочённости.
Задачи: развивать эмпатию у участников тренинга, умение общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.
Предварительная работа: самотест «Общительность».
Оборудование: листы формата А4 на каждого участника, ручки, магнитола.
План работы:
- Принятие правил работы в группе.
- Знакомство с участниками тренинга. Упражнение «Имя».
- Проведение упражнения-приветствия «Обмен».
- Проведение упражнения «Рисунок на спине».
- Рефлексия, обсуждение в общем кругу.
- Проведение игры «Свет мой зеркальце скажи».
- Рефлексия, обсуждение.
- Проведение упражнения-релаксации «Найди свою звезду».
- Рефлексия.
- Упражнение «К.У.Б.О.У».
- Рефлексия, обсуждение.
- Тренинговое упражнение «… зато ты»
- Упражнение «Вверх по радуге».
Ожидаемый результат: Развитие рефлексивных особенностей, снятие напряжения, развитие эмпатии, сплоченности в группе.
- Принятие правил работы в группе.
Ведущий объявляет правила работы и объясняет их значение:
- говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
- желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
- критикуя-предлагай;
- не давать оценок другим участникам;
- вся личная информация, сообщённая на занятии является закрытой.
- Знакомство.
Упражнение «Имя»
Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
Ж - жизнерадостная
А - активная
Н - новая
Н - необычная
А – артистичная
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.
- Продолжим знакомство упражнением «Обмен».
Цель: возможность познакомиться, задействовать вербальные и невербальные средства.
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что- то приятное, комплимент или пожелание.
- Упражнение «рисунок на спине»
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, невербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
«А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
- Рефлексия, обсуждение в общем кругу.
1.Что помогало понимать и передавать ощущение?
2.Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?
3.Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
При желании участников упражнение повторяется, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
- Игра «Свет мой зеркальце! Скажи»
Цель: Развивать умение замечать и находить в партнере индивидуальные особенности, качества присущие только ему; оценивая, при этом как поступает партнер в той или иной ситуации.
«Вспомните, пожалуйста, сказку А.С Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Сначала я предлагаю поупражняться в мимических движениях, поднять брови, опустить, нахмурить брови. Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представьте свой мимический образ партнеру.
Хорошо, продолжаем. В сказке есть слова, которые произносит царица, сидя перед зеркальцем, помните: »Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Мы сегодня попросим зеркальце рассказать, какие мы. Роль зеркальца и царицы вы распределите в парах. » Зеркальце» внимательно посмотрит «на царицу», подумает, как и что о нем можно рассказать. Только для зеркальца не внешность, а более качественная характеристика важна, оценка жизненных проявлений, ситуаций, поступков. По сигналу «начали», первая пара по порядку, начинает игру, царица спрашивает, зеркальце отвечает. Внимание, начали!»
- Рефлексия:
1.Что вызвало затруднение, легко ли охарактеризовать человека?
2.Как чувствовал себя партнер, согласен с мнением о нем?
- Упражнение «Найди свою звезду»
Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
«Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть.
Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).
Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к супням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза».
- Рефлексия:
1)Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды.
2)Какие чувства испытывали?
3)Что показалось трудным?
4)Какое настроение у вас сейчас?
- Упражнение К.У.Б.О.У.
Цель: развитие чувства эмпатии, умение объяснить друг другу, при помощи невербальных средств общения.
«Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется».
- Рефлексия:
1.Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему?
2.Что помогало вам?
3.Что вам мешало?
А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?
- Тренинговое упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
- Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Приложение №1
Методика самотест «Общительность»
Методика самотест «Общительность» предназначена для изучения уровня общительности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Инструкция. Будьте внимательны! Возьмите лист бумаги, напишите дату самотестирования. Ваша задача - прочитать утверждение, написать его номер в листок и оценить, насколько это утверждение верно для Вас. Если верно, то надо напротив его номера поставить знак «+». Если неверно, то напишите знак «-». А если Вам трудно ответить, можете поставить знак вопроса. Но это допускается только в крайних случаях.
Задание.
1. В свободное время я стараюсь быть среди людей.
2. Доверие к людям чаще приводит к неприятностям.
3. В жизни важнее самостоятельность или независимость, чем умение понимать других людей.
4. Я люблю шумные и веселые компании.
5. Я хорошо запоминаю имена и лица новых знакомых.
6. У меня часто возникает желание помочь другим.
7. Мне трудно вести себя с людьми естественно и непринужденно.
8. Я люблю что-то организовывать для других.
9. Меня раздражает откровенность и многословность некоторых знакомых.
10. Часто я могу понять настроения и желания незнакомых мне людей.
11. Я обычно трудно схожусь и знакомлюсь с новыми людьми.
12. Меня мало интересует личная жизнь моих знакомых.
Еще раз прочтите все утверждения и проверьте свои ответы. Желательно готовые ответы не исправлять. Первая реакция очень точна.
Обработка результатов. Напротив, из 12 номеров поставьте после своего ответа значение ключа (правильный ответ для теста). Будьте внимательны: его надо написать в скобках. Значение ключа по каждому утверждению: 1(+), 2(-), 3(-), 4(+), 5(+), 6(+), 7(-), 8(+), 9(-), 10(+), 11(-), 12(-).
Во время обработки старайтесь не исправлять свои ответы. Подсчитайте теперь количество совпадений. Если вы не все поняли, прочтите порядок обработки результатов еще раз.
Количество совпадений может измениться от 0 и 12.
Анализ результатов. Настройтесь быть самокритичным. Принимайте даже что-то неприятное для вас спокойно.
Результат выше 9-ти баллов считается высоким и свидетельствует о достаточно выраженной у вас способности к общению. Вы умеете контактировать с людьми, понимать их. Если вы были точны в самооценке, то у вас развито чувство сопереживания с людьми. Вы скучаете в одиночестве, и вам лучше, уютнее в кругу друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Вы готовы к сотрудничеству, заботливы, внимательны и даже в конфликте доброжелательны.
Сумма совпадений меньше 5-ти баллов не считается плохой. Просто вам интереснее и лучше быть одному или только с близкими людьми. В общении вы вежливы, корректны, но в меньшей мере, чем можно было бы, степенны, естественны, свободны. Если есть желание, то вам следует подумать о развитии у себя способности и умения общаться.
При значениях меньше 9 баллов анализ можно провести, выписывая те же утверждения, по которым у вас нет совпадения. Их содержание позволит составить план совершенствования своего умения общаться. В первую очередь надо обратить внимание на развитие способности сопереживать детям и подросткам, понимать их потребности, настроения. В общении важны также находчивость, доброжелательность, сердечность, грамотная речь; хорошая память на лица, имена; здоровое чувство юмора и т.д.
Список используемой литературы:
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
- Л. Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2005 г.-271 стр.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 500 с. ("Практикум по психологии").
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
- «Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2004 г. – 238 стр.