Методические рекомендации по программе "Азбука настроения для младших школьников"

Комарова Татьяна Викторовна

Методические рекоендации воспитателям семейных воспитательных групп для работы по программе "Азбука настроения для младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendacii_po_programme_azbuka_nastroeniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«ВОЗВРАЩЕНИЕ».

Отделение семейных воспитательных групп

Методические рекомендации

воспитателям семейных воспитательных групп

для работы по программе

«Азбука настроения

для младших школьников».

Педагог – психолог

Комарова Татьяна Викторовна

Саратов 2010

Введение.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции дают детям информацию об их состоянии.

Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Негативные эмоции сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка говорят детям, что их любят и ценят.

Любая эмоция чему-то учит, поэтому взрослые должны помогать детям, понять собственные эмоции, внимательно относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться с многообразием испытываемых эмоций.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими эмоциональными переживаниями. Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Дети младшего школьного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти.

Однако воспитанники семейных воспитательных групп, имеющие социально-педагогическую запущенность, задержку психического развития, умственную отсталость, имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Опыт работы показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями надо как можно раньше. В дошкольном возрасте с миром эмоций ребенок знакомится в игровой деятельности и с помощью методов психогимнастики.

В младшем школьном возрасте репертуар методик расширяется: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, развивают навыки рефлексии собственных состояний. Дети с удовольствием выполняют практические задания. Появляется возможность использовать методы сказкотерапии, арт-терапии, релаксации, коммуникативные игры.

Структура программы.

Цель программы «Азбука настроения для младших школьников» - помочь детям осознать свои эмоции, научится различать эмоции  у себя и своих сверстников, адекватно выражать их.

Программа направлена на решение следующих задач:

Знакомство несовершеннолетних с основными эмоциями.

Формирования у несовершеннолетних навыка распознавания своих эмоций и эмоций окружающих людей.

Совершенствование эмоциональной экспрессии.

Формирование навыка высвобождения и адекватного выражения эмоций.

Комплекс занятий предназначен для детей младшего школьного возраста. Возможно его использование в работе с детьми от 6 до 12 лет: с дошкольниками при условии достаточного уровня познавательного развития, с детьми 11-12 лет, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.

Программа «Азбука настроения для младших школьников» рассчитана на 6 занятий продолжительностью 45 – 50 минут. Она имеет вариативный характер. Поэтому возможно последовательно использовать отдельные элементы занятий в условиях семейных воспитательных групп.

Мероприятия программы может проводить как педагог-психолог, так и после соответствующей подготовки, воспитатель семейной воспитательной группы.

Тематика занятий:

1. Знакомство с миром эмоций.

2. Эмоции: радость, удовольствие, удовлетворение, гордость.

3. Эмоции гнев, злость, раздражение, обида, стыд, грусть, презрение.

4. Эмоции страх, тревога, беспокойство, ужас, паника.

5. Эмоции интерес, желание, любопытство.

6. Подведение итогов.

Занятие 1.

Тема: «Знакомство с миром эмоций».

Задачи занятия:

Диагностика уровня сформированности представления об эмоциях у н/л.

Развитие представлений об эмоциях.

Развитие эмоциональной экспрессии.

Для определения уровня сформированности представлений детей об эмоциях можно использовать рисунки сказочных персонажей или изображения лиц детей или людей в определенном эмоциональном состоянии.

Попросите детей привести примеры из личного опыта и опыта общения с близкими людьми.

Приведите примеры из собственного опыта общения с ребенком в условиях семейной воспитательной группы.

Для развития представлений детей об эмоциях предложите детям изобразить персонажей сказочной страны.

Сравните рисунки, отметьте сходства и различия в восприятии одного и того же эмоционального состояния разными людьми.

Обсудите с детьми, как возникают эмоции.

Как они реагируют на разные обстоятельства жизни.

Какое настроение у них бывает чаще.

Какими способами можно улучшить свое настроение.

Какими способами дети выражают эмоции.

Что бывает, когда эмоции переполняют их через край.

Подводя итоги занятия, сделайте вывод о значении эмоций в жизни человека.

Занятие 2.

Тема: «Эмоции: радость, удовольствие, удовлетворение, гордость».

Задачи занятия:

Знакомство с эмоциями: радость, удовольствие, удовлетворение, гордость.

Совершенствование эмоциональной экспрессии.

Спросите у детей, с каким настроением они начинают занятие.

Обратите внимание на выражение лица, позы и жесты детей, отражающие их состояние. Попросите детей, выразить его как можно ярче.

Обсудите с детьми, как влияют добрые слова приветствия на эмоциональное состояние.

Проверьте, что запомнили дети из пройденного на прошлом занятии.

Обсудите, какие эмоции испытывали дети при выполнении упражнения психогимнастики и как они при этом выглядели. Кому из участников лучше удалось передать требуемое состояние. Какие выразительные средства им в этом помогли.

После прослушивания сказки попросите детей ответить на вопрос, почему эмоции радость, удовольствие, удовлетворение, гордость называются положительными эмоциями.

Попросите детей привести примеры из личного опыта и опыта общения с близкими людьми, когда они испытывали эти эмоции.

Приведите примеры из собственного опыта общения с ребенком в условиях семейной воспитательной группы.

Поговорите с детьми о подарках. Когда и для чего дарят подарки. Какие подарки бывают. О каком подарке мечтает каждый из них.

Обсудите эмоциональное состояние детей при выполнении этюда «Цветок».  

При подведении итогов занятия, обратите внимание на роль положительных эмоций в жизни детей (они дают хорошее самочувствие, делают активнее).

Занятие 3.

Тема: «Эмоции гнев, злость, раздражение, обида, стыд, грусть, презрение».

Задачи занятия:

Формирование и  развитие представления об эмоциях: гнев, злость, раздражение, обида, стыд, грусть, презрение.

Совершенствование эмоциональной экспрессии.

Спросите у детей, с каким настроением они начинают занятие.

Обратите внимание на выражение лица, позы и жесты детей, отражающие их состояние. Попросите детей, выразить его как можно ярче.

Проверьте, что запомнили дети из пройденного на прошлом занятии.

После прослушивания сказки обсудите с детьми, почему эмоции: гнев, злость, раздражение, обида, стыд, грусть, презрение, считают негативными эмоциями. Как влияют негативные эмоции на самочувствие, поведение, отношения с окружающими людьми.

Попросите детей привести примеры из личного опыта и опыта общения с близкими людьми, когда они испытывали эти эмоции.

Приведите примеры из собственного опыта общения с ребенком в условиях семейной воспитательной группы.

Сравните работы детей из пластилина. Обратите внимание детей, какими выразительными средствами каждый из них передал настроение героев.

Спросите детей, хотелось бы им изменить настроение героев.

Попросите детей придумать название новой стране.

При подведении итогов занятия, обсудите с детьми, какое значение негативные эмоции имеют в жизни.

Занятие 4.

Тема: «Эмоции страх, тревога, беспокойство, ужас, паника».

Задачи занятия:

Развить представление об эмоциях: страх, тревога, беспокойство, ужас, паника;

Создание атмосферы приятия и психологического комфорта.

Спросите у детей, с каким настроением они начинают занятие.

Обратите внимание на выражение лица, позы и жесты детей, отражающие их состояние. Попросите детей, выразить его как можно ярче.

Проверьте, что запомнили дети из пройденного на прошлом занятии.

        

Обсудите с детьми, какие чувства они испытывали, когда прикасались друг к другу.

Обсудите с детьми, почему Страну Драки можно назвать «Темноландией».

Какие эмоции испытывает человек, если ему что-то угрожает.

Попросите детей привести примеры из личного опыта и опыта общения с близкими людьми, когда они испытывали эти эмоции.

Приведите примеры из собственного опыта общения с ребенком в условиях семейной воспитательной группы.

Попросите детей пофантазировать над рисунком страха. Сравните рисунки детей. Обратите внимание на выразительные средства, с помощью которых каждый из них передал страх.

Поговорите о том, чего боятся дети.

Попросите их ответить на вопрос, что помогает им справляться со своим страхом.

Обратите внимание детей на то, что поддержка близких людей помогает человеку справиться со своим страхом и беспокойством.

Занятие 5.

Тема: Эмоции интерес, желание, любопытство.

Задачи занятия:

Развить представление об эмоциях: интерес, желание, любопытство.

Сплочение детского коллектива.

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Спросите у детей, с каким настроением они начинают занятие.

Обратите внимание на выражение лица, позы и жесты детей, отражающие их состояние. Попросите детей, выразить его как можно ярче.

Проверьте, что запомнили дети из пройденного на прошлом занятии.

        

Обсудите с детьми, какие чувства они испытывали, когда говорили друг другу комплименты. Приятно ли было слышать добрые слова в свой адрес.

После прослушивания сказки поговорите с детьми о том, какие бывают желания. В чем проявляется интерес и любопытство.

Попросите детей привести примеры из личного опыта и опыта общения с близкими людьми, когда они испытывали эти эмоции.

Приведите примеры из собственного опыта общения с ребенком в условиях семейной воспитательной группы.

После выполнения рисунка по кругу, попросите детей рассказать, как проявлялись эмоции интереса и любопытства на каждом этапе выполнения рисунка.

Какие эмоции сопутствуют переживанию интереса и любопытства (радость, удивление).

Обсудите с детьми, какие чувства они испытывали при выполнении упражнения «Большое доброе животное».

Обратите внимание детей, что большинство позитивных эмоций возникают у человека, когда рядом с ним его близкие и родные.

Занятие 6.

Тема: Подведение итогов.

Задачи занятия:

Закрепления полученных знаний;

Диагностика полученных умений и навыков;

Подведение итогов.

Для выявления уровня сформированности представлений детей об эмоциях предложите им перечислить эмоции, которые они знают.

Попросите детей охарактеризовать эмоции на выбор: рассказать, чем вызвана эта эмоция, как она проявляется, позитивные или негативный она носит характер, как можно повлиять на эту эмоцию, какое значение она имеет в жизни человека.

Попросите детей привести примеры из литературы и  из жизни.

Обсудите с детьми результаты выполнения упражнения «Листочки». Удалось ли окружающим точно определить твое состояние. Что тебе помогало определить состояние других участников. Какие эмоции они испытывали при выполнения упражнения.

Попросите детей описать состояние друг друга по рисункам.

Предложите детям описать свои рисунки. Рассказать историю о своем эмоциональном состоянии. Какое оно. Как оно появилось. Как часто оно бывает. О чем оно говорит. Какое значение имеет. Как оно проходит. Чего хочется в этом состоянии.

Сравните истории детей.

Обратите внимание детей на многообразие эмоций.

Подводя итоги занятий, подчеркните значение эмоций в жизни человека.