Статья "Использование интерактивных технологий на психологических занятиях"

Шеина Ольга Николаевна

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Богданова О.Н.

МОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода

На сегодняшний день использование интерактивных технологий на уроках является неотъемлемой частью образовательного процесса. Развитие компьютерных технологий создаёт условия для педагогов в своей практической деятельности применять разнообразные методы обучения.

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимается как непосредственный диалог пользователя с компьютером, а занятия по психологии строятся на взаимодействии человек-человек, психологи смело включают в свои занятия элементы работы с интерактивными средствами.

Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, педагог-психолог учитывает возрастные особенности детей и практически все задания даёт в игровой форме. В связи с тем, что ведущим видом деятельности у воспитанников детского сада является игровая деятельность, а у учеников начальных классов – учебная деятельность, а у некоторых до сих пор она ещё не до конца сформирована, а для этого ребёнку необходимо «доиграть» своё время, чтобы включиться в учебный процесс, на психологических занятиях для активизации познавательной активности детей используется интерактивная доска. Интерактивная доска служит для психолога наглядно-демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске.

Интерактивные технологии, представленные интерактивной доской, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро меняться и превращаться. []

Так, развивающие игры, отображённые на экране интерактивной доски позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Смена видов деятельности позволяет детям переключить внимание с более сложного задания, на более лёгкое, в результате чего на протяжении всего занятия эмоциональное состояние детей и их работоспособность остаются стабильными.

Из опыта психологов, одной из  распространённых и эффективных игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является компьютерная программа «АДАЛИН», которая включает в себя комплекс развивающих занятий, направленных на развитие познавательной сферы детей. Психологические занятия с детьми на основе данной программы могут проходить как в индивидуальной, так и в группой формах. Групповая работа для детей становится живым действием, ведь они не в устной и не в письменной форме выполняют предложенные задания, а непосредственно на доске, с помощью специальных средств самостоятельно нажимают на варианты ответов, что вызывает у детей бурные положительные эмоции, и им удаётся лучше усвоить материал.

Также, на основе богатой цветовой оснащённости доски, её разнообразных инструментов, функций психолог разрабатывает специальные задания для  развития памяти, внимания, мышления детей. Важно отметить, что наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Немало важно и то, что интерактивная доска используется психологом как экран для демонстрации сказок, отрывков фильмов с психологической направленностью. Сюжеты демонстрируемого материала вызывают у детей неподдельную заинтересованность. Дети не только видят и воспринимают информацию, но и переживают эмоции.

На своих психологических занятиях психолог чередует умственную деятельность с подвижной, и умственную деятельность минутками отдыха, которые сопровождаются релаксационной музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажов. Интерактивная доска в этом случае служит как релаксационное средство.

Педагог-психолог в образовательном учреждении, работая с детьми, сталкивается с различными психологическими проблемами: гиперактивность, низкий уровень мотивации, низкий уровень самоконтроля и организации и т.д. С помощью интерактивной доски, того материала, который на ней демонстрируется, тех заданий, которые ребята непосредственно выполняют на своём опыте, психолог создаёт условия для вовлечения детей в учебный процесс, испытывающих трудности психологического характера. В связи с этим, у детей повышается концентрация внимания, так как внимание лучше сосредотачивается на ярком наглядном материале, подкрепляющемся практическими действиями; существенно повышается мотивация к посещению занятий и активной на них работе, также более успешно усваивается практический материал и поддерживается интерес к учебе.

Также стоит отметить, что одним из сложных направлений деятельности педагога-психолога является психологическая диагностика, которую он часто проводит перед коррекционно-развивающими занятиями и после для определения динамки развития детей после окончания всего запланированного курса занятий. На проведение диагностических обследований и исследований требуются материальные затраты (белая бумага, карандаши, наглядный материал),  время для обработки полученных результатов. Но если вывести текст методик, анкет, практические задания, наглядные материалы  на экран доски, то финансовые и временные затраты заметно уменьшатся. Наглядная демонстрация вопросов  и заданий методик лучше воспринимается детьми, что повышает надёжность и достоверность их ответов.

В целом, использование интерактивных технологий на психологических занятиях создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, держит в стабилизации их работоспособность, стабилизирует фон настроения, повышает интерес к учебе,  что является  ярким показателем значимости интерактивного оборудования в учебном процессе.

На наш взгляд, каждый педагог в условиях образовательного учреждения должен строить учебный процесс с использованием по возможности интерактивных технологий. Ведь данные методы обучения оказывают полезное воздействие не только на обучающихся, но и практичны в работе педагогов. Имея в помощниках интерактивные технологии, педагог на занятиях может больше внимания уделять каждому ребенку, перекладывая часть своих обязанностей на технологии.

Необходимо помнить, что любое занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  желательно рассматривать как игру, своеобразное приключение в процессе путешествия за знаниями. И если образовательные инструменты дают такую возможность, то это необходимо использовать. []